ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Судьбу информационных технологий в строительстве будут решать стандарты и кадры
28.02.2021
Цифровое строительство

Судьбу информационных технологий в строительстве будут решать стандарты и кадры

ТИМ-техник, ТИМ-проектировщик, ТИМ-координатор, ТИМ-руководитель – новые специальности, которые появятся в России

На официальном портале правовой информации опубликован приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 787н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве». Что представляет собой данный стандарт? Кому он адресован? Изменится ли процесс подготовки будущих кадров? Отразится ли он на деятельности компаний, которые применяют или планируют работать по BIM-технологии? На эти вопросы отвечает заместитель директора Renga Software Максим Нечипоренко:

- Утверждённый профессиональный стандарт «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве» установил требования к квалификации и описал трудовые функции специалистов, которые уже сегодня востребованы работодателями.

На мой взгляд, у данного стандарта несколько адресатов:

Во-первых, это Министерство образования, Министерство просвещения и организации, которые участвуют в разработке образовательных стандартов. Во-вторых, это строительный бизнес и работодатели, службы государственного заказчика строительства.

Что касается бизнеса, то стандарт "Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве" будет актуален для тех предприятий, которые планируют проектировать объекты госзаказа, где применение BIM с 2022 года станет обязательным. Этим компаниям уже сейчас стоит задуматься о подготовке BIM-специалистов в соответствии с приказом Минтруда, ведь,  вероятно, появится механизм аттестации сотрудников для допуска к работе над объектами госзаказа.

 

Но в первую очередь принятый Минтрудом стандарт – сигнал министерствам образования и просвещения, а также организациям, занимающимся разработкой образовательных стандартов, для создания регламентов по изменению учебных процессов в вузах и колледжах. В этих образовательных учреждениях, вероятно, должны появиться специальные кафедры по обучению BIM-технологии или выделяться дополнительные часы в уже имеющихся предметах на ее изучение. Причем обучать необходимо не только теории, но и много времени удалять практической работе (выполнять дипломные и курсовые работы в BIM-системах).

Пока же изучение BIM в государственных образовательных учреждениях идет не так активно, как хотелось бы. Не хватает преподавателей, компетентных в области информационного моделирования, академических часов и т.д.

 

Что должен знать специалист по ТИМ?

Стоит отметить положительную динамику, появившуюся в этом вопросе, после появления в конкурсе  WorldSkills компетенции «Информационное моделирование». Вузы и колледжи стали заниматься подготовкой специалистов к соревнованию. Но в основных образовательных программах, особенно в колледжах, технологии информационного моделирования уделяется, на мой взгляд, мало внимания.

А ведь в стандарте говорится, что специалист в области информационного моделирования со средне-специальным образованием будет заниматься, в том числе и анализом новых версий ПО для работы с информационными моделями, и его настройкой под стандарты и регламенты, действующие на предприятии. Для успешного выполнения этих задач такому сотруднику точно потребуются знания форматов предоставления информационных моделей, принципов работы в среде общих данных и другие навыки, касающиеся BIM-систем. Все эти знания будущий специалист должен получить уже во время учебы в колледже или техникуме. При этом отмечу, что стандарт не требует от выпускников средних учебных заведений, в отличие от выпускников высших учебных заведений, знаний предметной области (строительство). Ведь по стандарту специалисты по информационным технологиям со средне специальным образованием – это технические специалисты по поддержке ТИМ (своего рода администраторы САПР или IT-специалисты), а не проектировщики.

А вот специалисты в области BIM, закончившие вузы, должны хорошо знать предметную область и обладать практическими навыками проектирования. Я с этим полностью согласен: BIM-специалист, действительно, должен знать нормы и правила проектирования, ГОСТы и своды правил, действующие в нашей стране, разбираться в терминологии.

И если специалисты со средне-специальным образованием могут претендовать на должность специалиста по поддержке ТИМ, не имея опыта работы в сфере информационного моделирования, то для BIM-специалиста с высшим образованием стандарт предъявляет требование практического опыта в данной области от года (например, для ТИМ-проектировщика) до пяти лет (для BIM-руководителя или BIM-эксперта).

В связи с дефицитом учебного времени, выделяемого на изучение BIM в вузах и колледжах, студенты пытаются получить больше практических навыков работы по BIM-технологии самостоятельно, изучая BIM-системы в основном по видеокурсам в Интернете. А ведь с выходом стандарта знания у студентов в области BIM должны подтверждаться документом государственного образца.

Предполагаю, на перестройку учебных процессов в вузах и сузах уйдет несколько лет. А вот в дополнительном образовании изменения происходят быстрее. Например, Университет Минстроя России уже запустил программу переподготовки и повышения квалификации в области информационного моделирования, а совсем недавно открылся центр BIM-компетенций на Урале. Обучают технологии информационного моделирования и частные образовательные центры. Тут в качестве примера могу привести BIM-курсы Visotsky Consulting и центра BIMON.  

Если подобные частные центры преподают не только теоретические знания по BIM-технологии, но и непосредственно учат работать в BIM-системах, то им рекомендуется получить статус «Авторизованного учебного центра» (АУЦ), тогда качество обучения будет подтверждено разработчиком системы. Для повышения уровня знаний инструмента и качества последующего обучения мы как разработчик BIM-системы Renga организовали свою «Школу Renga». Успешное ее окончание и сдача экзамена позволяют получить статус АУЦ и официально проводить обучение нашей системе. Другие разработчики также взаимодействуют с образовательными центрами, создавая на их основе АУЦ.

Анна Морозова

 

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо