ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Саморегулирование в строительстве состоялось – такое, какое и закладывали
19.05.2015

Саморегулирование в строительстве состоялось – такое, какое и закладывали

Саморегулирование в строительной сфере было задумано как новый инструмент регулирования субъектов градостроительных отношений.

Некоторым критикам саморегулирования не надо прятать голову в песок и делать вид, что саморегулирование касается взаимодействия только СРО, их членов, и национальных объединений. Законом справедливо установлены субъекты отношений в саморегулировании:

  1. федеральные органы власти;
  2. органы власти субъектов федерации;
  3. органы местного самоуправления;
  4. саморегулируемые организации и их члены;
  5. потребители произведенных товаров (работ, услуг).

 Саморегулирование с разных трибун и разными субъектами провозглашалось то состоявшимся, то не состоявшимся, то полезным, то вредным для отрасли и России.

И при этом все признают проблемы, которые лежат на поверхности, однако их причины зачастую скрыты в недрах системы саморегулирования и заложены в её правоустанавливающих документах.

Поэтому винить в проблемах только сами СРО, как это сейчас происходит, не корректно и не конструктивно, а со стороны органов власти - просто цинично. 

Если субъекты отношений видят проблемы, их надо решать в первую очередь, совершенствуя законы - нормы отношений, а это прерогатива и ответственность власти.

У нас говорят: - «Что посеешь – то и пожнешь»,  поэтому САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОСТОЯЛОСЬ такое, какое заложили на уровне законов и подзаконных актов.   

Ведь нет же массовых нарушений законодательства о саморегулировании, нет массовых обращений в суды по этому поводу, значит, созданная система в целом практически соответствует действующему законодательству и поставленным целям.

И на самом деле, цель саморегулирования: «предупреждение причинения вреда…вследствие недостатков работ…» исполняется почти на 100%. Небывалый показатель, правда?!  Одна-две выплаты из компенсационного фонда за годы, на всю огромную Россию! Но извините, тогда откуда проблемы в системе саморегулирования?

Поставленная системе Цель практически реализуется, это ли не доказательство её состоятельности?  

Однако многие эксперты говорят, что получилось что-то не то, чего хотели, создавая систему. И тогда возникает вопрос о правильности выбора ЦЕЛИ, и способов ее достижения.    

Возможно, поняв, наконец, ошибку пора скорректировать направление?

Необходимость  корректировки  ЦЕЛИ саморегулирования

  1. Понимая, что деятельность всех субъектов градостроительных отношений, в итоге направлена на обеспечение прав и запросов потребителя, и только во вторую очередь  на тех, кто подвизался в строительстве и его регулировании.
  2. Учитывая реальную интегральность понятия - качество строительной продукции, главной целью саморегулирования как инструмента госрегулирования в строительстве следует  назвать:
  3.  

 

- обеспечение заданных характеристик качества строительной продукции, удовлетворяющих запросам потребителей и гарантирующих им право на жизнь, охрану здоровья, имущества и благоприятную окружающую среду.

Такой подход полностью соответствует и отечественному и зарубежному, опыту по управлению качеством вообще. Именно эта главная цель должна быть общей для саморегулирования, как системы. Она должна относиться ко всем без исключения субъектам саморегулирования.

Локальные цели и ответственность каждого из 5ти субъектов отношений в саморегулировании должны быть однозначно распределены между ними и подчинены этой ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ.

 

КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ -  

это интегральная характеристика

 

Какого бы направления развития системы госрегулирования градостроительной деятельности мы не придерживались, всегда придется решать главный вопрос - обеспечение качества строительной продукции как интегральной характеристики.

Такими характеристиками могут быть аспекты качества, и их детальные показатели, приведенные ниже тремя структурными разделами:

I.

Аспекты качества Показатели качества в строительстве Ответственность
Нормативно-правовой и нормативно-технический Актуальность норм, оптимальность норм (полнота и отсутствие излишних барьеров). Федеральные органы власти (разработка и принятие нормативов, госэкспертиза и госнадзор)
Правовые и технические нормы должны давать безусловную возможность субъектам саморегулирования реализовать свои обязанности в отношении показателей качества, для обеспечения выполнения Цели саморегулирования - как инструмента госрегулирования. Ложные цели и ущербные правовые нормы это первое препятствие развития саморегулирования и отрасли. Особо это заметно в периферии, где нет финансовой накачки строительной отрасли, там отрасль первой начинает стагнировать

II.

Социальный Региональность, индивидуальность (соблюдение интересов федерации её субъектов, народов и народностей, групп населения, лиц)

Региональные и Местные органы власти (местные нормы град. проектирования, экспертиза и надзор)

Архитекторы, Изыскатели и Проектировщики их СРО и объединения (проектирование, авторский надзор)

Эстетический Архитектурно – художественные показатели, эмоциональное восприятие.
Местные нормы градостроительного регулирования просто не могут быть лучше федеральных, т.к. федеральные первичны. И во многих субъектах эти нормы еще не утверждены. Разделы проектной документации должны устанавливать и обеспечивать реализацию всех показателей качества и включать требования к организации строительства и контролю качества работ (согласно обновленным перечням НТД это оказалось уже не обязательно…) До сих пор нет нормативных требований по применению стандартов организаций - СТО (на правила проведения и приемки качества работ), заменивших старые СНиПы, не разрабатываемые сейчас вообще.

III.

Экономический - Инвестиционная привлекательность,
- Стоимость,
- Сроки строительства,
- Окупаемость,
- Конкурентоспособность…

Инвесторы, Застройщики, Заказчики (в т. ч. государственные)

Подрядчики, их СРО и объединения (организация и осуществление строительства)

Технический - Безопасность и энергоэффективность,
- Надежность и технологичность,
- Долговечность и ремонтопригодность,
- Экологичность…
Лица, организующие и осуществляющие строительство, обязаны выполнять его в соответствии с проектной документацией в рамках действующих нормативно-правовых и нормативно-технических документов, обеспечивая указанные здесь показатели качества. Но если ответственные за аспекты качества по I и II разделу не устанавливают необходимых требований к качеству и не дают инструментов их реализации, то спрашивать с исполнителей, по меньшей мере, бессмысленно. Это поиск стрелочников, а не дело.

​​

Только суммарная реализация установленных показателей качества силами всех субъектов саморегулирования сможет дать качественную строительную продукцию, удовлетворяющую запросы потребителей и их права.

Поэтому необходимо нормативно установить ответственность каждого субъекта отношений в саморегулировании за конкретные показатели качества строительной продукции и нормативно же обеспечить им возможность эти показатели реализовать.

Принимаемые законы не должны оставлять возможности для неисполнения требований к  субъектам  саморегулирования, тем более к злоупотреблениям.

Потенциальным нарушителям должно быть крайне не выгодно это делать. Не должно быть так, как это происходило и происходит сейчас, даже государство затрудняется привлечь к ответу разных ловчил от «саморегулирования». 

Современная практика показывает, что надо на постоянной основе совершенствовать систему от достигнутого.  А революции и перевороты вредны для любой системы.

 

Александр Домбровский,
генеральный директор Ассоциации
РООР СРОСБР

Александр Шерстов,  
ведущий специалист контрольного отдела
Ассоциации РООР СРОСБР

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо