Правда о стройке: сказать — страшно, промолчать — смертельно
Однако большинство обсуждений так и не вышло за рамки острожного реализма и извинительно-униженной незначительной критики «перегибов на местах».
Понятно, что критиковать действия властей в нынешних реалиях не очень-то хочется: ты им претензии по поводу неверных сметных нормативов — а они тебе в ответ не только агрессивно разовьют что-нибудь из коммуникаций, но и налепят статус иностранного агента за участие в круглом столе о Еврокодах на деньги какого-нибудь Британского университета. Так что проще сидеть и тихо искать выход из отрицательной рентабельности. Или думать, как заставить неблагодарного покупателя скверно построенных квартир заплатить не только за ликвидацию дефектов строительства, но и за судебные издержки по его потенциальному иску.
Однако парочку вопросов на той же Российской строительной неделе все-таки стоило бы задать. Например, почему у нас ни дня не проходит без ареста чиновника, заказчика или подрядчика? Что такого творится в строительной отрасли, если участие в государственной стройке практически гарантирует уголовное дело, суд, Сибирь? Или в лучшем случае, разорение? Почему никто не озаботился причинами многомиллиардных убытков на том же Восточном? Там что, денежные знаки воровали все, причем вагонами и много лет? Или, все-таки, что-то не в порядке с ценообразованием на госзаказ? Может быть, круглый стол по реформе ценообразования стоило начать именно с этой статистики — сколько генподрядчиков арестовано на государственных стройках?
И следом же обсудить — а почему срывается каждый второй госзаказ на строительство? Почему объекты на сотни миллиардов рублей по всей стране не начинают строить именно из-за того, что подрядчики на торги не пришли? Сказать, наконец, правду: строительные компании не хотят связываться с госзаказом и государством, которое ведет себя не как бизнес-партнер, а как капризный царь на оккупированной территории? И никакие пятые или шестые оптимизационные пакеты от ФАС этой проблемы не решают.
И на круглом столе по BIM-технологиям не мешало бы взять хотя бы за виртуальную шкирку тех «радетелей», усилиями которых год назад были отменены два основополагающих стандарта по BIMам. Где она, эта вечно всем недовольная БИМ-Ассоциация, которой помешали созданные не ей документы, и она подвигла мелкую компанию из Твери отправить в Росстандарт лживое письмо о том, что эти стандарты мешают тверичам жить? Помнится, тогдашняя руководитель ПК 5 Александра Никульцева с компанией обещали просто немедленно написать отечественные стандарты, во сто крат лучшие — так где они? «Правду, сестра! Скажи мне правду!». А ведь все, кто отменял и обещал, живы-здоровы, а стандартов как не было, так и нет. Ау, Минстрой, вы через 10 месяцев объявили тотальный BIM на стройках — по каким стандартам эти модели будут проектироваться? Невыполненные обещания полумертвых организаций на национальный стандарт явно не потянут.
И это лишь малая часть того, что строительному сообществу следовало громко и публично обсуждать на всех открытых площадках. Добавить сюда кадры и тотальную зависимость от иностранного оборудования, отсутствие земли под стройку при одновременном обезлюдивании гигантских территорий, крах отечественной архитектурной школы и фактическую смерть Градостроительного кодекса как логического документа — и сказать об этом правду: сначала друг другу, а потом и более высоким инстанциям. Умалчивание реальной картины на стройках обернется крахом и разорением сотен подрядчиков, очередными триллионами «незавершенки» бессмысленным трепыханием вокруг федеральных программ и нацпроектов. Это тот момент, когда правда означает самосохранение.
Так что — правду — для всех! И пусть никто не уйдет униженным!
Лариса Поршнева
Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.