ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Цены и сроки строительных госконтрактов могут быть увеличены на 30%
22.03.2021

Цены и сроки строительных госконтрактов могут быть увеличены на 30%

Госзаказчики могут получить возможность увеличивать цены по строительным контрактам и сроки их исполнения на 30%, следует из проекта поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.

Разработчик законопроекта – Минстрой России. Публичное обсуждение продлится до 16 апреля с.г. Текст законопроекта доступен по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects#

Увеличение цены и срока исполнения того или иного строительного госконтракта будет определяться решением правительства РФ (для федеральных контрактов), региональных или муниципальных органов власти (соответственно, для региональных и муниципальных контрактов) в отношении конкретного контракта. Причем такие решения будут приниматься только при предоставлении соответствующих обоснований.

Поправка в закон звучит следующим образом:

«Часть 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
‎«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52 (часть I), ст. 6961; 2019, №  18, ст. 2195) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

11). если в период исполнения контракта, заключенного на срок не менее одного года, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, произошло существенное изменение стоимости одной и (или) более позиций ценообразующих строительных ресурсов, приведшее к изменению общей стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия более чем на 5 процентов, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для  федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не  приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений. Порядок обоснования изменения существенных условий контракта предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в случае существенного изменения стоимости строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчиком устанавливается Правительством Российской Федерации».

Напомним, что по действующему законодательству заказчики не имеют права изменять существенные условия госконтрактов. К последним относятся, в частности, цена и сроки исполнения.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно судебной практике сами по себе инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки. Изменение уровня цен не является тем изменившимся обстоятельством, с которым закон связывает возникновение права на изменение контракта. Согласно пункту 6 статьи 709 ГК РФ «при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса».

В российской судебной практике сложилась тенденция крайне осторожно-го применения статьи 451 ГК РФ по искам предпринимателей в ситуации, когда они пытаются положить в основу своего иска экономические проблемы, финансовые кризисы, инфляцию или девальвацию рубля и тому подобные изменения экономических условий. В большинстве случаев Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и вслед за ним и арбитражные суды отказывали в таких исках со ссылкой именно на то, что соответствующее изменение стороны договора вполне могли предвидеть при заключении договора.

Отметим, что инициатива о возможности существенного изменения цены контракта в случае удорожания строительных материалов принадлежит Национальному объединению строителей и Минстрою России. Толчком послужил резкий рост цен – по отдельным наименованиям на 100% - продукции металлопроката в конце 2020 года.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо