Москвичам нужны не столько дороги, сколько больницы и поликлиники
Причем мероприятие, направленное на обсуждение жизни горожан в новых реалиях, получилось международным – на прямую связь вышли представители компаний из Франции и Италии.
Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку, строительство остается драйвером развития городской экономики. И, как заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, распространение коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры не скажутся на итоговых годовых показателях ввода недвижимости в столице.
Да, на некоторое время часть строек Москвы была вынужденно приостановлена, но уже летом они вернулись на докризисный уровень. Так, с начала 2020 г. введено около 8 млн кв. м недвижимости, в том числе более 3,5 млн кв. м жилья, что фактически закрыло плановые годовые показатели. Конечно, кризис совсем бесследно не пройдет. Но серьезных последствий не ожидается, т. к. вовремя принятые меры позволят удержать отрасль на плановом уровне.
Интересно, что Москва не только не снизила темпы строительства современных объектов, но и совершила грандиозный прорыв – в рекордно короткий срок возвела инфекционный госпиталь в Вороновском.
Этот объект уникален по масштабам – тысячи людей за 34 дня на 43 га территорий в чистом поле возвели госпиталь площадью 80 тыс. кв. м капитальных строений. Есть и общежитие на 1300 мест для медиков. С нуля были протянуты инженерные коммуникации и подъездные дороги. А высокотехнологичное оборудование, которое самолетами поставляли из-за рубежа, составило 25 тыс. ед. Всего в проекте были задействованы более десятка заводов по производству стройматериалов, а также 350 различных организаций и компаний. Работа шла в 3 смены, а фактически годовая программа производства была выполнена за 16 дней.
Срок службы объекта на 800 коек рассчитан на 50 лет. Причем было решено строить именно не временный комплекс, а постоянный. Все 800 мест оснащены современным оборудованием и обеспечены кислородом. Кроме того, были организованы родблок и помещения для детей. А для его работы в кратчайшие сроки обучены 1300 медицинских сотрудников.
Андрей Бочкарев сравнил построенный объект с инфекционной больницей в Коммунарке. Но она была возведена в стандартных условиях за 3 года. А в мире подобные объекты в таких экстренных условиях еще никто не строил. Именно поэтому передовые методы строительства и управления рабочим процессом, применяемые при возведении инфекционной больницы в Вороновском, планируется внедрять на других стройках города.
Акцент на здравоохранение
По словам Андрея Бочкарева, ситуация в строительной сфере Москвы находится под контролем – ни один инфраструктурный проект, кардинально влияющий на жизнь города и горожан, не был отменен. А в начале ноября подписана новая Адресная инвестиционная программа Москвы, в которой бюджетом подкреплены направления работы на 2021–2023 гг.
Акцент будет сделан на здравоохранение – за 3 года город построит 64 медицинских объекта. Это будут как районные поликлиники, так и крупные специализированные или узкопрофильные медицинские центры.
И такая позиция очень актуальна. Как отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, респонденты в ходе ноябрьских опросов заявили о необходимости строительства больниц и поликлиник для комфортного проживания в городах. При этом Москва находится в лидерах среди других регионов и даже стран.
Текущий год стал сложным для горожан, которые находятся в состоянии страха и непонимания, что происходит. Следствие этого – повышенный запрос на строительство новых медобъектов. Если год назад только 41% жителей считали эту задачу первоочередной, то сегодня этот показатель составляет 54%.
Всего же за 10 лет в столице построено 94 объекта, а только с начала нынешнего года введено 9 медицинских зданий. И в настоящее время реализуются крупнейшие медицинские проекты, такие как медицинский кластер в Сколково, клиническая больница с роддомом вблизи Коммунарки, медкомплексы различного назначения на территориях Больницы святого Владимира, Центра имени Логинова, ИКБ № 1 на Волоколамском шоссе.
К слову, генеральный директор Фонда международного медицинского кластера Ильдар Хайруллин заметил, что сегодня при строительстве медицинских сооружений наблюдается тренд на «исцеляющую архитектуру». Так, от тяжеловесных, монументальных зданий со строгой технологичностью идет переход к пространствам, создающим легкую, светлую и здоровую атмосферу – комфортную для пациента среду. На это работают освещение, энергосберегающие технологии, материалы и натуральная зелень. По новому веянию помещение меньше всего должно напоминать больницу и положительно влиять на исцеление.
Кроме того, в составе медицинского кластера может появится многофункциональный медицинский центр, проект которого разрабатывают голландские архитекторы. Здание аккумулирует в себе все новейшие архитектурные тренды современного медицинского строительства и архитектуры. А идея заключается в том, что на его территории разместятся небольшие иностранные клиники, использующие общие медицинские сервисы. Внутренние помещения смогут легко адаптироваться под разные медицинские направления, среда на этих площадях будет подвижной, и новые участники развернут здесь свои технологии.
Не хлебом единым
Конечно, задач для стройкомплекса много, и следующими трендами в отрасли станет освоение заброшенных промышленных зон, развитие транспортного каркаса и совершенствование инженерных сетей в Москве.
В частности, территории бывших промзон – заводов и фабрик в столице обладают большим потенциалом для градостроительного развития, это резерв для формирования полноценной и удобной городской среды. Реорганизация этих зон позволяет создавать жилые кварталы нового качества со всей необходимой социальной и коммерческой инфраструктурой. Причем это должно быть именно комплексное развитие территорий – с созданием центров занятости и рабочих мест в шаговой доступности от жилья.
Так, с начала 2020 г. на территории реорганизуемых промзон построено и сдано в эксплуатацию 85 объектов общей площадью более 3,15 млн кв. м. И в ближайшие годы этому направлению будет уделяться очень большое внимание.
По словам заммэра, в прошлом десятилетии в городе ставился акцент на улучшении транспортной инфраструктуры, было развернуто беспрецедентное строительство данных объектов. Так, одних только линий метрополитена за 10 лет построено 116 км и 56 станций, что составляет 30% от объема, построенного за всю историю московского метро. За 80 лет – 305 км путей и 178 станций.
И в ближайшие 5-7 лет строительство транспортной инфраструктуры останется одним из приоритетов, в дальнейшем уступив место повышению качества функционирования капитальных объектов, развитию инженерной инфраструктуры, обеспечению строительства объектов снабжающими ресурсами, повышению эффективности новостроек.
Но вот запросы у москвичей сегодня другие. После медицинских объектов они нуждаются в строительстве детских садов – 48%, детских поликлиник – 46%, школ – 43% и спортивных центров – 41,5%. И только после всего этого они указывают на развитие дорог и транспортных развязок – 40%.
На последних строчках рейтинга находятся культурные центры – 13% и торговые центры – 7,5%.
При этом, говоря о том, как улучшить транспортную ситуацию, почти половина опрошенных сошлись на том, что необходимо создавать рабочие места за пределами Москвы – 49%. На втором месте строительство дорог и развязок – 39%. Далее – строительство новых станций метро и второго кольца – 34%.
Интересно, что 51% опрошенных используют общественный транспорт и лишь 20% москвичей не сдаются и несмотря ни на что ездят на личном транспорте. А 95% первой группы пользуются именно метро.
Взгляд «из-за бугра»
Лестный отзыв о транспортной сфере Москвы оставил старший партнер итальянской компании MIC (Mobility in Chain) Федерико Паролотото, поразившийся тем, насколько технично и профессионально эта проблема решена в Москве с отличным примером работы пересадочных узлов.
Пандемия обнажила сразу несколько проблем, при этом дав возможность решить крупные вопросы. И главный из них – это транзитное движение между городами и внутри городов. По его мнению, столица России нуждается в развитии системы микромобильности – инфраструктуры для пешеходов, велосипедистов и мопедистов.
Так, в Милане при строительстве зданий с девелоперов берется налог, часть которого идет на развитие этой системы. Она не очень дорогая, но дает большие преимущества, одно из которых – повышение здоровья нации, ведь если человек идет пешком, или выбирает велосипед вместо машины, это позитивно отражается на его здоровье.
В свою очередь генеральный директор французской компании JM Wilmotte & Associés Борина Андрие отметила, что кризис и пандемия заставили многих задуматься – а не лучше ли вообще переехать в деревню? И самое трудное в этих условиях сегодня – перестроить офисные пространства. Раньше была мода на опенспейсы, где все сидят в одном большом помещении, но теперь стало очевидно, что такой подход неприемлем, необходимо предотвратить распространение вирусов, создав между людьми буфер.
А чтобы людям было комфортно находиться дома, необходимо 5% от общей площади жилых домов отдавать под общественные пространства, например, входные группы. Так, к примеру, в Европе есть закон, по которому 1% от площади отдается под искусство.
Кроме того, чтобы жить в городе в условиях пандемии, требуется сокращать время следования от дома до работы и увеличивать число зеленых насаждений рядом с домами – количество строений и зеленых зон должно быть пополам. А сама жилая площадь должна быть увеличена до 25 кв. м на человека.
Сегодня во Франции наметилась тенденция возвращаться в маленькие города, где есть небольшие уютные магазины, спокойные улочки, малоэтажные дома и обширные зеленые зоны. Если сделать город «домашним», то и люди станут уважительно относиться к нему.
По другую сторону баррикад
А что же о текущей ситуации думают строители? Сегодня представители строительной отрасли отмечают дефицит инвестиций – 83%, высокие процентные ставки по кредитам – 76% и бесконечное изменение законодательства – 70%. Естественно, в связи с этим 58% отметили снижение заказов.
При этом застройщики Московского региона в октябре продали 599,3 тыс. кв. м недвижимости, что на 68% больше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В целом за 10 месяцев 2020 г. в Москве продано 3,45 млн кв. м недвижимости, что на 1,5% больше показателя аналогичного периода 2019 г.
Как сообщил вице-президент ГК «Инград» Артем Бортневский, первые 3 месяца текущего года в Москве рынок чувствовал себя примерно на уровне 2018 и 2019 гг. Далее в течение 4 – 5 месяцев последовало стремительное падение спроса, в отдельные периоды более чем в 2 раза. Но уже в августе ситуация заметно улучшилась, причем рост объемов продаж сопровождается приростом цен.
Ситуация на рынке развивалась неравномерно. Так, крупные системные игроки, перешедшие на проектное финансирование, не только не уменьшили, но и несколько увеличили выручку, продажи и финансовые показатели по сравнению с 2018 и 2019 гг.
А вот у мелких и средних компаний оживления не произошло – объемы продаж у них снизились на 20-40%. Поэтому для выравнивания ситуации строительная отрасль должна максимально быстро переходить на новый формат проектного финансирования. Тем более, что в ближайшие 5 лет ожидается рост строительства, на который повлияет и приток граждан из других городов, а спрос при этом будет распределяться на окраины города и за его ближайшие пределы.
Иоланта Вольф
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.