Книжная полка ФАС:
поговорим об антимонопольном
комплаенсе
Напомним, антимонопольный комплаенс (АК) – это система предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Так, весной 2020 г. Президент РФ подписал Закон об антимонопольном комплаенсе.
ФАС России на постоянной основе проводит методическую и консультационную поддержку органов власти всех уровней по организации антимонопольного комплаенса. И уже 15 федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию «дорожной карты» по развитию конкуренции, приняли акты об антимонопольном комплаенсе. Причем Минстрой, Минфин и Минсвязь внедрили АК еще и в подведомственных организациях. Всего по состоянию на конец апреля 2020 г., акты об АК приняты в 34 федеральных органах исполнительной власти.
В результате внедрения антимонопольного комплаенса в 2019 г. в 1,3 раза снизилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти всех уровней по сравнению с 2017 г. А цель – снизить в 2 раза к концу 2020 г.
Несмотря на то, что органам местного самоуправления не поступало отдельного поручения о необходимости внедрения АК, в 26 субъектах все органы местного самоуправления уже приняли акты о внедрении системы комплаенса, а в отдельных субъектах муниципалитеты только приступили к этому процессу.
Региональные практики
Так, в Краснодарском крае разработана форма правового акта об АК для органов исполнительной власти, в том числе методики по оценке реализации государственной политики по содействию развитию конкуренции, одна из которых – «Предупреждение рисков нарушения антимонопольного законодательства (АК)».
Была разработана и утверждена нормативно-правовая база, которая внедрена во все 30 органов исполнительной власти. Был проведен анализ возможных рисков, разработан алгоритм их устранения. Следующим шагом стало внедрение АК в муниципалитетах.
В Белгородской области разработана система мониторинга соблюдения АК по чек-листам отдельно по органам исполнительной власти области по 20 показателям и по администрациям муниципальных районов и городских округов по 26 показателям.
В результате уровень выполнения этих показателей включен в методику формирования рейтинга администраций муниципальных районов и городских округов области в части их деятельности по содействию развитию конкуренции.
В Удмуртской Республике Министерство экономики региона разработало карту комплаенс-рисков не только по общим направлениям деятельности, но и в разрезе реализуемых региональных проектов в рамках национальных проектов.
Карта рисков содержит наименование нацпроекта, регионального проекта, решаемую задачу, описание комплаенс-риска, причины и условия его возникновения и описания возможных последствий. Каждому риску присвоен определенный балл, определяющий вероятность возникновения риска, степень его воздействия и управляемость.
В Воронежской области разработаны методические рекомендации по формированию цифровой базы системы АК региона и использованию ее при обучении организации работы комплаенс-контролеров.
Цифровая база представляет собой информационный массив конкретных нарушений антимонопольного законодательства органами власти, которым присваиваются соответствующие коды. База формируется на основе данных, приведенных в «Черных книгах» и на сайтах центрального аппарата ФАС России и ее территориальных органов, в материалах СМИ и других источников.
В Республике Бурятия в 2019 г. сотрудники министерств и ведомств прошли обучающий курс «Внедрение АК органами государственной власти и местного самоуправления» на базе учебного центра ФАС в г. Казань.
Органы власти субъекта проводят анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года и осуществляют мониторинг практики его применения структурными подразделениями.
В Московской области АК внедрен на 100% в работе всех органов исполнительной власти. Органам местного самоуправления муниципальных образований области также рекомендовано внедрить в своей деятельности систему предупреждения антимонопольных нарушений. Разработаны рекомендации по внесению изменений в госпрограммы региона дополнений, направленных на соответствие госпрограмм принципам конкуренции – положения включены во все 19 госпрограмм области.
В результате в рейтинге регионов по реализации Стандарта развития конкуренции Московская область входит в тройку регионов-лидеров. Благодаря переводу работы по закупкам в электронный вид экономия на торгах за 9 мес. 2019 г. составила 16,4 млрд руб., в 2018 г. – 17,6 млрд руб.
Электронный формат обеспечивает прозрачность и равные условия, происходит упрощение процедуры, уменьшение бумажного документооборота.
В Республике Хакасия администрацией г. Черногорска принято Постановление, которое обеспечивает внедрение АК не только в администрации Черногорска, но и в подчиненных ей органах местного самоуправления. Также эта мера касается деятельности муниципальных унитарных предприятий, предприятий и хозяйствующих субъектов, доля участия муниципального образования город Черногорск в которых составляет 50%.
В результате система АК распространена на большее количество органов власти, а этот институт внедрен в работу унитарных предприятий.
Сейчас ФАС России начала подготовку второго буклета по этой теме и приглашает представителей региональных органов принять участие в работе над ним, прислав примеры своих практик по адресу press@fas.gov.ru с пометкой «Буклет по антимонопольному комплаенсу».
Эвелина Ларсон
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.