ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Национальные цели - <br />
есть,  пути их достижения - <br />
туманны
06.09.2020
Экономика

Национальные цели -
есть, пути их достижения -
туманны

Счетная палата выпустила очередной, июльский Дайджест мониторинга национальных целей. Результаты не радуют

Факт обновления системы национальных целей, конечно, только приветствуется — ведь это важные ориентиры для региональных и городских стратегий. В результате некоторые цели стали более реалистичны. И это снизит вероятность фальсификаций при попытках отчитаться о достижении заведомо недостижимых целей. Но, к сожалению, не все целевые показатели относятся к количественным и точно определенным. А количественные показатели не всегда адекватны. Так, например, «Улучшение качества городской среды в полтора раза» - это в среднем по всем городам страны и как его считать?

«Комфортная и безопасная среда для жизни».

В соответствии с этой целью должно происходить улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год.

Так, Указом Президента РФ № 474 был расширен горизонт реализации установленной ранее аналогичной национальной цели «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год» до 2030 г. На достижение этой цели была направлена реализация национального проекта «Жилье и городская среда».

Но, как показал проведенный Счетной палатой РФ мониторинг национальных проектов, показатель «Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год» в 2019 г. достигнут только 25 субъектами из 85.

При этом риски недостижения в 2020 г. значения показателя нацпроекта по вводу жилья образовались еще до развития ситуации с новой коронавирусной инфекцией.

Так, на 1 января 2020 г. в стадии строительства находились объекты жилищного строительства площадью 107,5 млн кв. м, что, по мнению Счетной палаты РФ, недостаточно для обеспечения запланированного ввода многоквартирных жилых домов в текущем году в объеме 64,9 млн кв. м. Для справки — при сроках строительства жилых домов 2—3 года для ввода 64,9 млн кв. м необходимо, чтобы в стадии строительства на начало года находилось порядка 200 млн кв. м жилья.

 

 «Улучшение качества городской среды в полтора раза».

Указом № 204  Правительству РФ было дано поручение подготовить нацпроект в сфере жилья и городской среды, исходя из того, что к 2024 г. кроме прочего необходимо кардинально повысить комфортность городской среды, индекс качества городской среды — на 30%, а также сократить в соответствии с этим индексом количество городов с неблагоприятной средой в 2 раза. При этом Указ № 474 закрепляет цель «Улучшение качества городской среды в полтора раза» в качестве национальной.

НП «Жилье и городская среда» включает в себя федеральные проекты, в том числе ФП «Формирование комфортной городской среды», в целях реализации мероприятий которого были заключены соответствующие соглашения с субъектами о реализации РП «Формирование комфортной городской среды». Их реализуют 84 субъекта за исключением г. Москвы, у которой собственная программа вне рамок ФП.

При этом Счетной палатой РФ проведена оценка достаточности и сбалансированности средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отраженной в паспорте нацпроекта, которая показывает, что финансовые потребности регионов учитываются не в полной мере.

Но самое интересное, что основные показатели «Реализованы  Мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды (количество обустроенных общественных пространств), не менее ед. накопительным итогом начиная с 2019 г.» и «Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях не менее ед. нарастающим итогом» ФП «Формирование комфортной городской среды» имеют аналитический характер и измеряются только количеством мероприятий.

Поэтому на основании отчетных данных оценить эффективность их финансового обеспечения, а также полноту и качество выполнения запланированных работ не представляется возможным.

Так, на 1 апреля 2020 г. из 10 200 общественных территорий благоустроено лишь 5 917 или всего 58%.

В качестве системного недостатка отмечается низкое достижение показателя на момент окончания благоприятного временного периода, т.е. до конца октября, что создает риски некачественного или неполного выполнения работ.

Таким образом, для реализации наццели «Улучшение качества городской среды в полтора раза» Правительству РФ будет необходимо не только скорректировать основные задачи и мероприятия НП «Жилье и городская среда» и ФП «Формирование комфортной городской среды», но и пересмотреть финансовую политику реализации данных проектов.

По мнению экспертов, обозначенные приоритетные направления с некоторыми целевыми установками или показателями — это продолжение ранее заданного курса с корректировкой сроков. Что касается цели «Комфортная и безопасная среда», хотя в такой формулировке опять же это не цель, а приоритетное направление, т.к. цель явно указывает на образ достижения результата, то в данное направление были включены приоритеты, посвященные обеспечению жильем и строительству жилья, городской среде и развитию дорожной сети и экологии.

Но при этом до сих пор существует конфликт между целью строительства такого количества жилья и улучшением городской среды. Так какие параметры ресурсоэффективности будут у этого строящегося жилья, и насколько дорого это жилье будет в эксплуатации? Опять же, что понимается под улучшением жилищных условий: льготная долгосрочная аренда или исключительно приобретение в собственность? К сожалению, все эти нюансы оказались за кадром.

Если взять цель по обеспечению жильем, то, как это выявлялось в предыдущих исследованиях — главная проблема рынка - это, прежде всего, покупательская способность граждан. Сейчас рынок льготной ипотеки немного дает передышку рынку строительства. Однако, согласно опросу фонда «Общественное мнение», более 60% россиян исключают возможность ипотечного кредита из-за низкого уровня жизни, больших переплат и недоверия кредитам. При этом многие девелоперы не ждут улучшения социально-экономической ситуации, т.к. опрос девелоперских компаний, проведенный ЦСР и РГУД в мае 2020 г. показал, что как раз экономические риски — наиболее серьезные. И эти настроения характерны как для крупных столичных рынков, так и для небольших региональных.

Если говорить о систематизации, то необходимо, конечно, увязывать меры стимулирования развития новых секторов — с высокой добавленной стоимостью, высоким уровнем оплаты труда и т.д., и реализации политики в отношении создания комфортной и безопасной среды.

Но больше всего в реализации этих направлений ощущается их несинхронизированность друг с другом.

Также нужно отметить, что часто идет борьба с последствиями, а не причинами тех проблем, которые препятствуют реализации. В рамках участия в экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты РФ выявлено, что одна из ключевых проблем — это крайняя зарегулированность в федеральном законодательстве земельно-имущественных отношений. А этот блок влияет на реализацию всех приоритетных направлений развития. Также требуют существенной модернизации инструменты комплексного устойчивого развития территорий, которые закреплены в Градостроительном кодексе, но по факту не работают. Так, например, не было реализовано ни одного проекта с использованием механизма комплексного развития территорий как по инициативе органов местного самоуправления, так и по инициативе собственности.

И, наконец, есть системный риск и проблема неучета региональных потребностей и специфики. Много обсуждалось, что показатели и реализуемые проекты должны исходить из потенциала и состояния территории: известно, что ряд регионов не подписал соглашения по отдельным нацпроектам. А также необходимо максимально расширять самостоятельность, в том числе финансовую по реализации этих приоритетов на региональный уровень.

 

 «Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%».

Интересно, что показатели Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. не отражены в Указе № 474. А из показателей НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Указ № 474 включен лишь целевой показатель «по обеспечению доли дорожной сети крупнейших городских агломераций, соответствующей нормативным требованиям, не менее 85%» в рамках наццели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

Остальные показатели нацпроекта не нашли там свое отражение, в том числе: «снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. — до уровня, не превышающего 4 человек на 100 тыс. населения. А к 2030 г. — стремление к нулевому уровню смертности, который непосредственно оказывает влияние на достижение целевого показателя «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет».

Интересно, что специалисты неоднократно обращали внимание на тот факт, что с учетом международного опыта и фактической динамики снижения смертности в результате ДТП в стране данный целевой показатель сугубо нереалистичен. Показатель социального риска в 4 единицы достигнут к настоящему времени лишь в 7 странах мира — многолетних лидерах мирового рейтинга безопасности дорожного движения — это Швейцария, Норвегия, Швеция, Сингапур, Великобритания, Нидерланды и Дания. Переход от двузначных цифр — 10 и более погибших в ДТП на 100 тыс. населения до отметки в 4 единицы занимал в этих странах от 20 и более лет.

Выход России на показатель социального риска 4 единицы предполагает среднегодовые темпы снижения этого показателя в 20% и более, но такие результаты никогда ранее не наблюдались в мировой практике повышения безопасности дорожного движения.

На профильной Рабочей группе Госсовета 3 июля 2020 г. обсуждался вопрос о корректировке рассматриваемого показателя в сторону реально-достижимых значений. И есть основание полагать, что уточненный показатель — около 7,5-8 единиц на 2024 г. будет представлен на рассмотрение Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо