ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Дороги и миллиарды….
22.11.2020
Экономика

Дороги и миллиарды….

Конкуренция в дорожном строительстве есть, теперь нужна кооперация

В прошлом номере мы рассказывали о строительной отрасли, исходя из доклада Федеральной антимонопольной службы РФ о состоянии конкуренции в России за 2019 г. В этот раз речь пойдет о дорожной сфере.

Транспортная отрасль оказалась одной из наиболее пострадавших в связи с ситуацией с коронавирусом и ограничениями, вводимыми органами власти субъектов для сдерживания эпидемии. Так, в марте – апреле 2020 г. до 90% сократились объемы пассажирских перевозок на всех видах транспорта.

В целом можно выделить федеральных, региональных и локальных участников рынка дорожного строительства.

К федеральным относятся 6 крупных компаний – ПАО «Мостотрест», АО «ВАД», АО «Производственное объединение ремонта, обслуживания, содержания и строительства дорог», АО «ГП РАД», АО «Донаэродорстрой»,
АО «Мостострой-11». Они осуществляют проекты по строительству и ремонту дорог в различных регионах и, как правило, имеют широкую отраслевую диверсификацию, располагают собственными проектными институтами и часто работают в смежных отраслях.

К региональным относятся компании, имеющие возможность реализации проектов в нескольких близко расположенных регионах или работающие в границах одного федерального округа. Всего таких предприятий насчитывается несколько сотен.

К локальным, а это наиболее многочисленная группа, относятся компании, реализующие проекты только в конкретном регионе и не имеющие строительных подразделений за пределами региона. Например, «Абрис», Строительная компания «Еврострой», АО «Автогрейд», АО «Башкиравтодор», АО «Северавтодор», АО «Ярдормост», Кировское областное государственное предприятие «Вятские автомобильные дороги» и т.д.

При этом открытость рынка дорожного строительства для межрегионального взаимодействия ограничивается высокой долей затрат на строительные материалы, включая их транспортировку. Таким образом, состояние конкуренции целесообразно оценивать в региональном разрезе. В целом рынок дорожного строительства растет, увеличивается количество заключаемых контрактов и наблюдается положительная динамика.

Для рынка работ, связанных с дорожной деятельностью, в разрезе субъектов и источников финансирования характерен низкий уровень концентрации, а значит, и высокий уровень конкуренции. Уровень концентрации на рынке работ, финансируемых местных бюджетов чаще характеризуется более высоким уровнем концентрации. Это может объясняться небольшим количеством заключенных контрактов и тем, что в большинстве случаев из местных бюджетов финансируются менее дорогостоящие работы по текущему ремонту и содержанию автодорог.

Есть ряд основных факторов, влияющих на конкуренцию в сфере дорожного хозяйства. Во-первых, удаленность и специфичность регионов. Во-вторых, отсутствие возможности быстрого и экономичного перемещения ресурсов к месту дорожных работ, в особенности из других регионов. Также отсутствие финансовых ресурсов у большинства региональных дорожно-строительных предприятий, которые не имеют возможности приобрести строительные материалы, современную высокопроизводительную технику, позволяющие выполнять работы в любых погодных условиях. И, наконец, обеспечение исполнения контракта, которое обременительно для участника.

Существуют и барьеры входа на рынок работ, связанных с дорожной деятельностью. Они подразделяются на экономические и административные.

К экономическим ограничениям развития конкуренции относятся необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; транспортные ограничения – удаленность объектов и их линейная протяженность; отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами; затраты на кредитование, обеспечение выполнения гарантии.

К административным ограничениям относятся необходимость получения допусков СРО к определенным видам деятельности или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; длительный период согласования проектной документации в органах государственной экспертизы; необходимость получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию; необходимость получения разрешений и контроль за производством работ ГИБДД; наличие государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 014/2011.

******

По результатам 2019 г. Федеральным дорожным агентством и подведомственными ему федеральными казенными учреждениями было проведено 3711 конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе 2059 аукционов в электронной форме, 1554 конкурса в электронной форме (в том числе двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием), закрытый конкурс, 86 запросов котировок в электронной форме, 12 запросов предложений
в электронной форме. По результатам этих процедур заключено
3463 государственных контракта.

При этом доля реализованных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от запланированных в 2019 г. процедур составляет 99%. Доля конкурентных процедур в общем объеме закупок в стоимостном выражении составила 99%.

Среднее количество заявок, поданных на участие в конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Федерального дорожного агентства и подведомственных учреждений, составило 2,1 заявки, что может свидетельствовать о невысокой конкуренции в сфере дорожного хозяйства.

Всего Государственной компанией «Автодор» в 2019 году был заключен
921 договор по результатам закупок на сумму 81 млрд руб. Экономия по конкурентным процедурам составила 0,73 млрд руб.

Учитывая, что деятельность ГК «Автодор» осуществляется в строгом соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» такая деятельность не создает барьеров входа на товарный рынок.

******

В 2020 г. в соответствии с планом мероприятий «дорожная карта» по развитию конкуренции в дорожной отрасли предусмотрена реализация ряда мероприятий.

Во-первых, внесение изменений в законодательство в части определения видов конкурентных процедур, требований к подрядным организациям и правил оценки предложений при осуществлении закупочной деятельности в отношении работ, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении автодорог общего пользования.

Ожидается внедрение диверсифицированных требований к подрядным организациям в зависимости от видов выполняемых работ, в том числе предусматривающих, что подрядчик без опыта работы на рынке может претендовать только на выполнение работ по автодорогам низших категорий. При условии качественного выполнения работ на низших технических категориях подрядчик может участвовать в торгах на проведение работ на дорогах более высоких категорий, искусственных дорожных сооружениях.

Во-вторых, внесение изменений в законодательство в части установления минимальных и максимальных объемов работ, передаваемых в обязательном порядке субподрядчикам, случаев, когда привлечение субподрядчиков позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, а также определяющих требования к привлекаемым субподрядчикам, порядок учета квалификации субподрядчиков.

Ожидается, что будут созданы условия для расширения возможных методов кооперации подрядных организаций с учетом развития системы возможностей установления государственными заказчиками обоснованных требований к привлечению субподрядчиков, позволяющих задействовать различные механизмы кооперации подрядных организаций, учета при проведении закупочных процедур квалификации фактических исполнителей работ с сохранением необходимого уровня контроля за выполнением работ со стороны государственных заказчиков.

Также национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено достижение целевого показателя «Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, предусматривающего объединение в один контракт различных видов дорожных работ». Это создает условия для оптимизации процедур госзакупок, при этом подрядные организации могут планировать объемы работ и необходимые для их выполнения ресурсы. Это также имеет большое значение при формировании программ дорожных работ в большинстве регионов на долгосрочный период – от 3 до 6 лет. Такое тщательное планирование снижает риски срыва сроков строительства и стоимость строительства за счет заблаговременной закупки строительных материалов по долгосрочным контрактам, увеличивает качество выполняемых работ.

В целом в условиях ухудшения ситуации из-за распространения коронавирусной инфекции во всех отраслях транспортного комплекса сложилась тяжелая экономическая ситуация.

Эвелина Ларсон

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо