ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Объем «незавершенки» <br />
усилиями органов власти <br />
стремится к разрастанию
10.01.2021
Экономика

Объем «незавершенки»
усилиями органов власти
стремится к разрастанию

Количество объектов незавершенного строительства постоянно увеличивается

Счетная палата подготовила отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия по сокращению незавершенного строительства.

 

В результате отчета «Мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти РФ, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, а также хода исполнения соответствующих поручений Президента РФ и Правительства РФ за 2019 г. и истекший период 2020 г.» (с учетом информации контрольно-счетных органов субъектов РФ) стало ясно, что реализуемые на федеральном и региональном уровнях меры не привели к существенным изменениям в сфере незавершенного строительства.

Так, по итогам 2019 г. общий объем вложений в объекты незавершенного строительства (ОНС) по главным распорядителям средств федерального бюджета и субъектам РФ составил почти 3,9 трлн руб., что на 165, 2 млрд руб. или на 4,1% меньше, чем в 2018 г. Остаточная стоимость завершения строительства составляет 900,2 млрд руб.

Общее количество ОНС составило 63,9 тыс. объектов – и это на 1,4 тыс. объектов или на 2,2 % больше, чем в 2018 г.

При этом объем вложений в «брошенные объекты», строительство которых приостановлено или законсервировано, составил 248,3 млрд руб., что на 11,6 млрд руб. или на 4,4%, меньше, чем по итогам 2018 г.

Объем вложений в «долгострой» - строящиеся более 5 лет дома составил 875,6 млрд руб., что на 261,9 млрд руб. или на 23%, меньше, чем по итогам 2018 г.

Причем, как показал анализ, по итогам 2019 г. количество «проблемных объектов» увеличилось. Так, «долгостроя» стало больше на 47 объектов, общее количество достигло 3,4 тыс. объектов. Число «брошенных объектов» выросло на 6 ед. и составило 4,3 тыс. объектов.

 

Тайное становится явным

По информации Росреестра, на 1 января 2020 г. в ЕГРН в целом по стране было учтено 500 402 объекта незавершенного строительства всех форм собственности.

При этом в 2019 г. в незавершенном строительстве числилось 77 826 зданий и сооружений, из них 9416 законсервировано. В рамках ФАИП в 2019 г. осуществлены вложения в 1308 ОНС на общую сумму 312 млрд руб. Причем эти данные неполны, поскольку по итогам 2019 г. в Росстат не предоставили свои показатели Росрыболовство, Минсельхоз России, Росжелдор, ФАС, МЧС и Минавказ.

Кроме того, по информации Минстроя России, ведомство не имеет ОНС, а значит, отсутствует необходимость по формированию и утверждению плана и представления в Минэкономразвития России отчета о его выполнении. Однако, по данным отчетности на 1 января 2020 г., у Минстроя числятся на учете 6 ОНС с объемом вложений 263,7 млн руб., строительство которых приостановлено либо законсервировано. Общее количество ОНС Минстроя составило 16 объектов с объемом вложений 7876,9 млн руб.

У МЧС России по состоянию на 1 января 2020 г. общее количество ОНС составило 249 объектов с объемом вложений 21 630,8 млн руб. По 88 объектам, строительство которых приостановлено и (или) законсервировано, с общим объемом вложений 10 891,8 млн руб. на реализацию целевых функций требуется 8784,7 млн руб. В отношении трех объектов, строительство которых продолжается более 5 лет, с объемом вложений 2810,8 млн руб. на реализацию целевых функций требуется 925,6 млн руб.

Утвержденные в срок до 1 апреля 2017 г. планы по снижению объемов и количества ОНС, в том числе путем их вовлечения в инвестиционный процесс, вместе с Минстроем отсутствуют также у Минэнерго России и Росприроднадзора.

 

Региональная статистика

По состоянию на 1 января 2020 г., к примеру, в Белгородской области общее количество ОНС составило 720 объектов с объемом вложений 12,8 млрд руб., при этом общий объем финансового обеспечения реализации целевых функций, определенных в отношении ОНС, составил 3,1 млрд руб. или 24,4% больше уже осуществленных вложений в ОНС.

В Брянской области 412 объектов ОНС с объемом вложений 5,7 млрд руб., общий объем финансового обеспечения реализации целевых функций – 12,2 млрд руб., что в 2,1 раза больше.

В Липецкой области 605 объектов ОНС с объемом вложений 9,1 млрд руб., общий объем финансового обеспечения реализации целевых функций – 27,5 млрд руб., что в 3 раза больше.

Таким образом, на региональном уровне объем необходимого финансового обеспечения реализации целевых функций может многократно превышать объем вложений, осуществленных в ОНС.

Причем только 19 субъектов утвердили планы снижения объема и количества ОНС, положения по их учету и определили ответственный орган исполнительной власти по учету ОНС. А 28 субъектов не реализовали ни одной из перечисленных мер.

Проведение детальной инвентаризации ОНС и определение целевой функции объектов для дальнейшего принятия решения по их использованию не завершено в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания и Ставропольском крае.

Субъектами СКФО не завершена работа по исполнению целевых функций ОНС, Республикой Ингушетия не разработана «дорожная карта» по снижению объемов и количества ОНС.

Интересно, что по состоянию на 1 января 2020 г. количество ОНС в СКФО увеличилось на 163 объекта или на 4,7% по сравнению с предыдущим годом и составило 3630 объектов, объем вложений в них увеличился на 1,8 млрд руб. или на 1,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 134,6 млрд руб.

Тематические мероприятия по вопросам снижения объема и количества ОНС в исследуемом периоде проводились лишь в 44 из 85 субъектов. В рамках мероприятий по проверке исполнения регионального бюджета в 2019 г. и в истекшем периоде 2020 г. вопросы по незавершенному строительству рассматривались в 37 субъектах.

 

И что в итоге?

Исходя из всего сказанного, можно смело сделать вывод, что спустя год после предыдущей проверки ситуация в сфере ОНС кардинально не изменилась: количество «брошенных объектов» и «долгостроя» не сокращается, впрочем, и предупредить появление новых проблемных объектов не удается.

Предложения Счетной палаты, направленные на снижение объема и количества ОНС, несмотря на наличие соответствующих поручений Правительства, не реализованы, федеральные органы исполнительной власти к ним не приступали. А находящийся в разработке с конца 2019 г. План мероприятий по снижению объемов и количества ОНС до настоящего времени не утвержден.

Существенно тормозит решение задач ОНС несовершенное регулирование в этой сфере, которое не обеспечивает необходимые условия и действенные инструменты для эффективного сокращения их объема и количества. Причем ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в иных нормативных правовых актах до сих пор не закреплено само понятие «незавершенное строительство».

Другая проблема – отсутствие ответственного федерального органа исполнительной власти, который будет организовывать и координировать работу, направленную на снижение объема и количества ОНС.

Также нет эффективной системы учета и контроля за вовлечением ОНС в хозяйственный оборот. Это создает условия, при которых федеральные и региональные органы исполнительной власти принимают решения о строительстве новых объектов без оценки возможности завершения аналогичных недостроенных объектов.

В частности, существующий порядок формирования ФАИП на очередной финансовый год допускает включение новых объектов капитального строительства при наличии ОНС, не обеспеченных финансированием в очередном финансовом году, но ранее финансируемых в рамках ФАИП.

А из-за возможности внесения неограниченного количества изменений в акты Правительства РФ об осуществлении капитальных вложений в части изменения сроков ввода объектов в эксплуатацию, а также отсутствия в законодательстве норм, ограничивающих многократное изменение сроков ввода объектов в эксплуатацию, появляются риски систематического переноса сроков ввода объектов ФАИП в эксплуатацию.

Кроме того, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства нередко осуществляются без использования механизма ФАИП, что ведет к увеличению рисков роста количества «брошенных» ОНС и удорожания строительства.

Не определены критерии принятия решения о способе вовлечения в хозяйственный оборот ОНС – завершение строительства, консервация, списание и снос, иные способы, а также порядок принятия такого решения.

Не создан единый информационный ресурс, который содержал бы полную и достоверную информацию об объеме и количестве ОНС, в том числе о сроках реализации инвестиционных проектов и мерах, осуществляемых органами исполнительной власти по вовлечению ОНС в хозяйственный оборот.

А существующие информационные системы таких федеральных органов исполнительной власти, как Росстат, Росреестр и Росимущество, и создаваемые для реализации отдельных задач в части незавершенного строительства, как у Минэкономразвития России и Минстроя России, ориентированы на потребности и сферу полномочий самих этих ведомств и их интеграция не предполагается.

В реестре федерального имущества учету подлежат объекты, признанные ОНС и прошедшие регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости. Однако до момента регистрации в ЕГРН такие объекты считаются капитальными вложениями и не подлежат учету в реестре федерального имущества.

Кроме того, Минэкономразвития России подготовило проект постановления Правительства РФ «О Правилах принятия решений о списании государственных капитальных вложений, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, в объекты капитального строительства государственной собственности РФ», однако до настоящего времени оно не утверждено.

Из-за неустраненных недостатков и нерешенных проблем при составлении и представлении отчетности в части сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества Минфин России считает представление сведений об ОНС в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности нецелесообразным и предлагает исключить из состава бюджетной отчетности соответствующие формы.

Приказом Росимущества от 19 июня 2019 г. № 178 создана комиссия по вовлечению в хозяйственный оборот ОНС, находящихся в федеральной собственности. Однако в 2019 г. эта комиссия не собиралась и решения по дальнейшему использованию ОНС не принимались.

 

Иоланта Вольф

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо