ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
BIM на Русь придет с востока? Пока Россия «запрягает», Сахалин уже вовсю катается….
24.03.2021

BIM на Русь придет с востока? Пока Россия «запрягает», Сахалин уже вовсю катается….

Дальневосточная конференция по вопросам ценообразования в строительстве в Южно-Сахалинске, организованная 24-25 марта Национальным объединением строителей при поддержке Правительства Сахалинской области, началась отнюдь не со сметных цен, ФСНБ-2020 или ФГИС ЦС. Центральным вопросом первого дня стала цифровизация строительной отрасли на Сахалине. И всей остальной России явно есть, чему поучиться у своего самого восточного региона…

Похоже, что НОСТРОЙ, действуя весьма прицельно и начав с Сахалина, открыл серию дискуссий, а как же реально внедрить цифровые технологии и информационные модели на региональном и муниципальном уровне? Потому что именно эта тема сейчас выходит на первый план, а ценообразование – это только часть общего процесса цифровизации отрасли. И Сахалин с этой точки зрения был выбран очень правильно – недаром Россия начинается именно там. А потом можно будет сравнить успехи этого восточного региона с Центральной Россией или Поволжьем.

«Если хочешь чем-нибудь управлять – научись это считать»

Отметим сразу, что Москва в процессе цифровизации стоит особняком – и в части затрат на эти работы, и по наличию специалистов. Для всей же остальной России проблемы, связанные с «цифрой», по сути должны быть одинаковы – нет денег, специалистов, обученных госзаказчиков, желания, понимания, необходимости… А иногда, видимо, не хватает и железной воли или железного кулака губернатора, который заставить местных чиновников, а за ними – и весь бизнес вплотную занять «цифрой» и BIM. Потому как массовое внедрение на Сахалине цифровых технологий нельзя не связывать с приходом туда губернатора Валерия Лимаренко.

Начнем с того, что регион, который из Москвы воспринимается как очень провинциальный, оторванный, где не живут, а выживают, на самом деле весьма неплохо чувствует себя вдали от столицы. Видимо, инициативность властей иногда прямо пропорциональна расстоянию от докучливой опеки федеральных чиновников.

И деловая жизнь на острове кипит! Здесь в настоящий момент реализуются 450 инвестиционных проектов на общую сумму 800 млрд рублей, выделено 300 площадок под массовое жилищное строительство общей площадью 6 млн кв.м. Все проекты нанесены на находящуюся в открытом доступе интерактивную инвестиционную карту с подробной информацией по каждому из них.

В 2021 году пред властями Сахалина стоит задача построить 500 тыс.кв.м. жилья, досрочно выйдя на показатель строительства более 1 кв.м. на человека в год. При этом, как специально подчеркнул губернатор Лимаренко, такие успехи достигнуты благодаря тому, что в жилье идут исключительно рыночные средства, а вот государство предоставляет длинные деньги на развитие территории. Как итог – практически любая сахалинская семья может взять ипотечный кредит под 1-6% годовых и купить себе квартиру. По факту сахалинцы улучшают свои жилищные условия каждые пять лет.

Наряду с жильем на Сахалине в рамках различных адресных инвестиционных программ строится большое количество бюджетных объектов, и их исполнение нужно было взять под качественный контроль. Поэтому цифровизация строительства становится жизненно необходимой. В 2019 году была поставлена задача свести информацию об их строительстве на единый ресурс с тем, чтобы можно было эффективно управлять бюджетными объектами и средствами. Так появилась цифровая Платформа строительных сервисов, которая содержит информацию по всем объектам госзаказа и позволяет получать информацию о ходе строительства объектов в режиме он-лайн. И сейчас вице-губернатор по строительству фактически один контролирует графики строительства более 500  бюджетных объектов.

Платформа объединяет всех участников процесса на каждом объекте – и заказчиков, и правительство региона, и муниципалитеты, и СРО, и подрядчиков, и контрольные органы. Все имеют к ней доступ на соответствующем уровне, и оперативные данные обновляются практически непрерывно. Для подрядчика это возможность формировать и выдавать суточные и недельные задания на производство работ и контролировать их исполнение. Каждая работа определенным образом классифицирована и внесена в Классификатор строительной информации.

 А в качестве ближайшей перспективы стоит задача сделать подобные цифровые графики по всем инвестиционным проектам, вне зависимости от формы финансирования. Затем есть идея ввести в эти графики такую составляющую как ценообразование на объекте.

Следующий вопрос, который запланирован для развития цифровизации стройки – это цифровой журнал работ и цифровое же взаимодействие с органами Госстройнадзора без выхода на объект.

 

Главное для BIM – грамотный заказчик

Однако первое, с чем столкнулись региональные власти при внедрении Платформы строительных сервисов,  - это цифровая неграмотность заказчиков и голод с точки зрения подготовленных кадров, которые могли бы работать с «цифрой». И, как рассказал вице-губернатор Сергей Олонцев, для обучения работе в рамках Платформы была создана Школа заказчика. Ее главная цель – практико-ориентированная подготовка специалистов в сфере государственного заказа, основанная на цифровизации строительства.

К настоящему моменту через Школу заказчика  прошли более 300 человек. Сотрудники обучаются проектному управлению, бережливому производству, элементарному цифровому проектированию, построению цифровой модели для управления строительством, основам BIM-технологий. В ходе обучения организаторы и преподаватели столкнулись с тем, что даже основы проектного управления неизвестны среднему звену управления – так что приходится массово учить заказчиков. Также мало кто обращает внимание на бережливое производство в процессе строительства – а ведь это возможность, не прилагая усилий, экономить деньги.

Что касается информационного моделирования зданий, которому также учат госзаказчиков, Сергей Олонцев убежден, что у большинства реальных заказчиков и строителей сейчас весьма слабое понимание, что это такое. Мало кто понимает, что это не 3D картинка, а именно информационная модель и что из этой модели можно выгрузить и ресурсы, и средства, и графики, и численность, и последовательность строительства – то есть, любую информацию. Конечно, для того, чтобы получить реальную рабочую цифровую модель, нужно проделать очень большую работу – и тогда в нее будет включено очень большое количество «D»: так, на строительстве атомных энергоблоков с использованием модели она была, как минимум, восьмимерная. Так что на Сахалине существует полное понимание, что такое BIM и что он категорически нужен всем участникам строительного процесса. Это инструмент, с помощью которого намного проще организовывать весь процесс строительства – и усвоение этой истины на Сахалине начинается с заказчиков.

Еще один очень важный спецкурс в Школе заказчика – это изменения в строительном законодательстве. Тот поток изменений нормативных актов, который идет из правительства, Минстроя России, Государственной  Думы, должен быть обязательно доведен и до заказчиков, и до строителей. Изменения идут очень существенные, и их обязательно нужно знать.

В целом же Школа заказчика – этот тот опыт, который очень высоко оценили в правительстве России, и вице-премьер Марат Хуснуллин дал поручение через Минстрой России тиражировать этот опыт по другим регионам. Возможно, что к этому процессу мог бы подключиться и НОСТРОЙ, у которого есть посредством СРО представительства практически во всех российских регионах. Это было бы существенной помощью строительным компаниям и региональным властям, перед которыми через год встанет вечный русский вопрос6 «Что делать?». Сахалин ответ на этот вопрос уже нашел.

Лариса Поршнева

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо