ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Метро в Петербурге: найден ущерб в 9,2 млрд рублей
19.02.2015

Метро в Петербурге: найден ущерб в 9,2 млрд рублей

В Санкт-Петербурге разгорается скандал, связанный с возбуждением уголовного дела по итогам проверки Контрольно-счетной палаты, выявившей ущерб на 9,2 млрд рублей.

В Управлении Петербургского метрополитена прошли обыски с участием оперативников Следственного комитета и ФСБ. Издание «Фонтанка.ру» предполагает, что более всего в этой ситуации следователей история со строительством свайного основания под станцией «Адмиралтейская». Хотя и строительство торговых центров над вестибюлями новых станций также может попасть в поле зрения правоохранительных органов. А за этими проектами, как считает издание, стоят такие  известные фамилии как Матвиенко, Филимонов, Полукеев, Соколов.

Напомним, что Контрольно-счетная палата Петербурга в ходе проверки в конце 2013 – начале 2014 года выявила ущерб на общую сумму в 9,2 млрд рублей. Основная претензия аудиторов касалась схемы строительства вестибюлей над новыми станциями метро, открытыми в последнее время. Инвесторы – холдинги «Адамант» (станции «Обводный канал», «Звенигородская», «Бухарестская», «Международная») и «Петромир» («Адмиралтейская») – получали право построить не только сам одноэтажный вестибюль, но и многоэтажный торговый центр. При этом плата в городской бюджет была минимальной: по «Бухарестской» – 2,6 млн рублей, по «Международной» – 7,7 млн, по «Адмиралтейской» – 70 млн.

Однако, как напоминает «Фонтанка.ру» еще в 2002 году мэр Владимир Яковлев подписал распоряжение «О реконструкции наземных вестибюлей станций метрополитена», подготовленное на основании предложения метрополитена: оно разрешало подземке привлекать инвесторов для ремонта существующих вестибюлей. Чуть позже, в марте 2004 года, в Смольном прошло совещание под председательством губернатора Валентины Матвиенко, на котором она предложила сооружать за счет средств бюджета только наклонные ходы, а для строительства вестибюлей привлекать инвесторов.

Летом 2004 года Валентина Матвиенко подписала новое распоряжение, в котором был регламентирован порядок проведения конкурсов на выбор инвестора, а в 2008 году оно было расширено – частный капитал теперь можно было привлекать не только для реконструкции, но и строительства вестибюлей. А в состав комиссий следовало привлекать, помимо представителей метрополитена, чиновников городского правительства и профильных ведомств. Состав комиссии менялся, в разные времена в нее входили: вице-губернаторы Александр Вахмистров и Александр Полукеев, глава КГА Юлия Киселева, глава комитета по транспорту Александр Кадыров, глава КУГИ Игорь Метельский, главы комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов и Алексей Чичканов, глава комитета по строительству Роман Филимонов.

Размер платежа в бюджет города согласовывался с КУГИ и ГУИОНом. Итоги конкурсов, как правило, объявлялись с большим запозданием или же вовсе держались в секрете, но параметры проектов так или иначе становились достоянием общественности – в частности, та самая низкая стоимость платежа. Например о том, что «Адамант» за право построить ТЦ «Лиговъ» перечислит в бюджет 5 млн рублей, стало известно еще в марте 2010 года.

Так что итоги расследования уголовного дела могут стать весьма громкими с учетом того, где работают сейчас бывшие участники конкурсных комиссий. Однако пока о расследовании этих эпизодов не слышно, тогда как конфликт на «Адмиралтейской» набирает обороты.

«Фонтанка.ру» напоминает, что по договору с компанией «Советник» (входящей в холдинг «Петромир») свайное основание под зданием на Малой Морской, где располагается станция «Адмиралтейская» и ТЦ «Адмирал», должен был делать инвестор. Однако в реальности эти работы выполнил «Метрострой» при возведении наклонного хода станции. По оценке Контрольно-счетной палаты, их стоимость составила не менее 466 млн рублей: как указано на сайте палаты, метрополитен «неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджета».

С другой стороны, у метрополитена есть контраргумент: уже после возведения здания был проведен расчет нагрузки на фундамент, который показал, что стоимость свайного основания составляет 271 млн рублей. По данным «Фонтанки», «Советник» перечислил эти средства в городской бюджет на основании счета, выставленного метрополитеном. Следствию же теперь предстоит выяснить, чья оценка стоимости фундамента более точна – КСП или самого метрополитена.

 

По материалам «Фонтанка.ру»

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо