ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Госзакупки <br />
без нарушений — <br />
не закупки?
04.10.2020
Экономика

Госзакупки
без нарушений —
не закупки?

Госкомпании регулярно нарушают закон о госзакупках, занимаясь капстроительством

Счетная палата провела проверку использования бюджетных субсидий и инвестиций, выделенных в 2015 — 2019 гг. на капитальное строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры Сибирскому федеральному университету и Национальному медицинскому исследовательскому центру эндокринологии (НМИЦ эндокринологии). Фактически, результаты проверки — это иллюстрация, как делать не нужно.

 

В результате проверки выяснилось, что организации неэффективно справились с функцией заказчика. Так, в проверяемом периоде учреждения допустили более 100 нарушений, подавляющая часть которых — по положениям 44-ФЗ, а их общий объем превысил 2 млрд руб. 

Капитальные вложения в отношении строительства (реконструкции) 9 объектов капитального строительства Сибирского федерального университета (г. Красноярск) и двух объектов Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России осуществлялись в форме бюджетных инвестиций и субсидий. Общий объем заключенных университетом и Центром контрактов по результатам закупок составил 8,75 млрд руб. и 6,6 млрд руб. соответственно. А в целом по объектам университета и Центра выявлено нарушений с признаками причинения материального ущерба экономическим интересам Российской Федерации на общую сумму более 497 млн руб. и 800 млн руб. соответственно.

В частности, по университету выявлено 39 нарушений, 29 из которых по 44-ФЗ, на общую сумму 1047,1 млн руб. К ним относятся: принятие и оплата некачественных работ, работ, которые не соответствуют проектно-сметной документации и условиям контрактов, завышение сметной стоимости на 9,5 млн руб.

В свою очередь, Центром с нарушениями заключены дополнительные соглашения к контрактам на выполнение строительно-монтажных работ. А в допсоглашениях не были указаны виды работ, стоимость которых была увеличена. Общее количество нарушений — 70, из которых 62 — при осуществлении закупок на сумму 1 000,6 млн руб.

 

Как закупка — так ошибка

Также были выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением процедур планирования и проведения госзакупок. Например, СФУ с опозданием разместил план-график закупок в ЕИС, а при обосновании НМИЦ в некоторых случаях были нарушены требования законодательства в сфере закупок.

Университетом в 2014-2019 гг. было осуществлено 122 закупки с суммарной начальной (максимальной) ценой контрактов 9,04 млрд руб. При этом около 47% общего количества закупок на сумму 4,41 млрд руб. проведено университетом на неконкурентной основе — среднее количество участников закупки составило 4 заявки на 1 лот. По итогам было заключено 185 контрактов, общий объем которых составил 8,75 млрд руб. При этом в отчете об оценке отсутствует оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, приобретенных по договору купли-продажи на сумму 41 930,8 тыс. руб. А более 70% общего объема по стоимости контрактов заключено университетом с двумя подрядчиками.

Центром в 2015-2019 гг. было размещено 57 извещений о закупках, общий объем заключенных контрактов составил почти 6,6 млрд руб. Всего было заключено 96 контрактов на сумму 6,36 млрд руб., а с учетом дополнительных соглашений — на сумму 6,55 млрд руб. При этом среднее количество участников закупки составило 2,6 заявки на 1 лот.

При этом относительная экономия по результатам проведенных университетом закупок конкурентными способами составляет 5,2% или 312 682,9 тыс. руб., а Центром 3,5% или 223 811,9 тыс. руб.

При организации закупочной деятельности, а также планировании и проведении процедур закупки университетом и Центром было допущено множество нарушений законодательства в сфере закупок. Во-первых, при формировании контрактной службы — в части требований к наличию соответствующего образования ее членов. Во-вторых, в части сроков размещения в ЕИС в сфере закупок планов закупок (Центр) и планов-графиков закупок. В-третьих, при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. В-четвертых, в части установления критериев оценки заявок и их соответствия характеристикам планируемых к закупке работ, установления ненадлежащего порядка оценки заявок, а также ненадлежащей оценки заявок на участие в закупках. И, наконец, в части установления неправомерных требований к объектам закупки и ненадлежащих (сокращенных) сроков подачи заявок.

СФУ и Центром не направлялись титульные списки переходящей стройки в Минобрнауки России и Минздрав России соответственно.

Центром заключались дополнительные соглашения к контрактам на выполнение строительно-монтажных работ без указания видов работ, относительно которых имеет место увеличение физических объемов, с общим объемом 165,5 млн руб., а также устанавливающее размер финансирования на 2020 г. с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств на 323,72 млн руб.

Были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части объединения в 1 лот товаров, функционально и технологически не связанных между собой, а также признаки искусственного дробления единых сделок на несколько договоров, сумма по каждому из которых не превышала 300 тыс. руб., что способствовало созданию преимущественного положения исполнителям договоров.

Также установлены случаи нарушения Центром сроков направления информации о приемке и оплате выполненных работ и сроков оплаты за выполненные работы.

При вложениях в объекты государственной собственности либо допускалась значительная задержка ввода отдельных объектов строительства (реконструкции) в эксплуатацию, либо зафиксированы значимые риски срыва сроков завершения строительства. Были отклонения параметров объекта от проектной документации в части изменения технических решений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта. И это указывает на риски эксплуатации университетом и Центром небезопасных объектов капитального строительства.

Реконструкция аварийного учебно-лабораторного корпуса в Красноярске осуществляется университетом со значительным нарушением сроков завершения строительных и монтажных работ — более чем на 16 месяцев. Однако требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательств в размере более 354 млн руб. по состоянию на 19 марта подрядчику не было направлено.

 

Министерства от контроля самоустранились

В целом объем выявленных нарушений и недостатков указывает на ненадлежащий ведомственный контроль со стороны Минобрнауки России и Минздрава России в отношении эффективности и результативности исполнения университетом и Центром полномочий заказчика.

Так, цель осуществления университетом капитальных вложений в объект «Реконструкция аварийного учебно-лабораторного корпуса, г. Красноярск» не достигнута. Несмотря на установленный контрактом срок завершения выполнения строительных и монтажных работ — 1 декабря 2018 г., объект не был введен в эксплуатацию по состоянию на 23 марта 2020 г.

При этом «Студенческий городок Сибирского федерального университета (Комплекс общежитий для студентов «Перья»)» и «Студенческий городок Сибирского федерального университета (Комплекс общежитий для студентов «Перья») (2-я очередь)» фактически введены в установленный срок. Однако эти объекты не соответствуют утвержденной проектно-сметной документации. А в приобретенном в 2016 г. университетом объекте «Комплекс общежитий для студентов и работников образования с блоком обслуживания» ООО «Управляющая строительная компания «Сибиряк» (продавец) до настоящего времени не в полном объеме устранило недостатки, выявленные университетом при проведении экспертизы и его приемки в эксплуатацию.

Центр при установленном сроке ввода в эксплуатацию — 2020 г. — введен в эксплуатацию в октябре 2019 г. При этом объект содержит ряд существенных недостатков и несоответствий утвержденной проектно-сметной документации. А срок ввода в эксплуатацию объекта «Строительство общежития» установлен на 2021 г.

Еще в 2017 г. Минобрнауки России провело в отношении университета одно контрольное мероприятие, по результатам которого всплыли многочисленные нарушения в сфере осуществления закупок. Но при этом в период 2017—2019 гг. министерство контроль в отношении университета больше не проводило.

В свою очередь Минздравом России в 2016—2019 гг. выездные проверки расходования НМИЦ эндокринологии бюджетных средств вообще не осуществлялись. При этом Центром в адрес Минздрава ежеквартально представлялись отчеты об итогах реализации ФАИП.

По итогам контрольного мероприятия Счетная палата направит представления в университет и Центр, а также обращение в Генеральную прокуратуру РФ. Также будут разосланы информационные письма в Федеральное казначейство и ФАС, Минобрнауки, Минздрав и Минстрой России. И, конечно же, информация об основных итогах и отчет о результатах будут направлены в Совет Федерации и Государственную Думу РФ.

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо