ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Бюджет-2020: нерасторопность на фоне кризиса
28.03.2021
Экономика

Бюджет-2020: нерасторопность на фоне кризиса

Ушедший 2020 г. не был легким, но Минстрою России он дался особенно тяжело

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2020 г. Ряд министерств оказались среди отстающих.

 

В прошедшем году российская экономика развивалась в условиях уникального экономического кризиса, причиной которого стали пандемия и связанные с ней карантинные меры, а также рекордное падение цен на нефть. Курс национальной валюты ослаб с 64,73 руб. за доллар США в 2019 г. до 71,94 руб. в 2020 г. При этом в 2020 г. курс валюты показал большую устойчивость к колебаниям нефтяных цен, чем во время кризиса 2014 – 2016 гг.

По итогам года ВВП сократился на 3,1%, при этом снижение показателей потребительского спроса оказалось более существенным, чем показателей реального сектора. Сокращение промышленного производства составило 2,9%. Масштабная приостановка производств закономерно привела к ухудшению ситуации на рынке труда и снижению уровня доходов. Пиковый уровень безработицы отмечался в августе – 6,4%, а по итогам года – 5,8%. Инфляция на конец года составила 4,91%.

Общий объем доходов федерального бюджета составил 18,7 трлн руб., что ниже прогнозируемого общего объема доходов на 9,1%. По сравнению с 2019 г. он уменьшился на 7,3%.

Кассовое исполнение расходов составило 22,8 трлн руб., что на 25,3% выше, чем в 2019 г. Уровень исполнения расходов федерального бюджета составил 95,7% показателя сводной росписи с изменениями, что выше уровня исполнения 2019 г. на 1,5%. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн руб., что сопоставимо с объемом неисполненных средств за 2019 г.

Исполнение контрактуемых расходов составило 25,7 трлн руб. или 94,8% утвержденных лимитов бюджетных обязательств, что на 3,7% выше, чем в 2019 г. Отмечается самый высокий, начиная с 2017 г., уровень закупок у единственного поставщика – 33,1% объема заключенных контрактов.

 

Минстрой сдает позиции?

Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений установлен, в том числе и по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 68,7 млрд руб. или 15,6%.

На низком уровне – менее 90% исполнены расходы по 9 главным распорядителям, в том числе по Минстрою России, который даже ухудшил результат предыдущего года: в 2020 г. – 80,4%, в 2019 г. – 80,9%.

Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований, а это более 30 000 млн руб. сложился по 4 главным распорядителям, в том числе по Минстрою России 75 009,7 млн руб. или 19,6%.

Наиболее низкий уровень исполнения контрактуемых расходов – менее 70% отмечается по 6 ведомствам, в том числе и по Минстрою России – 62,9%.

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм исполнены на 95,6%, что выше уровня исполнения за 2019 г. на 1,2%. Не в полном объеме исполнены расходы по 42 из 43 госпрограммам, объем их ассигнований составил 667 992,8 млн руб., что сопоставимо с 2019 г.

Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований установлен, в том числе по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» - 15,9 млрд руб. или 4,8%.

Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2021 г. отдельными ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками не осуществлялись либо осуществлялись на низком уровне расходы на реализацию госпрограмм. Так, по госпрограмме «Развитие образования» Минстроем России расходы исполнены на низком уровне – 56,9%. По госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» Минстроем России расходы исполнены на  0,6%.

В течение 2020 г. отмечался низкий уровень исполнения расходов на реализацию национальных проектов (программ) и комплексного плана. Так, за январь – сентябрь уровень исполнения расходов составлял 55%. За год – 97,4%, что на 5,9% выше уровня 2019 г. В результате по итогам года общий объем неисполненных бюджетных ассигнований по национальным проектам (программам) и комплексному плану составил 57 653,1 млн руб. или 2,6%. «Жилье» исполнено за 2020 г. на 99,7%.

По итогам года наибольшие объемы неисполненных бюджетных ассигнований в рамках реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана отмечаются, в том числе и у Минстроя России – 2407,1 млн руб., который участвует в реализации 6 нацпроектов.

При реализации национальных и федеральных проектов отмечаются недостатки, связанные и с нарушением сроков и (или) недостижением результатов и показателей, формированием значительного количества запросов на изменение паспортов национальных и федеральных проектов, предусматривающих корректировку показателей и результатов, перераспределение их финансового обеспечения.

Наибольший объем изменений, связанных с увеличением бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение в 2019 г. Отмечается, в том числе по нацпроектам «Жилье и городская среда» - на 6515,7 млн руб. или на 4,4% и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - на 4085 млн руб. или на 2,8%.

За январь – декабрь 2020 г. наибольший объем положительных изменений отмечается, в том числе по нацпроектам «Безопасные и качественные дороги» - 64 448,4 млн руб. или 13,2% и «Жилье и городская среда» - 63 651,9 млн руб. или 13 %.

 

Строить и не построить

Исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020 г. составило 88,3%, что на 11,1% выше показателя за 2019 г. На 1 января 2021 г. введено в эксплуатацию 154 из 301 объекта ФАИП, подлежавших вводу в 2020 г., что на 23,7% меньше, чем за 2019 г.

Счетная палата неоднократно отмечала, что включение в ФАИП объектов, необеспеченных проектной документацией с положительным заключением государственной экспертизы, пообъектной детализацией или необходимыми нормативными актами, приводит к невозможности строительства, резервированию значительных объемов средств федерального бюджета и невыполнению основных показателей реализации ФАИП.

Так, в 2020 г. исключены бюджетные ассигнования в сумме 5,2 млрд рублей по 16 объектам ФАИП при отсутствии проектной документации, срок утверждения которой продлевался актами Правительства РФ до 1 сентября 2020 г.

По ряду объектов ФАИП в полном объеме были исключены бюджетные ассигнования в связи с ненадлежащим исполнением условий контрактов подрядчиками, необходимостью корректировки проектной документации и иными причинами. В результате кассовое исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020 г. составило 88,3%, что на 11,1% выше, чем по итогам 2019 г.

Более 50% годового объема кассовых расходов в одном только декабре 2020 г. осуществили 8 главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе Минстрой России – 57,8%.

В 2020 г. бюджетные ассигнования на реализацию ФАИП были выделены в рамках 33 государственных программ и 4 непрограммных направлений деятельности. Наибольший объем был предусмотрен на объекты и мероприятия в составе госпрограммы «Развитие транспортной системы» - 185,2 млрд руб. или 23,1%.

По итогам года по 5 из 52 главных распорядителей средств федерального бюджета кассовое исполнение расходов составило менее 50%. В частности, Росархивом на 21,3% - на строительство архивного комплекса Государственного архива РФ и лабораторного корпуса Российского государственного архива кинофотодокументов, МИДом России на 43,2% -  на строительство общежития Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел РФ.

В целом в 2020 г. уровень ввода в эксплуатацию объектов ФАИП продолжает оставаться низким.

Так, не введены в эксплуатацию 15 из 18 объектов Минстроя России, в том числе переданные ему объекты Минкультуры и Минспорта России. Речь идет о реконструкции корпуса «В» с надстройкой (вторая очередь 2-го этапа) РНЦ хирургии им. академика Б.В. Петровского, строительстве внутриплощадочных инженерных сетей на территории особо ценного объекта культурного наследия народов РФ «Ансамбль Новодевичьего монастыря»; строительстве и реконструкции объектов музейно-выставочного комплекса «Абрамцево»; строительстве музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи; строительстве зала для спортивной гимнастики «Тренировочный центр сборных команд России «Озеро Круглое»; строительстве водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и г. Майкопа; расширении и реконструкции системы водоснабжения и очистных сооружений канализации, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика.

Также не осуществлен ввод в эксплуатацию 11 из 13 объектов Минспорта России. Росархивом не введен в эксплуатацию лабораторный корпус Российского государственного архива кинофотодокументов в Московской области. Росавтодором в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. не реализовано 4 мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог, устройству искусственного электроосвещения.

Следует отметить, что по ряду объектов ФАИП, подлежавших вводу в эксплуатацию в 2020 г., срок ввода перенесен на более поздний. Так, до 2024 г. продлены сроки строительства Багаевского и Нижегородского гидроузлов (Росморречфлот). Не получены положительные заключения государственных экспертиз по подлежащим завершению в 2020 г. проектно-изыскательским работам по 13 объектам Минстроя России, 11 – Росавтодора, 6 – Росморречфлота, 3 – Минэкономразвития России, Минобрнауки России и ФМБА России, 2 – Минтранса России, 1 – Минспорта России.

 

Иоланта Вольф

 

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо