ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Анвар Шамузафаров: Если государство не дает в стройку денег – чего командовать-то?
21.10.2020

Анвар Шамузафаров: Если государство не дает в стройку денег – чего командовать-то?

20 октября с.г. в Екатеринбурге на площадке Форума 100+ TechnoBuild состоялась конференция «Техническое регулирование в строительстве: проектирование, строительство и производство строительных материалов как единый механизм». Организатором конференции выступило Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). А центральным можно считать традиционно блестящий и острый доклад вице-президента Российского Союза строителей Анвара Шамузафарова.

Нужно сказать, что тема технического регулирования красной нитью проходит через все годы деятельности Национального объединения строителей. После утверждения весной 2010 года Плана стандартизации НОСТРОЙ началась массовая разработка стандартов на производство работ. Кроме того, НОСТРОЙ участвовал в разработке и актуализации Сводов правил и Национальных стандартов – многие из них были разработаны впервые. После некоторого спада этой деятельности в «молчановские времена» (тогдашний президент НОСТРОя Андрей Молчанов искренне не понимал, зачем нужна такая работа по стандартизации и почему СТО НОСТРОЙ на монтаж инженерных систем разрабатывают компании, которые в этом монтаже и работают) с приходом Антона Глушкова работа в области технического регулирования активизировалась.

Сейчас НОСТРОЙ инициировал работу по анализу и актуализации принятых ранее СТО НОСТРОЙ, а также формирует план продолжения работ по техрегулированию – как в части стандартов на производство работ, так и вместе с Минстроем России над Сводами правил и национальными стандартами. Поэтому конференция по техническому регулированию в рамках Форума 100+ TechnoBuild совершенно логично стала одним из центральных мероприятий в программе НОСТРОя.

Президент НОСТРОя Антон Глушков высказался в том плане, что в действующих реалиях нужно относиться к техническому регулированию как к здоровому протекционизму. В последнее время идет большая дискуссия о реформе техрегулирования, деления всех документов на обязательные и добровольные строительные нормы. В результате полемики в профессиональном сообществе пришли к мнению, что сегодня строители не готовы к такому радикальному изменению, нужно двигаться более поступательно.

НОСТРОЙ видит два направления развития техрегулирования. Во-первых, это вопрос цифровизации отрасли. Современные цифровые технологии позволяют делать технические нормы более вариативными и подтверждать их сложными цифровыми расчетами, что ранее было недоступно.

Второе направление – это подготовка кадров. Уровень компетенции специалистов в проектировании и строительстве требует дальнейшего повышения. Все участники строительного процесса должны быть уверены, что принятые проектировщиками решения грамотные и безопасные, и при этом специалисты несут за эти решения реальную ответственность. Инструментом по повышению ответственности может стать независимая оценка знаний, о которой НОСТРОЙ много говорит в последнее время. Без подтверждения и повышения квалификации специалистов большая вариантивность строительных норм недопустима.

Государство возвращается в техрегулирование

К сожалению, «главный по техрегулированию» от Минстроя России – замминистра Дмитрий Волков не сумел ни приехать на Форум, ни подключиться к конференции по видеосвязи. Позицию ведомства представил директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Сергей Гончаров. Он напомнил, что наряду с заявительным порядком разработки Сводов правил, которым пользуются заинтересованные в конкретном нормативе компании, восстановлено участие государства в разработке нормативных технических документов. В техническое нормирование в строительстве постепенно возвращается наука, разработка нормативно-технических документов будет напрямую связываться с деятельностью профильных строительных институтов и соответствовать потребности рынка и времени. «К формированию документов нельзя допускать низкоквалифицированных специалистов. Ошибочное, узкое понимание строительных процессов может негативно сказаться на строительном рынке и, в первую очередь, на безопасности зданий и сооружений», - заявил Гончаров. С 2016 года более 100 новых разработок и исследований вошли в нормативную базу строительства, до конца этого года планируется около 20 нововведений по результатам научных исследований.

Большое внимание уделяется международному опыту в области техрегулирования, Российская Федерация  участвует в работе 22 международных комитетов ИСО в области строительства. Как сообщил С.Гончаров, специалисты Минстроя России,  анализируя международный опыт, пришли к выводу, что во всех странах, где успешно развивается строительная отрасль, существует гибкий подход к нормированию технологий и материалов, когда при наличии обязательных базовых требований по безопасности зданий существует много вариантов реализации этих требований. Нужно сказать, что и российские эксперты пришли к такому же выводу, причем несколько лет назад – с 2015 года председатель ТК 400 Лариса Баринова со товарищи активно ратует за так зазываемый параметрический метод, когда базовый нормативный документ задает необходимые параметры здания и сооружения, а вот способы достижения этих параметров могут быть самые разнообразные. В этом, собственно говоря, и суть конкуренции на строительном рынке.

Нужно сказать, что чиновник посетовал на тот факт, что Минстрою России пришлось отказаться от многолетней идеи отреформировать техрегулирование и ввести новый вид документа – обязательные строительные нормы. Однако реакция профессионального сообщества и ряда министерств была настолько отрицательной, что в итоге от законопроекта пришлось отказаться. Пока отказаться. Так что может быть предпринята новая попытка отреформировать СП и ГОСТы, а пока нужно актуализировать те, что есть.  

«Сейчас фонд нормативно-технических документов составляет 368 сводов правил и более 1100 стандартов, и перед нами стоит задача до 2024 года актуализировать действующие и разработать новые необходимые нормативно-технические документы для развития отрасли, – заявил Сергей Гончаров. При этом в рамках совершенствования нормативно-технической базы Минстроем уже внедрены 70 принципиально новых документов по стандартизации, а также новая практика разработки и актуализации нормативно-технических документов.

Глава ФАУ «ФЦС» Андрей Басов продолжил тему наращивания присутствия госструктур в техническом регулировании в строительстве. Он напомнил, что месяц назад правительство России утвердило Обновленный перечень нацстандартов и сводов правил (Перечень 985), который отменил около 4000 бывших обязательными требований строительных нормативов.

«Обновленный перечень нацстандартов и сводов правил, так называемый Перечень 985, летом этого года заменил Перечень 1521, который был утвержден в 2014 году и не обновлялся пять лет. За это время многие нормативные документы из обязательного перечня морально устарели. В рамках подготовительных работ по обновлению нормативно-технической базы, переработаны 90 процентов всех документов по стандартизации, содержащихся в Перечне 1521. Итог этой многолетней работы – в пересмотренные документы Перечня 985 включены актуализированные по результатам научных исследований нормируемые параметры и передовые технологии, а также инженерные решения, перенесенные из повторяющихся СТУ», – рассказал Андрей Басов.

Также в 2020 году была сделана попытка во всероссийском масштабе упорядочить выпуск строительных норм и правил. Сейчас около 10 ведомств имеют возможность нормировать строительную отрасль на своем направлении. Это хорошо, но принимаемые документы не должны противоречить друг другу, проектировщики и строители должны понимать, каким документом им пользоваться, а госэкспертиза - понимать, на какие требования надо проверять, чтобы объект был безопасен.

В 2019 году было принято решение о формировании единого реестра нормативной технической документации в строительстве. 12 сентября с.г. было принято постановление правительства, утвердившее правила формирования и ведения этого реестра.  Минстрой ставит задачу не просто сформировать реестр документов, но и проверить их на коллизии и решить, какой документ и как откорректировать с учетом мнения профсообщества. Сейчас обязательных и добровольных документов, выпущенных Минстроем, около 1500, а если посчитать документы всех ведомств, то их более 5000. Всю эту кучу нужно перелопатить до конца года. Минстрой свою часть в реестр уже внес, а к 1 января обещает наполнить и остальные разделы реестра. Так что вся нормативно-техническая база в строительстве соберется под одной крышей и ей же будет контролироваться.

Если не платишь деньги – чего командовать?

Совсем с другой стороны на развитие технического регулирования посмотрел вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров. Его главный тезис прост: там, где государство не дает денег, оно и не должно регулировать процессы, здесь вступает профессиональное сообщество и система саморегулирования. Сообщество способно само для себя написать необходимые нормативы, гораздо лучше, чем это делают не имеющие строительного образования чиновники.

Поскольку выступление Анвара Шамузафарова содержало очень нестандартные взгляды, имеет смысл привести его почти полностью:

- У нас идут длительные дискуссии с Минстроем и другими министерствами, как развивать систему технического регулирования в строительстве. Не так давно концепция реформы технического регулирования в строительстве не была поддержана профессиональным сообществом. В итоге концепция, предложенная Андреем Басовым и Дмитрием Волковым, пока была  отложена и не рассматривается.

В чем же у профессионального сообщества есть совпадение точек зрения с Минстроем и в чем противоречия с тем, что говорит и делает Минстрой? Вся система технического регулирования в том виде, в котором она существует, унаследована нами со времен СССР. Но тогда за счет государства жилищное строительство финансировалось на 75%, сейчас же за счет всех уровней государства – не более 5%, 95% оплачивается населением. Если взять все остальные стройки СССР, то они еще в большей степени оплачивались государством – до 85% за счет средств бюджета. Бюджетное финансирование предполагало и жесткий контроль расходования средств советского бюджета.

Сегодня ситуация изменилась полностью. Сейчас граждане оплачивают 85% всех расходов на жилье и коммунальные услуги – на 7,5 трлн рублей ежегодно, а система регулирования осталась та же самая. Мы перевели отрасль на самоокупаемость, она перешла на самофинансирование, поэтому должны прийти новые формы регулирования отрасли. Система саморегулирования возникла из изменения системы инвестиций, правоотношений и собственности. Поэтому медленно, но верно система госрегулирования должна отходить в сторону, государство должно лишь в общем виде помогать населению и бизнесу в строительных процессах. Радикальным образом должны уменьшиться административные барьеры и госрегулирование, которое сейчас является ненужным элементом функционирования отрасли строительной отрасли. Если не платишь деньги – чего командовать-то?

Конечно, остается бюджетное финансирование ряда строек, но в жилищном строительстве государство может регулировать процессы только через утверждение средней стоимости квадратного метра жилья по регионам, которое ежеквартально утверждает Минстрой России.

Мы должны способствовать радикальному сокращению административных барьеров и резко увеличивать роль профессионалов в управлении отраслью. Тут у нас есть неполное понимание с властью, потому что мы боремся за то, чтобы сами профессионалы определяли уровень профессиональных компетенций лиц, которые работают в строительстве, проектировании и изысканиях. Коллеги из Минстроя России говорят, что у них есть своя экзаменационная комиссия, она сейчас экзаменует экспертов, а надо, чтобы могла еще экзаменовать ГАПов и ГИПов, а то они неизвестно чем занимаются. Но для начала экзаменаторам не мешало бы кое-чему поучиться в области строительства, а потом проверять ГИПов и ГАПов.

Роль государства должна сохраняться там, где оно обеспечивает защиту своих конституционных ценностей. В Конституции есть несколько статей, которые регулируют градостроительную деятельность. Это ст. 7 об охране жизни и здоровья граждан  - мы должны создавать такие технические нормы, которые не угрожали бы жизни и здоровью населения. Ст.20 – неприкосновенность жилища - строители также должны ее обеспечивать, есть специальные нормы, выработанные вместе с МВД. Есть право на благоприятную окружающую среду – ст.42 – это, в первую очередь, защита окружающей среды и собственности при нарушении технических норм в процессе строительной деятельности. Защита прав частной собственности и защита права на жилище – в том случае, когда риски для частной собственности также связаны со строительной деятельностью. Поэтому мы в процессе разработки технических норм должны обеспечивать защиту конституционных прав граждан. При этом задачи государства укрупняются и переводятся на уровень самых общих законодательных норм и кодексов.

От каких рисков мы должны защитить население? Источниками рисков являются лица, которые осуществляют инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию и ликвидацию зданий и сооружений, а также лица, осуществляющие разработку проектной документации, экспертизу ее и так далее. Способы регулирования рисков – это выработка требований к участникам строительства, развитие системы допуска на рынок, а также квалификационные требования к специалистам, которые являются сегодня слабой частью законодательства. Нужно, чтобы эти требования были усилены и четко и жестко установлены.

Что касается изменений Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», то они могут включать  три способа доказательства подтверждения безопасности зданий и сооружений. Во-первых, это стандартный способ, о котором говорил Андрей Басов, – соблюдение требований СП и ГОСТов. Трактовка Минстроем этого положения является глупейшей, поскольку замминистра Дмитрий Волков совсем недавно убеждал нас в том, что Своды правил и Нацстандарты нужно обновлять один раз в пять лет. На самом деле, их нужно обновлять ежегодно и вернуться к практике 2000-2002 годов, когда Своды правил и стандарты утверждал Госстрой России. Сейчас утверждение их правительством – это фикция, потому что никто в правительстве в этом не разбирается и  зачем утверждать то, что уже утвердил министр?

Следующий способ – это соблюдение  строительных норм в соответствии с Перечнем №985. Однако при его утверждении произошла катастрофа, когда в СП-14 изменилась карта сейсморайонирования в стране, и в 18 регионах повысили уровень сейсмичности, не поставив в известность об этом сами регионы. Это Сибирь, Дальний Восток, часть регионов Юга и даже Калининград. А вся остальная система технического регулирования оказалась неподготовленной к тому, чтобы регионы могли нормально функционировать в условиях, когда резко поменяли правила игры. На мой взгляд, это должностное преступление, когда не предупредив регионы и правительство, Минстроем вводится такая новая норма. На какое количество триллионов рублей увеличатся расходы бюджета, чтобы компенсировать повышение балльности? Правительство же обязано компенсировать ущерб и убытки, которые они нанесли этим решением! Мы обратились в Минстрой России, чтобы для этого СП дали переходный период, когда в регионах будут перестраиваться предприятия стройиндустрии. Потому что ДСК должны начать выпускать панели и конструкции по новым требованиям – это совершенно другое армирование, другие узлы, и по-старому ДСК работать уже не смогут.

Следующий вопрос самый важный. Смешно себе представить, чтобы инженер Шухов, когда разрабатывал свои гениальные конструкции, ходил бы по коридорам какой-то там власти и согласовывал с какими-то людьми без образования, как ему проектировать своды или башню Шухова! Но наша система такова, что мы должны месяцами ходить на поклоны по коридорам власти в госэкспертизе. А потом приходят такие же малограмотные люди из стройнадзора, которые что-то требуют, чему-то учат профессионалов. В конечном счете, все это - административные барьеры.

Сегодня мы ставим вопрос, как уменьшить на год или полтора это «хождение по мукам»? Это можно сделать тогда, когда архитекторы и инженеры будут главными людьми в проекте, а решения будут приниматься в своей профессиональной среде. При этом нужно законодательно предусмотреть ответственность ГАПов и ГИПов, и если они нанесли ущерб третьим лицам, они должны ответить за это. А сегодня и госстройнадзор ни за что не отвечает, и госэкспертиза никогда в жизни не несла никакой ответственности за свои решения. А потом вводится совсем не тот объект, который прошел экспертизу.

Государственный контроль должен сохраниться там, где государство платит деньги. Но если это средства частного инвестора, то за это все должен отвечать ГИП или ГАП, и не только деньгами, но и административной и уголовной ответственностью. Если так выстроить законодательство, то будем строить быстро и качественно.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо