ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Компфонды СРО: хранить нельзя потратить!

Компфонды СРО: хранить нельзя потратить!

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минстрою до 12 июня представить законопроект, предусматривающий возможность покупки инфраструктурных облигаций за счет средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в строительстве.

"Минстрою, Минфину с участием АИЖК и национальных объединений СРО представить до 12 июня проект правового акта, предусматривающего возможность приобретения облигаций АИЖК и облигаций с залоговым обеспечением, выпущенных в целях финансирования приобретения построенной в рамках программы "Жилье для российской семьи" инженерно-технической инфраструктуры, за счет средств компенсационных фондов СРО в строительстве", - говорится в перечне поручений по итогам заседания президиума совета при президенте РФ, состоявшегося 18 марта. Протокол появился на сайте правительства России 3 апреля.

Мы попросили прокомментировать данное поручение и возможные последствия принятия такого закона экспертов, имеющих самое непосредственное отношение к созданию и функционированию системы саморегулирования в строительстве.

Михаил Викторов, Советник председателя Федерального межотраслевого совета общественной организации «Деловая Россия»:

- Очевидно, что се йчас средства компенсационных фондов СРО заморожены и не работают на строителей. Руководители СРО неоднократно высказывали критические замечания, что средства компфондов омертвлены.

В свое время, когда только создавались статьи Градостроительного Кодекса, вводящие саморегулирование в строительной отрасли, мы предлагали ввести не компенсационные фонды, а полноценную систему страхования рисков. Однако в итоге ввели и то, и другое. Очевидно, что проблему с компенсационными фондами нужно решать, тем более, что мы видим, как эти средства могут быть утрачены в результате банкротства или аннулирования лицензии банка. Более того, сейчас по закону члены СРО средствами компфондов оперировать не могут, а вот руководители СРО имеют к ним доступ, и есть уже несколько случаев, когда компенсационный фонд оказывался утраченным.

Сейчас необходимо начинать реформу системы материальной ответственности саморегулируемых организаций и думать, как вовлечь средства компенсационных фондов в отрасль. Саморегулируемое сообщество и, прежде всего, Национальные объединения, должны активно работать с Правительством, Государственной Думой, Минстроем и готовить правильные, грамотные документы.

Виктор Плескачевский, депутат Государственной Думы III, IV и V созывов, автор закона «О саморегулируемых организациях»:

- Нужно посмотреть, каким образом это поручение воплотится в законе. Очевидно, что средства компенсационных фондов - особое имущество СРО, эквивалентное страховым фондам АСВ, ОСАГО, Стабфонду и прочим страховым фондам по особо!!! (Законом) выделенным рискам. Именно поэтому их нельзя держать в банках. Слишком велики риски потери средств, главная задача которых - гарантирование исполнения обязательств перед обществом. И это не гражданско-правовые, а публично-правовые отношения.

По моему мнению, максимум, что возможно сделать - разрешить!!!!(а не указать) размещать средства компенсационных фондов в целевые гособлигации на жилье или на дороги.

Что касается идеи размещения средств компенсационных фондов в облигациях Агентства ипотечного жилищного кредитования, могу только сказать, что ипотечные ценные бумаги в России - самые ненадежные инструменты из аналогичных. Размещение средств компенсационных фондов в таких бумагах возможно, только если они гарантированы государством.

В любом случае, представители СРО и Национальных объединений должны активно участвовать в разработке законопроекта и других документов, обсуждать, отстаивать свои позиции, квалифицированно объяснять власти, где она не права.

​Владимир Аверченко, ректор Института проблем саморегулирования:

- Во-первых, как бывший руководитель Росстроя могу со всей ответственностью заявить, что на данном этапе проработки программы «Жильё для российской семьи», положение о привлечении для её реализации части средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций – СРО – в сфере строительства вообще не должно было появиться в этом выступлении министра на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике.

Это явная недоработка аппарата Министерства. Такие серьёзные предложения так вот спонтанно не выдвигаются и тем более не принимаются. Как правило, этому предшествует целый комплекс мероприятий по юридическому и экономическому обоснованию возможности привлечения таких, обладающих особым статусом, общественных фондов в интересах финансирования государственных программ.

На следующем этапе предполагается обязательное проведение глубокого и всестороннего обсуждения полученных результатов в Общественном и Экспертном советах Министерства с максимальным привлечением руководства национальных объединений строительной отрасли, представителей науки, СРО-сообщества, строительных фирм.

Людям надо чётко и ясно объяснить, как будет действовать механизм использования государством накопленных компенсационных фондов, какие выгоды и преференции получит отрасль, СРО и конкретные строительные организации, как, в конце концов, будет выполняться предусмотренная законом функция компенсационных фондов по защите интересов третьих лиц.

Мне понятно стремление чиновников «освоить» те 80 миллиардов рублей компенсационных фондов строительной отрасли, которые сейчас мёртвым грузом лежат на депозитах, обогащая банки и принося небольшой доход самим СРО.

Да, наверное, можно подумать о вариантах более эффективного использования этих средств для поддержки и оживления строительного рынка. Есть исходящие опять же из Министерства предложения о возможности использования этих денег для размещения в инфраструктурных облигациях, которые будет выпускать АИЖК. При этом планируется изменить законодательство таким образом, что СРО будут размещать средства в госбумагах. Предполагается, что какая-то часть может быть размещена на депозитах, и эта пропорция еще только будет обсуждаться.

То есть реальные деньги будут заменены на «ценные бумаги». Старшее поколение хорошо помнит, что произошло с облигациями государственных выигрышных займов в Советском Союзе.

Если уж и говорить об облигациях, то необходимо будет обеспечить их обязательную и беспрепятственную конвертируемость, чтобы они могли выполнять возложенную на компенсационные фонды функцию возмещения ущерба третьим лицам в течение 10 дней с момента вступления в силу соответствующего судебного решения. Неплохо было бы также законодательно предусмотреть возможность использования этих облигаций в качестве залоговых инструментов для получения целевых кредитов под строительные проекты самих СРО.

В любом случае в данном вопросе спешка только вредна, а она в действиях чиновников явно прослеживается, они ¬ бегут впереди паровоза.

Следует воспользоваться подготовкой к предстоящим съездам НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ для широкого разъяснения и обсуждения этих инициатив внутри строительного сообщества, а затем полностью отработанные конкретные предложения представить на высоком уровне делегатам съездов, выслушать их предложения и рекомендации и уж потом выходить с законодательными инициативами в Государственную Думу.

Я уверен, что в этом случае и государство получит столь необходимые ему финансовые ресурсы, которые сейчас не используются, и строительная отрасль увидит для себя чёткие перспективы, а также административные и финансовые ресурсы для своего дальнейшего развития.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо