ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Дороги в Космос начинаются с Земли
12.04.2021

Дороги в Космос начинаются с Земли

Сегодня исполняется 60 лет со дня первого полета Человека в космос. Тогда всему миру стало известно название космодрома – Байконур. И сегодня ракеты продолжают взлетать с Гагаринского старта, построенного руками и умением уникальных советских строителей. Так что и они, вместе с конструкторами и инженерами, проложили человечеству дорогу в космос.

Практически все сооружения, построенные в нашей стране с начала освоения космоса, успешно эксплуатируются до сих пор. Это и старты для пуска ракет на первом космодроме Байконур, в том числе Гагаринский старт, и станции слежения за полетом ракет, дороги, прочая инфраструктура. Хотя не было в 50-е годы ни современных добавок в бетон, ни сегодняшней мощной техники.

Тюльпаны Байконурской стороны

А была тогда на месте Байконура голая степь без дорог. Плюс отвратительный климат. По воспоминаниям современников, зимой 1955 года, когда начиналось строительство космодрома, температура опускалась до минус 25 – 30 градусов, летом поднималась до 56 градусов. Первые строители, кроме основной работы, зимой заготавливали на лето лёд (холодильных систем не было), а летом снимали обычной лопатой тонкий слой грунта, чтобы избавиться от насекомых – разносчиков инфекций. О запуске ракет тогда речь не шла, нужно было сначала создать условия для проживания персонала, полигон для будущих испытаний и запуска межконтинентальной баллистической ракеты.

Первых строителей Байконура остается все меньше. Хорошо, что на Байконуре есть музей. За 65 лет начальники космодрома менялись неоднократно. Но самым главным строителем народная молва по-прежнему называет генерала Георгия Шубникова (одного из создателей Трептов-парка в Берлине) – такой у него был высокий авторитет. Придирчиво следил за строительством космодрома Сергей Королев. Был период дефицита строительных материалов, и он не мог допустить, чтобы Байконур в чем-то нуждался. Рассказывают историю: Королев спросил Шубникова, какие еще материалы нужны? А тот ответил, мол, все есть, только скипидара не хватает. Шубников пошутил, он имел в виду известную русскую поговорку. Но через две недели от Королева пришли две цистерны скипидара.

 

Из космонавтов теснее всех со строителями общался космонавт № 2 – Герман Титов. В 80-е годы он от Военно-космических сил страны курировал подготовку к полету многоразового транспортного корабля «Буран». Большую часть времени года проводил на Байконуре, очень его любил. На всех встречах декламировал стихотворение местного поэта «а мне дороже всех тюльпаны Байконурской стороны». И сегодня суровые, лишенные сентиментальности мужчины, вспоминая Титова, читают эти стихи.

Подготовка к пуску системы «Энергия – Буран» – последнее крупное строительство на Байконуре. Это была самая большая стройка СССР того времени. Кроме самого стенд-старта, в комплекс входили объекты, обеспечивающие жизнедеятельность системы «Энергия – Буран», в том числе крупнейший в Европе кислородно-азотодобывающий завод. Да, досадно, что «Буран» совершил вылет только единожды в 1988 году, но приобретенный опыт тоже имеет немалую ценность.

   – Мы насчитали почти 700 новинок, которые были разработаны при подготовке к пуску «Энергии – Бурана», – технологических, проектных, строительных. И они не устарели до сих пор, – рассказывает генерал-полковник в отставке Леонид Шумилов, – часть  из них используется и в Плесецке, и на Восточном космодроме.

Леонид Вениаминович занимал в то время должность первого заместителя начальника строительства и расквартирования Министерства обороны  СССР и курировал строительство наземного комплекса «Энергия – Буран».

И миллиметры взлетной полосы

Все строительные материалы и конструкции проектировались и изготавливались внутри страны. Слово «импорт» тогда не звучало в принципе. Основные проектные и исследовательские работы выполняли три и ныне здравствующих института Министерства обороны – АО «31 ГПИСС» (ранее ГПИ 31), его филиал 26 ЦНИИ (ранее НИИ 26) и Центральный проектный институт 20.

Для тяжелого транспортного корабля «Буран» требовалась очень прочная взлетно-посадочная полоса. Как вспоминают участники строительства, вначале рассматривался вариант многослойного покрытия. Но в ЦПИ 20 предложили принципиально новую конструкцию – из высокопрочного бетона марки 600. И это позволило сделать полосу однослойной – толщиной 32 см. Такое покрытие обладало и повышенной устойчивостью к большим температурным перепадам, – рассказывает генерал-лейтенант в отставке, Герой Социалистического Труда Алексей Макарычев, руководивший строительством наземного комплекса «Энергия – Буран». (Звездой Героя он награжден за эту работу).

Напомним, в космос «Буран» выносила ракета «Энергия», а на землю он садился сам, по бортовому (отечественному!) компьютеру. Для беспилотного корабля была нужна идеальная поверхность полосы. В том же ЦПИ 20 предложили полосу отфрезеровать. В стране уже был опыт фрезерования взлетно-посадочной полосы – в Шереметьево. Там это делали с помощью немецкой машины. Но немецкая техника была рассчитана только на бетон марки 350. Фрезерную машину для сверхпрочного бетона изготовили на Таганрогском механическом заводе Главного Управления строительной промышленности МО. А сдавали полосу в эксплуатацию с участием геодезистов. Они следили за тем, чтобы прогиб трехметровой рейки по всей длине и ширине полосы не превышал 3 мм, и только после этого ее посчитали готовой к работе.

Одновременно со строительством выполнялась реконструкция ряда сооружений. Железобетонные конструкции обычно разбираются с помощью отбойных молотков или буровзрывных работ. Вследствие сложности большинства объектов на космодроме эти способы оказались неподходящими. И в НИИ 26 были разработаны оригинальные методы, позволившие аккуратно разобрать конструкции. Это и электрокопьевое бурение, и взрывогидравлическая резка, кислородное и электрокислородное копье и многое другое.

– Иной наш опыт строителям не грех использовать и сейчас,  – рассказывал  полковник в отставке, руководивший строительством в 1978 – 1980 гг. Герман Питалев. – К примеру, мы применяли железобетонную опалубку – в степи леса нет. Широко использовали литые бетоны. Сотни километров кабелей разного назначения были уложены бестраншейным способом, который позволяет не разрывать улицы, что так любят делать в наших городах.

 

Рокот космодрома

За два с половиной месяца до пуска «Энергии» в США испытывали тяжелую ракету и раздавили ее издаваемым ею же звуком, так называемым рокотом. Наша ракета была рассчитана на большую нагрузку, и у нее риск был выше.

Руководитель КБ общего машиностроения Владимир Бармин предложил отсечь звук струями воды. По расчету получилось, что в секунду необходимо было подать 40 м3 воды. (Для сравнения: Москва потребляет 20м3 в секунду).

- Насосов такой мощности не существует, поэтому мы взяли железнодорожные цистерны, объемом 60 кубометров каждая, одели их в теплоизоляцию и поставили их «на попа», – рассказывает Леонид Шумилов. – Две группы по несколько цистерн справа и слева. Сделали из каждой цистерны водо-воздушный бак. Воздух накачивали мощные компрессоры, давление которых обеспечивало необходимый напор воды в трех уровнях, обсекающих звук при начале движения ракеты. Все это было сделано за два с половиной месяца.

Как известно, ракета благополучна взлетела. Такая технология остается единственной в мире.

Как ни странно, возникла проблема с подачей электроэнергии. Конечно, в 80-е годы электроэнергия подавалась на космодром уже по ЛЭП, сразу с двух электростанций. Но ЛЭП проходили по безлюдной степи. Случалось, сядет птица на провода и что-то повредит. В быту нестрашно, подумаешь, сколько-то минут без света. А для ракеты – это срыв запуска. На каждом запуске по линиям ЛЭП дежурили бригады энергетиков. Но как они могли проконтролировать 120 км ЛЭП? И поэтому в момент пусков космодром обеспечивали электроэнергией три энергопоезда – по примеру тех, которые использовали нефтяники в необжитых районах. Кстати, их мощности хватило для того, чтобы обеспечить весь прилегающий район электроэнергией, когда развалился СССР и были перебои с подачей электроэнергии.

Может показаться, что «Буран», «Энергия» – это дела давно минувших дней. А, может, дней будущих? Во всяком случае, ряд специалистов считает, что возрождение «Бурана» в том или ином варианте вполне реально. Так или иначе, но многоразовый космический корабль нам все равно понадобится. Неслучайно на «Восточном» запланирован стартовый комплекс для сверхтяжелой ракеты.

Анна Леонова

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо