ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Ценообразование в строительстве по-прежнему остается зоной, «серой» для понимания<br />
<br />
19.10.2020
Экономика

Ценообразование в строительстве по-прежнему остается зоной, «серой» для понимания

Реформа ценообразования идет медленно и с неизвестным результатом

Вопросы ценообразования в строительстве остаются одними из самых острых и запутанных. Именно поэтому НОСТРОЙ в рамках Всероссийского съезда строительных СРО провел расширенное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту и круглый стол на тему «Ценообразование в строительстве»

 

В круглом столе также участвовали представители СРО, Минстроя России, ДОМ.РФ, банковского и экспертного сообщества, общественных организаций и объединений.

Как отметил президент НОСТРОя Антон Глушков, впервые в 2020 г. во втором составе Общественного совета при Минстрое было выделено такое направление, как ценообразование и технологический аудит. А это крайне важная и актуальная тема. А Главгосэкспертиза в этой ситуации  – это основные руки по ведению работы в ценообразовании. Напомним, что комиссию по ценообразованию возглавляет именно президент НОСТРОя.

Как известно, сегодня основной метод при формировании смет - базисно-индексный. Минстрой его совершенствует, готовит и развивает нормативную базу, которая позволит в 2022 г. перейти на ресурсно-индексный метод. Так, были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ. Был принят 151-ФЗ, который показал, как регулируется стоимость, начиная от проектирования до расчетов подрядчика и заказчика.

По словам представителей Главгосэкспертизы, Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой регулярно обновляют сметно-нормативную базу, нормы и расценки к ней. 26 декабря 2019 г. была утверждена новая сметная база ФСНБ-2020. В нее вошло более 48,5 тыс. норм и расценок. Завершена гармонизация сметно-нормативной базы с отраслевыми и территориальными нормативами Москвы. Более 80% базы претерпело изменения, и более 300 новых норм вошло в ее состав.

В 1 квартале 2020 г. были приняты 3 дополнения к базе. Так, в первом было актуализировано более 900 норм и расценок, во втором – более 1 тыс., где большой блок был связан с дорожным строительством. Третий блок был внеплановым, но обработано более 200 важных норм, из них 97 новых. Четвертое, которое ожидается в октябре, будет достаточно объемным, предполагается обработать около 900 нормативов, из которых более 500 – новых. Его особенность в том, что системная работа по корректировке базы строилась не только на основе заявок и разработки новых расценок, но и по тем предложениям, которые направляют строительные компании в Главгосэкспертизу, Минстрой или НОСТРОЙ.

Были дифференцированы нормативы по видам работ и конструктивным элементам, что позволит качественно определять затраты на проведение монолитных работ. В состав ФСНБ-2020 вошло 308 новых сметных норм и расценок, 168 из них разработано Главгосэкспертизой.

Всего с 2017 г. Единая государственная сметно-нормативная база дополнена около 2 тыс. сметными нормами и расценками к ним, учитывающими новые технологии в строительстве.

Были подготовлены информационные материалы и шаблоны документов, упрощены процедуры и сроки разработки сметных нормативов. Появилась возможность разрабатывать нормативы по ценообразованию в реставрации объектов, а также сметной нормы по проведению работ по нормированию полигонов.

Упрощен ряд требований по проведению нормативных наблюдений при отрицательных температурах, появились поправочные коэффициенты, чтобы их можно было привести к нормальным условиям. Упрощены требования к составу техкарт. Впервые появились требования к составу документа в части материально-технических ресурсов как к материалам, так и машинам.

Теперь срок рассмотрения проекта сметного норматива не должен превышать 25 рабочих дней. Но самое главное, что рассмотрение нормативов стало носить двухстадийный характер.

Что касается регионов, то они самостоятельно создали центры мониторинга и осуществляют его ежеквартально. В дальнейшем он будет важен для формирования сметных цен строительных ресурсов. С июня все субъекты утвердили зарплату в строительстве, необходимую для пересчета индексов. Был подготовлен ряд методических документов, в них погружены в том числе затраты на страхование.

Сегодня уже 62 региона пересчитывают индексы расчетным методом, а до конца квартала ожидается прибавление еще 5 субъектов. И до конца года планируется переход на этот метод всей страны. В результате должна появиться актуальная база, учитывающая все потребности и особенности каждого региона. С начала следующего года планируется выпускать 3 индекса вместо одного – подобная операция была проделана для Краснодарского края и Республики Крым.

В ГИС ЦС уже созданы личные кабинеты для органов власти и поставщиков, которые также будут участвовать в формировании цен. Но есть трудности с нормативной документацией, поэтому необходимо внести изменения в постановление Правительства – цены должны быть не виртуальные, а приближенные к действительности.

 

Госконтракты стали еще более непривлекательными

Однако все далеко не так хорошо с ценообразованием на деле, как рассказывают сотрудники Главгосэкспертизы и Минстроя России. По словам президента НОСТРОя  Антона Глушкова, применение ФСНБ-2020 приводит не к увеличению стоимости строительства, а к его уменьшению. Так, при строительстве общежития в Красноярском крае снижение стоимости объекта по новой базе составило 40 млн руб. или почти 7%.

Для строителя самая достоверная информация – максимальная цена контракта, и сегодня она в результате применения базы 2020 по ряду объектов снижается. То есть государственные контракты становятся для строителей еще более невыгодными.

И это при том, что рентабельность всех строительных организаций в стране падает. И связано это с тем, что фактическая цена строительства не растет, а затратная постоянно возрастает. Мониторинг роста цены строительных материалов показывает, что рост стоимости опережает инфляционные процессы, которые происходят в целом в стране. В результате за последние 3 месяца появилась негативная динамика, когда на бюджетные контракты на торгах не оказалось ни одного заявителя.

Сегодня опытным и надежным застройщикам удается оставаться в контрактной системе, но им приходится все тяжелее. Разрушаются крупные строительные организации, имевшие большой штат специалистов, собственное оборудование, традиции и опыт. Низкая рентабельность и отсутствие запасов ведет к тому, что организация живет от контракта до контракта. И любая непредвиденная ситуация по поставкам, проектам, неплатеж от заказчика ведет к тому, что компания не может выплатить зарплату своим сотрудникам, внести лизинговые платежи и, по сути, становится на грань банкротства. В итоге зачастую на контракты выходят инжиниринговые компании с минимальным штатом, нанимают бригады шабашников под контракт, собирают не очень квалифицированный персонал. При этом страдают не только качество и безопасность, но и срываются сроки введения многочисленных социальных объектов, строительство которых запланировано в рамках нацпроектов. И это тревожная тенденция.

Есть и основная проблематика по наполнению базы данных – исходные данные очень сильно занижены и не отражают фактическое состояние дел.

В настоящее время требования об отражении фактически понесенных затрат при строительстве перестало быть приоритетом, а сами нормативы используются для определения начальной максимальной цены контракта. В этих условиях логично было бы сделать обязательным наличие нормировщиков в качестве штатной единицы в каждой крупной строительной организации, стабильно участвующей в реализации государственных инфраструктурных объектов, с предоставлением права включения затрат нормирования в стоимость проектов. И здесь самое главное – перенести камеральную разработку нормативов из кабинетов специалистов на реальные строительные площадки с реальными условиями, затратами и рисками. Для этого можно было бы стимулировать развитие региональных, корпоративных и отраслевых органов нормирования.

Необходимо упрощение порядка утверждения сметных нормативов. Сегодня этот процесс все равно содержит достаточное количество барьеров, которых не было в первоначальном документе, утвержденном еще Госстроем России.

Кроме того, сейчас сложилась парадоксальная ситуация, при которой наблюдаются значительные отличия уровня оплаты труда в небольших компаниях, которые могут позволить себе «серые» схемы, от крупных организаций, которые работают только легально.

Плюс ко всему в настоящее время авторский надзор в технических нормативах перемешан со строительным контролем, а сами затраты строительного контроля, регулируемые 468-м постановлением Правительства, включают только затраты заказчика, вообще не регулируя более значимые затраты строительного контроля подрядчика.

И, наконец, методики, по которым работают разные департаменты Минстроя, не взаимоувязаны. Так, например, Технический департамент, который выпустил СП-14 по сейсмике, для начала должен был бы договориться с  регионами, чтобы дать им переходный период, в течение которого можно было бы адаптировать строительные предприятия для работы и производства зданий в условиях повышения сейсмической  балльности. А сейчас несколько десятков регионов поставлено перед ситуацией, когда они не смогут даже достроить начатые объекты, потому что требования по сейсмике радикально изменились.

Нужно сказать, что выступавшие на круглом столе представители региональных СРО и строительных компаний также не разделили восторга Главгосэкспертизы от введения новой сметно-нормативной базы-2020. Как известно, большинство региональных строительных компаний выживает за счет госзаказа, а теперь стоимость строительства, посчитанная по новым расценкам, падает на 7-10%. Фактически компании должны строить себе в убыток. Так что ФСНБ-2020 явно нуждается в доработке.

Кроме обсуждения насущных проблем, на мероприятии была представлена платформа «Один ай клик». Она позволит строительным компаниям автоматизировать процесс выбора поставщиков по цене и даст возможность застройщикам загрузить свою проектную документацию и получить информацию о ценах на строительные ресурсы, транспортных затратах и в режиме реального времени заключить сделку. Поставщикам, производителям строительных материалов – найти новых покупателей. Всем заинтересованным лицам – бесплатно в режиме реального времени получать актуальную и достоверную информацию о ценах на строительные материалы.

 

Эвелина Ларсон

 

Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо