Система ТК в строительстве: эволюция под угрозой ликвидации
Совещание прошло на площадке Российского союза строителей под председательством главы Минстроя России Ирека Файзуллина и главы Росстандарта Антона Шалаева с приглашением руководителей ТК 465 и ТК 400, президентов НОСТРОЙ, НОПРИЗ и РСС, а также руководителей профильных комитетов Торгово-промышленной палаты России, РСС и РСПП. Тем самым был подчеркнут межведомственный характер совещания. Нужно сказать, что мероприятие было закрытым для прессы, однако некоторые новости все-таки появились. Однако теперь в распоряжении Агентства новостей «Строительный бизнес» имеется подписанный обеими сторонами протокол совещания, и уже можно констатировать, что последствия этого мероприятия могут быть куда более серьезными, чем кажется на первый взгляд.
Прежде всего, напомним, что Росстандартом утвержден ГОСТ, согласно которому количество членов любого ТК не должно превышать 100. ТК 465 «Строительство», насчитывающий более 370 членов, должен, таким образом, быть радикально сокращен, причем члены ТК должны выйти из него в добровольном порядке, что весьма проблематично. О том, что базовый для строительной отрасли ТК 465 «Строительство» должен быть реформирован и поделен на несколько профильных комитетов, говорится уже более 10 лет, однако «воз и ныне там», причем с каждым годом этот «воз» едет все медленнее и неэффективнее: количество разработанных стандартов уменьшается, уникальные специалисты из-за бюрократизации процесса и склок уходят из ТК, часть подкомитетов превратилось в площадки для многочасовых бесполезных дискуссий (ПК 5), а некоторые подкомитеты существуют только на бумаге.
Структура ТК 465 не соответствует структурам аналогичных международных ТК ИСО и европейских ТК СЕН в области строительства. В целом эффективность работы ТК 465 в разы ниже, чем аналогичных европейских комитетов по стандартизации – и это не просто слова: ТК 465 имеет фонд 854 стандарта, разрабатывая в год в среднем 65 стандартов, что не обеспечивает необходимого количества стандартов для строительной отрасли. Эти цифры привел на совещании руководитель комитета ТПП РФ по техническому регулированию Сергей Пугачев. А, по словам Антона Шалаева, в фонде Росстандарта по строительству находятся 1800 стандартов, из них в год обновляется около l00 документов или только 5,6% документов, что почти в два раза ниже средних показателей.
Кто виноват? Как всегда, ведомственная разобщенность и желание выяснить, кто главный в строительном техрегулировании. ТК 465, который действует под крылом Минстроя России и на базе ФАУ «ФЦС», считает себя главным во всех аспектах стандартизации любых строительных процессов – отсюда и дикое количество подкомитетов, комиссий и рабочих групп, когда в один базовый ТК пытались «впихнуть невпихуемое». В итоге ТК 465 очень часто залезает в сферу деятельности других технических комитетов, вносит в программу разработки стандартов документы, которые давно существуют усилиями других ТК, или выпускает документы, вступающие в прямое противоречие с действующими СП и ГОСТами. Таких примеров за последние годы можно насчитать довольно много – и они не раз становились поводом для конфликтов.
С другой стороны, в системе стандартизации действует более 30 ТК, которые разрабатывают СП и ГОСТы, относящиеся к сфере строительства – и это тоже делается, как правило, без согласования с профильным ТК 465. В целом вместо стройной системы и согласованной работы в области стандартизации проектирования и строительства получается вечная свара, перетягивание «одеяла», пустая трата и без того не самых больших денег – и очень слабая база стандартов как таковая. Вот на этом фоне и нужно ответить еще на один вечный вопрос: что делать?
Через тернии – к системе
Нужно сказать, что предложений по дальнейшей реформе как ТК 465, так и всей системы технических комитетов в строительстве было не так уж и много – но все они были системными и далеко идущими. Именно поэтому все они приняли статус решений и отправлены в проработку.
Прежде всего, решено сохранить ТК 465 «Строительство» как системообразующий и головной технический комитет в строительстве – при этом его структура и численность будет приведена в соответствие с требованиями Росстандарта. Обусловлено, что вопросы методологического обеспечения должны сохраняться за ТК 465. В ходе реорганизации предлагается выделить ряд подкомитетов, занимающихся одним направлением стандартизации, в отдельные ТК с обязательной координацией их деятельности со стороны Минстроя России и Росстандарта. По словам Сергея Музыченко (ФАУ «ФЦС»), «формирование межотраслевой системы нормативных технических документов в области строительства на базе головного профильного технического комитета позволит создать целостную основу технического регулирования строительства».
При этом, по мнению вице-президента РСС Анвара Шамузафарова, при реформировании ТК 465 нельзя допустить необоснованного и незаконного исключения организаций и их специалистов из ТК, потому что зачастую это штучные организации с уникальными специалистами. Неправовое исключение их из состава ТК «в никуда» может нанести непоправимый ущерб развитию различных направлений строительной отрасли. Поэтому технических комитетов должно быть столько, сколько это нужно для решения стоящих переел страной задач. Если для отрасли в целом будет полезно формирование на базе подкомитетов ТК 465 отдельных ТК, координирующих свою деятельность с «головным» ТК 465 и Минстрое России, это можно только поддержать. И на стороне такого решения – не только логика, но и элементарная математика: в каждый такой новый ТК может войти до 100 специалистов своего направления, то есть, охват профессиональных экспертов станет гораздо больше, и вместо установленных 100 человек в ТК 465 можно будет привлечь 500-600 смежных специалистов в новые технические комитеты.
В итоге было принято решение рекомендовать Росстандарту совместно с Минстроем России разработать «матрицу» технических комитетов в сфере строительства «для выявления пересечения и дублирования областей деятельности и неохваченных стандартизацией областей деятельности и установления связей между профильными ТК, их связей со смежными ТК».
При этом, по мнению А.Шамузафарова – и это предложение также было поддержано – нельзя допускать формирование новых ТК организациями, не имеющими поддержки ни со стороны Минстроя России, ни со стороны профессионального сообщества, а, что называется, для личного пользования. Примером такой деятельности можно считать инициативу Михаила Богданова (АИИСС), который подал заявку на регистрацию нового ТК по инженерным изысканиям, основанного исключительно на базе собственной саморегулируемой организации. Очевидно, что такие заявки не могут быть поддержаны и зарегистрированы, а изыскания как ключевой элемент строительного процесса, не может уйти из базового ТК 465 – иначе разорвется вся логическая цепочка стандартов. Так что, можно сказать, что инициатива М.Богданова зарублена на корню, и карманный ТК он не получит.
Для того, чтобы координация была не пустым словом, а действием, решено создать Координационный совет на базе Минстроя России и Росстандарта, в который войдут представители министерств, всех ТК и компаний, занимающихся стандартизацией в сфере строительства. Президент НОСТРОЙ Антон Глушков предложил включить в состав координационного совета руководителей НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС, профильных комитетов ТПП РФ и РСПП. Совет должен принимать решения о целесообразности разработки и принятия документов в сфере строительства, определить источники финансирования такой работы: бюджетные средства или средства заинтересованных компаний. Это предложение было поддержано всеми участниками совещания. Координационный совет будет «наделен полномочиями по координации деятельности ТК, работающих по строительной тематике, в целях формирования Комплексной Программы деятельности и разработки нормативных технических документов в строительстве и контроля ее исполнения».
По предложению руководителя ТК 400 Ларисы Бариновой будет возобновлено Соглашение между Минстроем России и Росстандартом, а в его рамках будет разработана Дорожная карта по реформе системы технического регулирования в строительстве. В качестве старта этой работы было бы целесообразно рекомендовать Минстрою России совместно с Росстандартом утвердить порядок, в соответствии с которым: ТК, занимающиеся строительной тематикой, проводят ревизию стандартов пo закрепленным за ними объектам стандартизации и направляют в профильные ТК предложения об отмене, актуализации, разработке новых документов. Далее профильные ТК обобщают эти предложения и передают их в Координационный совет для формирования Программы разработки НТД в строительстве и контроля ее дальнейшей реализации. Предложения должны соответствовать приоритетам развития отрасли.
И последнее: инициатива Росатома о формировании на его базе нового ТК в сфере информационного моделирования в строительстве принципиально поддержано – в ближайшее время должно состояться совещание руководства Росатома, ТК 465 и Минстроя России по конкретным вопросам создания такого ТК. Возможно, что этим будет положен конец полуторагодовой стагнации в работе соответствующего подкомитета в ТК 465.
В целом же можно констатировать, что положено начало серьезной работе по ревизии, актуализации и упорядочиванию всей системы технических комитетов в области строительства. А в дальнейшем можно будет говориьт и о реформе самой системы техрегулирования в строительстве – только на обновленной базе ТК она и будет иметь смысл.
Елена Шинкоренко
Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.