ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Москвичам нужны не столько дороги, сколько больницы и поликлиники
10.01.2021
Развитие регионов

Москвичам нужны не столько дороги, сколько больницы и поликлиники

25 ноября в МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция на тему: «Строительная отрасль в условиях пандемии: риски и новые возможности», посвященная стройотрасли Москвы.

Причем мероприятие, направленное на обсуждение жизни горожан в новых реалиях, получилось международным – на прямую связь вышли представители компаний из Франции и Италии.

Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку, строительство остается драйвером развития городской экономики. И, как заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, распространение коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры не скажутся на итоговых годовых показателях ввода недвижимости в столице.

Да, на некоторое время часть строек Москвы была вынужденно приостановлена, но уже летом они вернулись на докризисный уровень. Так, с начала 2020 г. введено около 8 млн кв. м недвижимости, в том числе более 3,5 млн кв. м жилья, что фактически закрыло плановые годовые показатели. Конечно, кризис совсем бесследно не пройдет. Но серьезных последствий не ожидается, т. к. вовремя принятые меры позволят удержать отрасль на плановом уровне. ​

Интересно, что Москва не только не снизила темпы строительства современных объектов, но и совершила грандиозный прорыв – в рекордно короткий срок возвела инфекционный госпиталь в Вороновском.

Этот объект уникален по масштабам – тысячи людей за 34 дня на 43 га территорий в чистом поле возвели госпиталь площадью 80 тыс. кв. м капитальных строений. Есть и общежитие на 1300 мест для медиков. С нуля были протянуты инженерные коммуникации и подъездные дороги. А высокотехнологичное оборудование, которое самолетами поставляли из-за рубежа, составило 25 тыс. ед. Всего в проекте были задействованы более десятка заводов по производству стройматериалов, а также 350 различных организаций и компаний. Работа шла в 3 смены, а фактически годовая программа производства была выполнена за 16 дней.

Срок службы объекта на 800 коек рассчитан на 50 лет. Причем было решено строить именно не временный комплекс, а постоянный. Все 800 мест оснащены современным оборудованием и обеспечены кислородом. Кроме того, были организованы родблок и помещения для детей. А для его работы в кратчайшие сроки обучены 1300 медицинских сотрудников.

Андрей Бочкарев сравнил построенный объект с инфекционной больницей в Коммунарке. Но она была возведена в стандартных условиях за 3 года. А в мире подобные объекты в таких экстренных условиях еще никто не строил. Именно поэтому передовые методы строительства и управления рабочим процессом, применяемые при возведении инфекционной больницы в Вороновском, планируется внедрять на других стройках города​.

Акцент на здравоохранение

По словам Андрея Бочкарева, ситуация в строительной сфере Москвы находится под контролем – ни один инфраструктурный проект, кардинально влияющий на жизнь города и горожан, не был отменен. А в начале ноября подписана новая Адресная инвестиционная программа Москвы, в которой бюджетом подкреплены направления работы на 2021–2023 гг.

Акцент будет сделан на здравоохранение – за 3 года город построит 64 медицинских объекта. Это будут как районные поликлиники, так и крупные специализированные или узкопрофильные медицинские центры.

И такая позиция очень актуальна. Как отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, респонденты в ходе ноябрьских опросов заявили о необходимости строительства больниц и поликлиник для комфортного проживания в городах. При этом Москва находится в лидерах среди других регионов и даже стран.

Текущий год стал сложным для горожан, которые находятся в состоянии страха и непонимания, что происходит. Следствие этого – повышенный запрос на строительство новых медобъектов. Если год назад только 41% жителей считали эту задачу первоочередной, то сегодня этот показатель составляет 54%.

Всего же за 10 лет в столице построено 94 объекта, а только с начала нынешнего года введено 9 медицинских зданий. И в настоящее время реализуются крупнейшие медицинские проекты, такие как медицинский кластер в Сколково, клиническая больница с роддомом вблизи Коммунарки, медкомплексы различного назначения на территориях Больницы святого Владимира, Центра имени Логинова, ИКБ № 1 на Волоколамском шоссе.

К слову, генеральный директор Фонда международного медицинского кластера Ильдар Хайруллин заметил, что сегодня при строительстве медицинских сооружений наблюдается тренд на «исцеляющую архитектуру». Так, от тяжеловесных, монументальных зданий со строгой технологичностью идет переход к пространствам, создающим легкую, светлую и здоровую атмосферу – комфортную для пациента среду. На это работают освещение, энергосберегающие технологии, материалы и натуральная зелень. По новому веянию помещение меньше всего должно напоминать больницу и положительно влиять на исцеление.

Кроме того, в составе медицинского кластера может появится многофункциональный медицинский центр, проект которого разрабатывают голландские архитекторы. Здание аккумулирует в себе все новейшие архитектурные тренды современного медицинского строительства и архитектуры. А идея заключается в том, что на его территории разместятся небольшие иностранные клиники, использующие общие медицинские сервисы. Внутренние помещения смогут легко адаптироваться под разные медицинские направления, среда на этих площадях будет подвижной, и новые участники развернут здесь свои технологии.

Не хлебом единым

Конечно, задач для стройкомплекса много, и следующими трендами в отрасли станет освоение заброшенных промышленных зон, развитие транспортного каркаса и совершенствование инженерных сетей в Москве.

В частности, территории бывших промзон – заводов и фабрик в столице обладают большим потенциалом для градостроительного развития, это резерв для формирования полноценной и удобной городской среды. Реорганизация этих зон позволяет создавать жилые кварталы нового качества со всей необходимой социальной и коммерческой инфраструктурой. Причем это должно быть именно комплексное развитие территорий – с созданием центров занятости и рабочих мест в шаговой доступности от жилья.

Так, с начала 2020 г. на территории реорганизуемых промзон построено и сдано в эксплуатацию 85 объектов общей площадью более 3,15 млн кв. м. И в ближайшие годы этому направлению будет уделяться очень большое внимание.

По словам заммэра, в прошлом десятилетии в городе ставился акцент на улучшении транспортной инфраструктуры, было развернуто беспрецедентное строительство данных объектов. Так, одних только линий метрополитена за 10 лет построено 116 км и 56 станций, что составляет 30% от объема, построенного за всю историю московского метро. За 80 лет – 305 км путей и 178 станций.

И в ближайшие 5-7 лет строительство транспортной инфраструктуры останется одним из приоритетов, в дальнейшем уступив место повышению качества функционирования капитальных объектов, развитию инженерной инфраструктуры, обеспечению строительства объектов снабжающими ресурсами, повышению эффективности новостроек.

Но вот запросы у москвичей сегодня другие. После медицинских объектов они нуждаются в строительстве детских садов – 48%, детских поликлиник – 46%, школ – 43% и спортивных центров – 41,5%. И только после всего этого они указывают на развитие дорог и транспортных развязок – 40%.

На последних строчках рейтинга находятся культурные центры – 13% и торговые центры – 7,5%.

При этом, говоря о том, как улучшить транспортную ситуацию, почти половина опрошенных сошлись на том, что необходимо создавать рабочие места за пределами Москвы – 49%. На втором месте строительство дорог и развязок – 39%. Далее – строительство новых станций метро и второго кольца – 34%.

Интересно, что 51% опрошенных используют общественный транспорт и лишь 20% москвичей не сдаются и несмотря ни на что ездят на личном транспорте. А 95% первой группы пользуются именно метро.

Взгляд «из-за бугра»

Лестный отзыв о транспортной сфере Москвы оставил старший партнер итальянской компании MIC (Mobility in Chain) Федерико Паролотото, поразившийся тем, насколько технично и профессионально эта проблема решена в Москве с отличным примером работы пересадочных узлов.

Пандемия обнажила сразу несколько проблем, при этом дав возможность решить крупные вопросы. И главный из них – это транзитное движение между городами и внутри городов. По его мнению, столица России нуждается в развитии системы микромобильности – инфраструктуры для пешеходов, велосипедистов и мопедистов.

Так, в Милане при строительстве зданий с девелоперов берется налог, часть которого идет на развитие этой системы. Она не очень дорогая, но дает большие преимущества, одно из которых – повышение здоровья нации, ведь если человек идет пешком, или выбирает велосипед вместо машины, это позитивно отражается на его здоровье.

В свою очередь генеральный директор французской компании JM Wilmotte & Associés Борина Андрие отметила, что кризис и пандемия заставили многих задуматься – а не лучше ли вообще переехать в деревню? И самое трудное в этих условиях сегодня – перестроить офисные пространства. Раньше была мода на опенспейсы, где все сидят в одном большом помещении, но теперь стало очевидно, что такой подход неприемлем, необходимо предотвратить распространение вирусов, создав между людьми буфер.

А чтобы людям было комфортно находиться дома, необходимо 5% от общей площади жилых домов отдавать под общественные пространства, например, входные группы. Так, к примеру, в Европе есть закон, по которому 1% от площади отдается под искусство.

Кроме того, чтобы жить в городе в условиях пандемии, требуется сокращать время следования от дома до работы и увеличивать число зеленых насаждений рядом с домами – количество строений и зеленых зон должно быть пополам. А сама жилая площадь должна быть увеличена до 25 кв. м на человека.

Сегодня во Франции наметилась тенденция возвращаться в маленькие города, где есть небольшие уютные магазины, спокойные улочки, малоэтажные дома и обширные зеленые зоны. Если сделать город «домашним», то и люди станут уважительно относиться к нему.

По другую сторону баррикад

А что же о текущей ситуации думают строители? Сегодня представители строительной отрасли отмечают дефицит инвестиций – 83%, высокие процентные ставки по кредитам – 76% и бесконечное изменение законодательства – 70%. Естественно, в связи с этим 58% отметили снижение заказов.

При этом застройщики Московского региона в октябре продали 599,3 тыс. кв. м недвижимости, что на 68% больше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В целом за 10 месяцев 2020 г. в Москве продано 3,45 млн кв. м недвижимости, что на 1,5% больше показателя аналогичного периода 2019 г.

Как сообщил вице-президент ГК «Инград» Артем Бортневский, первые 3 месяца текущего года в Москве рынок чувствовал себя примерно на уровне 2018 и 2019 гг. Далее в течение 4 – 5 месяцев последовало стремительное падение спроса, в отдельные периоды более чем в 2 раза. Но уже в августе ситуация заметно улучшилась, причем рост объемов продаж сопровождается приростом цен.

Ситуация на рынке развивалась неравномерно. Так, крупные системные игроки, перешедшие на проектное финансирование, не только не уменьшили, но и несколько увеличили выручку, продажи и финансовые показатели по сравнению с 2018 и 2019 гг.

А вот у мелких и средних компаний оживления не произошло – объемы продаж у них снизились на 20-40%. Поэтому для выравнивания ситуации строительная отрасль должна максимально быстро переходить на новый формат проектного финансирования. Тем более, что в ближайшие 5 лет ожидается рост строительства, на который повлияет и приток граждан из других городов, а спрос при этом будет распределяться на окраины города и за его ближайшие пределы.

Иоланта Вольф

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо