ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Федеральный бюджет — есть. <br />
Исполнение — <br />
хромает
17.09.2020
Экономика

Федеральный бюджет — есть.
Исполнение —
хромает

Наблюдается постепенное замедление отрицательной динамики в экономике России

Счетная палата выпустила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2020 г.

 

Вполне логично, что во II квартале 2020 г. российская экономика в избытке ощутила влияние пандемии и последствия введения карантинных мер. В апреле отмечался пиковый спад, который сменился постепенным замедлением отрицательной динамики и восстановлением роста ряда показателей. А на фоне сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения – на 8% за II кв. и 3,7% за первое полугодие, роста безработицы – до 6,2% в июне и 5,4% за первое полугодие и последовавшего сокращения потребительского спроса – снижение оборота розничной торговли на 16,6% во II кв. и на 6,4% за первое полугодие, инфляция замедлилась до 0,2% за июнь. В целом с начала года по итогам июня инфляция составила 2,6%, однако в годовом выражении в июне эта цифра 3,2%, превысив прогнозный показатель в 3%.

В результате действия карантинных мер и последовавшей за ними приостановки деятельности предприятий снижение ВВП во II кв. достигло 8,5%. А за полугодие оно может составить 3,5%.

Общий объем доходов федерального бюджета составил 9091,5 млрд руб., или 44,1%, и уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 458,4 млрд руб. При этом уровень исполнения расходов самый высокий за последние 4 года – 45,8%.

 

Получить сумели, потратить – нет!

На низком уровне – менее 25% исполнены расходы по 8 главным распорядителям, в том числе по Минтрансу России – 23%.

Также не осуществлялось либо осуществлялось на низком уровне исполнение расходов по завершению расчетов по неисполненным обязательствам 2019 г. по отдельным государственным контрактам Росжелдором, Минобрнауки и Минспортом России.

Так, по Росжелдору внесены изменения в сводную роспись на 2020 г., предусматривающие увеличение бюджетных ассигнований на исполнение заключенных государственных контрактов, подлежавших оплате в 2019 г., по направлению расходов «Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, и иных объектов» (Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности) в рамках ведомственного проекта «Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта» госпрограммы «Развитие транспортной системы» в сумме 20,3 млн руб.

Также подобные изменения внесены в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 г.» (Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности) в сумме 8 762,8 млн руб. Исполнение расходов за первое полугодие 2020 г. составило лишь 650,6 млн руб. или 7,4%.

 

Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограмм были увеличены на 283 161,7 млн руб. При этом установлено, что одновременно с корректировкой бюджетных ассигнований вносились существенные изменения в цели, задачи, ожидаемые результаты, целевые показатели и другие параметры госпрограмм. Были выявлены недостатки, связанные с отсутствием зависимости между объемами ресурсного обеспечения и достигаемыми значениями показателей; ухудшением значений показателей; многократным изменением состава показателей; наличием низкой доли показателей, определяемых исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения.

Отмечаются факты несоответствия ожидаемых результатов и показателей, предусмотренных госпрограммой, установленным в паспорте федерального проекта.

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 1 июля исполнены в сумме 6 592 513,5 млн руб. или на 45,4%.

В рамках 9 госпрограмм исполнение расходов по 14 подпрограммам не осуществлялось на общую сумму 8 838,7 млн руб. На низком уровне исполнены расходы по ряду госпрограмм, в том числе «Развитие транспортной системы» - 32,5%.

 

На реализацию национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2 129 633,5 млн руб., что на 433 980,4 млн руб. больше, чем в аналогичном периоде 2019 г.

Уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов и Комплексного плана составил 35,1%, что на 2,7% выше уровня исполнения за аналогичный период 2019 г., но на 10,7% ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета – 45,8%.

Выше уровня в 35,1% исполнены расходы по 6 нацпроектам, в том числе «Жилье и городская среда» - 42,8%. По 4 из 74 федеральных проектов расходы не осуществлялись.

Причем при реализации национальных и федеральных проектов отмечаются недостатки, связанные с нарушением сроков достижения результатов, формированием значительного количества запросов на изменение паспортов проектов, предусматривающих корректировку показателей и результатов, перераспределением их финансового обеспечения. Также есть риски недостижения в 2020 г. целевых показателей.

Так, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в связи с возникшими ограничениями на строительство и снижением потребительского спроса существует риск недостижения запланированного объема ввода жилья в 2020 г. и иных показателей проекта. Возможное увеличение сроков строительства жилых объектов в связи с приостановкой, а также снижение покупательной способности населения ведет к рискам недостижения цели по улучшению жилищных условий.

Существуют и риски по отдельным результатам федеральных проектов, связанных с инвестиционной деятельностью, в том числе по строительству социальных, жилых объектов и инфраструктуры.

По состоянию на 1 июля общий объем бюджетных ассигнований по нацпроектам и Комплексному плану составил 2 156 960,5 млн руб., что на 27 327 млн руб. больше объема на 2020 г.

Наибольший объем изменений отмечается, в том числе по нацпроектам «Жилье и городская среда» - 6515,7 млн руб. или 4,4%, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 4085 млн руб. или 2,8%.

По состоянию на 1 июля лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) на реализацию нацпроектов и Комплексного плана утверждены и доведены до главных распорядителей в объеме 2 135 914,9 млн руб. Объем заблокированных ЛБО по 8 нацпроектам и комплексному плану составляет 21 045,6 млн руб. В их числе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 0,4 млн руб.

По госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» исполнение расходов составило 43,2%. Наибольшая доля в объеме расходов – это межбюджетные трансферты бюджетам субъектов – 137 513,6 млн руб. или 54,1%. Кассовое исполнение по ним составило 33 232,6 млн руб. или 24,2%.

 

В России две проблемы: как построить дороги и как потратить деньги

По подпрограмме «Дорожное хозяйство» исполнение расходов составило 30% из-за низкого уровня использования бюджетных ассигнований Минтрансом России на предоставление субсидии ГК «Автодор» на общую сумму 32,4 млрд руб. на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автодорог в рамках федерального проекта «Европа – Западный Китай» - 5,3% и на осуществление деятельности по доверительному управлению автодорогами - 18,8%.

В рамках реализации нацпроекта БКАД уровень исполнения бюджетных ассигнований составил 26,5%. По федеральному проекту «Дорожная сеть» - 31,2%. Так, на 1 июля субъектами планировалось выполнение дорожных работ на площади 116,44 млн кв. м. Но фактически работы по укладке асфальтобетона и иных типов покрытия выполнены на площади 38,035 млн кв. м – 32,7%. При этом 27 субъектов выполнили менее 15% годового объема дорожных работ.

В результате динамика кассовых расходов свидетельствует о рисках недостижения в 2020 г. целевых показателей и результатов в целом.

Расходы на реализацию мероприятий транспортной части комплексного плана на 1 июля составили 361 207,9 млн руб., что на 24 768,9 млн руб. меньше показателя, предусмотренного паспортом. Кассовое исполнение расходов в I полугодии по 7 федеральным проектам составило 32,2%.

Так, не осуществлялись расходы по ФП «Транспортно-логистические центры» в связи с незавершением мероприятий по разработке технико-экономического обоснования ТЛЦ в Приволжском федеральном округе, а также по ФП «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» в связи с отсутствием решения по направлению, маршруту и срокам строительства магистрали.

В рамках ФП «Внутренние водные пути» расходы исполнены на низком уровне – 31,5%, в том числе из-за неисполнения расходов на реализацию мероприятий «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон. Объекты 1-го этапа (подготовительного периода)» в сумме 757,5 млн руб. и «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон. Объекты 2-го этапа (основного периода)» в сумме 7182,4 млн руб.

В рамках ФП «Северный морской путь» расходы исполнены на 12,3%, в том числе из-за неиспользования в полном объеме бюджетных инвестиций по объектам Росжелдора – на реализацию концессионного соглашения по строительству железнодорожного Северного широтного хода, ГК «Росатом» - на строительство серийных универсальных атомных ледоколов и терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний». Кроме того, в запросе на изменение паспорта этого ФП отсутствуют обоснования и анализ предлагаемых изменений ответственных исполнителей и контрольных точек реализации мероприятий.

По ФП «Европа – Западный Китай» до настоящего времени не разработана проектно-сметная документация в отношении участков автомобильных дорог, входящих в транспортный коридор между г. Канаш в Республике Чувашия и пунктом пропуска Сагарчин на границе с Казахстаном, общей протяженностью 289,9 км, планируемых к реконструкции и капитальному ремонту.

В уточненном паспорте ФП «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» изменены формулировки контрольных точек: вместо наименования объектов строительства и реконструкции включены общие показатели, не позволяющие определить конкретный объект.

 

Ввод запланированных объектов – 3%

 

Исполнение расходов на реализацию ФАИП за январь - июнь составило 243,7 млрд руб. или 25,1%, что на 3,5% выше, чем за аналогичный период 2019 г. При этом на уровне ниже 25% исполнили расходы 34 из 55 главных распорядителей средств федерального бюджета, 3 не начали осуществление расходов – ГФС России, Ространснадзор и Следственный комитет РФ.

В результате по состоянию на 1 июля 89,9 млрд руб. или 10,1% объема бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП зарезервированы, а работы не начаты из-за отсутствия проектной документации, пообъектной детализации или необходимых нормативных актов.

Так, не сняты ограничения с объектов и мероприятий Минэкономразвития России, Росморречфлота, Минобрнауки России, Росжелдора, Минздрава России. Правительством РФ по состоянию на 1 июня 2020 г. приняты решения об увеличении сроков утверждения проектной документации до 1 сентября в отношении 38 объектов, финансовое обеспечение строительства или реконструкции которых за счет средств федерального бюджета составляет 15,7 млрд руб. на 2020 г. Причем на 1 июня в эксплуатацию введено лишь 9 из 395 объектов ФАИП, подлежащих вводу в 2020 г.

По Росморречфлоту исполнение расходов составило 29,5%. На низком уровне исполнены расходы на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности – лишь 13,4%.

В связи с поздним началом осуществления конкурсных процедур по объектам «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон. Объекты 2-го этапа» и отсутствием положительных заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России» по 7 объектам ФАИП не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 7182,4 млн руб.

Кроме того, по Росморречфлоту не исполнены бюджетные инвестиции в объеме 7444,4 млн руб. из-за непроведения конкурентных процедур по определению подрядчика (исполнителя) по строительству морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае. А также в объеме 536 млн руб. по объекту «Ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7 для морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна» из-за отсутствия заявок при проведении конкурса.

По Росавиации исполнение расходов – 32,3%. Расходы на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности – 13,4%.

Не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 481,8 млн руб. на строительство аэропорта Оссора (Камчатский край) в связи с приостановкой работ с 19 октября 2019 г. на зимний период и проведением конкурса в мае 2020 г. на заключение государственного контракта в объеме 470 млн руб. на реконструкцию аэропорта Экимчан (Амурская область), в объеме 722,1 млн руб. на реконструкцию взлетно-посадочной полосы № 1, рулежных дорожек и мест стоянок в аэропорту Домодедово в связи с расторжением государственного контракта с АО «СУ № 1» по причине банкротства подрядчика и корректировки проекта с последующим проведением конкурсных процедур.

По Росавтодору исполнение расходов – 30,1%, на предоставление бюджетных инвестиции в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности – 29,3%.

Не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 50 млн руб. по объекту «Строительство надземного пешеходного перехода на км 33+050 автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, Московская область» по причине повторного прохождения госэкспертизы проектной документации в связи с изменением конструктива и объемов работ; в объеме 15,5 млн руб. на объект «Устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» – Тамбов – Волгоград – Астрахань, подъезд к г. Элисте км 201+174 – км 202+100» в связи с поздней подачей объявления об осуществлении закупки по объекту.

При этом установлены регулярные изменения в план-график закупок. Так, по Росморречфлоту в январе – июне в него внесено 8 изменений. В ряде случаев объявление конкурсных процедур осуществлялось в июне, что свидетельствует о некачественном планировании осуществления закупок.

 

Не деньгами – так имуществом!

Что касается имущественных взносов, то по состоянию на 1 июля перечислено 10 из 14 на общую сумму 67,2 млрд руб. или 45,5%.

Так, среди прочих имущественный взнос в ГК «Фонд ЖКХ» на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда – в сумме 35,4 млрд руб. или 100%, взнос в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов – 9 млрд руб. – 13,2%, взнос в ГК «Автодор» – 0,8 млрд руб. – 42,2%.

Следует отметить, что бюджетные ассигнования на предоставление имущественных взносов в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» увеличены на 35,3 млрд руб. до 38,3 млрд руб. за счет неиспользованных остатков средств в 2019 г.

Кроме того, Минстрою России предусмотрен имущественный взнос в Фонд за счет средств резервного фонда Правительства РФ в сумме 30 млрд руб. Причем кассовое исполнение на 1 июля составило всего 6,8 млн руб. или 0,02%.

При этом значительные объемы средств, предоставленные госкорпорациям и госкомпании в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым они получают проценты по неснижаемому остатку средств на счете.

Так, общий объем временно свободных средств госкорпораций и госкомпании по состоянию на 1 июля составил около 192 млрд руб. При этом их доходы от инвестирования этих средств за полгода составили около 4,1 млрд руб.

 

Иоланта Вольф

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо