ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Рейтинги <br />
как инструмент <br />
для госзаказчика
13.04.2015
Тема номера

Рейтинги
как инструмент
для госзаказчика

Независимый рейтинг способен стать преградой для недобросовестных компаний

Ни для кого не секрет, что коррупционные риски в системе госконтрактов до сих пор являются одним из ожидаемых видов рисков при определении победителя конкурса. Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ довольно четко регулируют данную сферу, однако в настоящее время остается очень много недоработок и лазеек для недобросовестных участников как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей.

 

По данным Минэкономразвития, в 2014 году на долю работ, связанных в той или иной степени со строительством, в системе госзакупок пришлось около 48% контрактов. Цифра колоссальная, если учесть, что по данным официального сайта госзакупок за 2014 год было размещено контрактов на сумму в 23,8 трлн рублей, а это значит, что на долю строительной отрасли пришлось около 11,4 трлн.

При той системе, которая сложилась сейчас в России, заказчику довольно сложно оценить потенциальных участников конкурса, особенно если они сталкиваются с какой-то компанией впервые. Качество в строительстве зависит от всех этапов реализации намеченного проекта, и каждый этап по-своему важен. Без качественных инженерных изысканий невозможно принять обоснованные проектные решения и выполнить поставленную задачу, и далеко не всегда прохождение экспертизы (будь то государственной, негосударственной или ведомственной) может от этого оградить.

Без профессионального подхода к строительству объекта на всех этапах его возведения, контроля качества стройматериалов, а также рассмотрения эксплуатационных характеристики всего «жизненного цикла» объекта не обойтись. Особенностью исполнения контрактов, связанных со строительством объектов является тот факт, что заказчику работ довольно сложно, если не сказать, почти невозможно заранее оценить качество конечной работы. Весь процесс приема работ, пусть даже и на различных этапах реализации, происходит постфактум, то есть когда работы уже завершены. Поэтому, если заказчик сталкивается с недобросовестным исполнением, то начинаются бесконечные экспертизы, судебные разбирательства, переделки и доработки, а это как для заказчика, так и для исполнителя сплошные убытки, срыв сроков и потеря репутации.

Вопросы объективной оценки участников конкурсов заказчики пытаются решить по-разному. Если такие крупные компании как ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть» и ряд других компаний еще могут себе позволить проведение процедуры предквалификационных отборов, то другие организовать эту процедуру уже не смогут.  Даже если бы система предквалификации проводилась всеми в обязательном порядке, она все равно не решала бы главной проблемы – проблемы манипуляций отдельными экспертами, которые влияют на решение отбора. Не секрет, что каждая крупная государственная компания разрабатывает свою методологию (при этом единых подходов составления  нет), согласно которой большой вес имеет экспертное мнение, и в некоторых случаях эксперты демонстрируют поразительное «единодушие». Поэтому итог закупочной процедуры часто предопределен, ведь в строительной отрасли на долю субъективных критериев (экспертное мнение) приходится порядка 40% баллов в совокупной оценке предложений.

 

Рейтинги РАСК  - высокая оценка

Создание РАСКа обосновано объективным существованием государственного и социального запроса на замену части субъективных критериев на объективные глобальные рейтинги с целью наиболее оптимального выбора подрядчика по соотношению «цена-ожидаемое качество». Независимая дистанционная рейтинговая оценка позволяет с достаточной степенью объективности предварительно оценить компанию, оградить заказчика от «компаний-пустышек», «компаний-посредников» или даже от откровенных мошенников.

Оценка компании происходит по таким характеристикам как техническая оснащенность, опыт и деловая репутация, финансово-экономическое состояние, кадровый и производственный потенциал, качество управления и другие. Рейтинги конкурентоспособности, присваиваемые агентством, представляют собой мнения относительно конкурентоспособности компаний, основанные на критериях и методологии, пересматриваемых и обновляемых агентством на регулярной основе. В разработке методологии рейтингования приняли участие ведущие специалисты России в сфере рейтингования и строительства.

В настоящее время РАСК ведет свою работу по целому ряду направлений оценки, среди которых можно выделить контактное и дистанционное рейтингование компаний строительной отрасли (изыскатели, проектировщики, строители), рейтингование производителей стройматериалов, застройщиков, компаний, ведущих свою деятельность в сфере услуг ЖКХ, компаний, занимающихся кадастровой деятельностью и ряд других направлений. Работу агентства оценили в Минстрое России: 27 января 2015 года конкурсная комиссия Ежегодного градостроительного конкурса при Минстрое России включила дистанционный рейтинг строителей РАСК в каталог лучших практик как «Лучшая практика внедрения информационных технологий в градостроительной сфере».

Кроме того, ведется работа в направлении законодательного закрепления рейтинговой деятельности.

Разработаны и направлены в Минстрой России предложения по аккредитации, требования к отраслевым агентствам, предложения к законодательству о закупках (44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Уже сегодня в Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ на период до 2020 года говорится о необходимости объективизации неценовых критериев, качества и квалификации в целях снижения коррупционных рисков, повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также исключения возможности выбора в качестве победителя «своего» участника закупки.

12 декабря 2014 года состоялось заседание Экспертного Совета по градостроительной деятельности Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему: «О законодательных инициативах по совершенствованию института СРО в строительстве». По результатам обсуждения было рекомендовано Минстрою России с участием Национальных объединений саморегулируемых организаций использовать мировую практику внедрения методов рейтингования и оценки индексов развития отрасли.

Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства на протяжении 2014 года проводились консультации и рабочие встречи, посвященные вопросам формирования системного, объективного и профессионального анализа конкурентоспособности предприятий и организаций строительного комплекса. По итогам обсуждения было предложено Рейтинговому агентству строительного комплекса во взаимодействии с ТПП РФ, Национальными объединениями, отраслевыми союзами, ассоциациями и организациями строительного комплекса, органами государственной власти и управления Российской Федерации организовать совместную работу по доработке методики рейтинговой оценки, обеспечивающей получение максимально высокой степени объективности уровня конкурентоспособности компаний.

У законодателей появилось понимание того, что без внедрения независимой оценки компании третьими лицами (не участвующими в решении конкретного вопроса) избавиться от коррупционных схем и некачественной реализации проекта будет довольно сложно, если не сказать, почти невозможно. Таким третьим лицом может выступать агентство, подтвердившее свою репутацию на рынке.

 

Нужен независимый арбитр

Внедрение подхода независимой рейтинговой оценки в систему государственных закупок может решить проблему использования предквалификационных отборов небольшими компаниями или государственными учреждениями. Например, если объект сложный или особо опасный, то  заказчик обоснованно захочет увидеть среди участников конкурса компании с высоким уровнем конкурентоспособности, например, категории А. И ему достаточно будет прописать это в конкурсной документации. Такая возможность  «фильтрации» оградит закупочную процедуру от недобросовестных участников, существенно снизит риски невыполнения контракта, а также послужит инструментом борьбы с необоснованным демпингом. В настоящее время статистика показывает, что большинство расторгнутых контрактов приходится на контракты, заключенные в результате проведенных аукционов. Расторжение контрактов приводит к проведению повторных закупок и удорожанию стоимости проектирования и строительства, а также к неосвоению средств бюджетов и увеличению сроков проектирования и строительства.

В докладе руководителя ФАС России Игоря Артемьева о состоянии конкуренции в России говорится о том, что конкуренция из сферы госзакупок почти полностью устранена. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.). Поэтому при привлечении рейтинговых оценок стоит использовать только те критерии, которые не ущемляют положения малых предприятий в пользу более крупных.

Это говорит о том, что внедрение независимого арбитра, хотя бы на этапе отбора конкурсантов, давно назрела для воплощения в жизнь. Иначе говорить о борьбе с коррупцией, повышении эффективности расходования бюджетных средств и улучшении качества строительства можно будет бесконечно, а наболевшие проблемы решены так и не будут.

Мы уверены, что постепенное включение рейтинговых оценок в процедуру проведения государственных закупок поможет государству в борьбе с коррупцией, снизит издержки на предварительную оценку подрядчиков и повысит эффективность и качество госзакупок и, как следствие, качество выполняемых строительных работ. Надеемся, что эти и другие эффективные меры в совокупности помогут преодолеть сложные времена, а страна и отрасль выйдут из них модернизированными, конкурентоспособными и с наименьшими потерями в экономике.

 

Николай АЛЕКСЕЕНКО,

генеральный директор «Рейтингового агентства строительного комплекса»

 

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо