Минстрою России пора определить позицию по реформе технического регулирования
А.Шамузафаров, который возглавлял Госстроя России в 2000-2002 годах, лучше, чем кто бы то ни было, представляет, чем может грозить для слаженной работы министерства несогласованность позиций ключевых руководителей по важнейшим вопросам развития отрасли. Именно поэтому он обратился к своему коллеге Владимиру Якушеву с письмом, в котором постарался донести до министра всю важность и остроту данной проблемы.
В письме, в частности говорится, что в августе в СРО «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» состоялось обсуждение вопросов перспективного рaзвития системы технического регyлирования и стандартизации в строительстве и промышленности строительных материалов с участием Министра по техническому регyлированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) В.В.Назаренко и представителей Департамента технического регyлирования и аккредитации ЕЭК, а также руководства комитетов по техническому регyлированию Российского Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского Союза строителей.
Участники заседания с удивлением отметили, что в головном ведомстве – Минстрое России – позиции двух заместителей министра, которые занимаются вопросами технического регулирования, диаметрально противоположны.
Так, замминистра Дмитрий Волков активно настаивает на реформе технического регулирования и введении новых документов – строительных норм обязательного применения. При этом члены рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» высказались категорически против уничтожения действующей системы техрегулирования. Этой же позиции придерживаются эксперты РСПП, ТПП РФ и РСС, а также большая часть профессионального строительного сообщества.
«Вместе с тем Минстроем России предпринимаются попытки решить вопрос введения обязательных строительных норм на наднациональном уровне - через проект технического регламента ЕАЭС (ТР ТС) "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". При этом даже не учитывается то, что для введения таких положений в указанный проект технического регламента потребуется предварительно внести соответствующие изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе. Так же не учитывается и то, что эта позиция Минстроя России не совпадает с точкой зрения других заинтересованных сторон в рамках ЕАЭС» - отмечает в своем письме Анвар Шамузафаров.
При этом первый замминистра строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин на совещании в РСПП, которое также было посвящено реформе техрегулирования в строительстве, поддержал участвовавших в нем экспертов и План взаимодействия РСПП и Минстроя России на первом этапе реализации которого предусмотрено прекращение инициатив министерства по вводу дополнителъных обязательных строительных норм и требований к строительным материалам, а именно:
- отказ от ввода новых видов обязательных документов "строительных норм" через технические регламенты ЕАЭС и РФ;
- отказ от внесения изменений в Союзный договор ЕАЭС для введения обязательных строительных норм;
- отказ от внесения изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" с целью разработки сводов правил на строительные материалы, в том числе металлопродукцию, трубы, кабель, цемент и т.д. и создание ведомственной системы допуска их на рынок.
Таким образом, в Минстрое России существуют ярко выраженные и не совпадающие между собой две точки зрения руководителей Минстроя России по вопросам развития системы технического регyлирования в строительстве как в Российской Федерации, так и в странах- участниках ЕАЭС. Сложившееся положение мешает осуществлению эффективной изыскательской, проектной и строительной деятельности не только в Российской Федерации, но и в странах- участниках ЕАЭС.
Анвар Шамузафаров обратился к главе Минстроя России с просьбой о выработке скоординированной профессиональной позиции министерства по вопросам технического регулирования в строительной отрасли.
Кроме того, СРО «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» приняла решение выделить до 2 млн рублей для разработки под контролем ЕЭК с участием представителей от Российской Федерации и заинтересованных стран проекта технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий», в соответствии с тем, как это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе.