RosBuild вернулся после пандемии
Деловой программой интересовались больше, чем экспозицией
RosBuild — самая молодая строительная выставка в нашей стране. Состоялась всего второй раз. Она нацелена на поддержку отечественных строителей и производителей стройматериалов и является центральным событием ежегодной Российской строительной недели.
Интерес к выставке проявили руководители Минстроя, ведущих строительных структур страны. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин, принявший участие в официальном открытии RosBuild, прошелся по залам, пообщался с участниками.
В работе Российской строительной недели принял участие и руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин. А экспозиция Департамента была самой большой. Здесь можно было познакомиться с программой реновации, планами развития территории ЗИЛа, Большого Сити и другими экспонатами. Департамент градостроительной политики Москвы намерен участвовать и в RosBuild-2022.
В рамках деловой программы обсуждались текущая ситуация в отечественной строительной индустрии и перспективы ее развития. Обсуждение проходило как очно, так и онлайн. Материалы видеоконференции доступны сейчас на сайте RosBuild в разделе «Деловая программа». Причем количество посетителей видеоконференции превысило число посетителей самой выставки.
Участникам выставки присутствовать на мероприятиях деловой программы было некогда. А вопросов — и к Минстрою, и к другим государственным структурам — у них накопилось немало. Поэтому люди, приехавшие из регионов, предлагают организовать на RosBuild консультационный пункт, где бы они могли посоветоваться с экспертами и специалистами.
Всем пандемиям наперекор
По данным организаторов (АО «Экспоцентр») в выставке участвовали свыше 150 компаний из 11 стран. К сожалению, иностранные экспонаты были представлены только через дилеров. Их хозяева отсутствовали из-за карантинных мер. До последнего момента ждали польскую компанию «BOSWAN», но ей так и не разрешили выехать из страны.
Количество посетителей превысило семь тысяч. (в 2019 году было 15500).
Посетитель, представившийся предпринимателем из Нижегородской области, скептически сравнил RosBuild с региональной выставкой: дескать, маловато участников для общероссийского масштаба.
Да как сказать… В прошлом году мероприятие отменили из-за пандемии. Запрет сняли только за полтора месяца до начала выставки. Многие из тех, кто собирался участвовать в прошлом году, нынче отказались. Не решились ехать из соображений безопасности за свое здоровье. Эти опасения и теперь никуда не делись. Сами участники выставки приводили факты, когда их знакомые не захотели никуда ехать даже если спонсоры оплачивали им поездку. Людей, наверно, можно понять.
Компании, оплатившие участие в несостоявшейся выставке, смогли приехать на эти деньги сейчас. Отказавшимся приехать вернули деньги, сказала руководитель проекта Тамара Лукьяненко.
Заметим, ситуация, когда потенциальные участники заплатили деньги, а потом до выставки не доехали, в эпоху пандемии не такая уж редкость. Но деньги возвращают не все организаторы.
Подготовить мероприятие с почти не раскрученным брендом (напоминаем, RosBuild прошел лишь однажды, в 2019 году) требует больших усилий. И то, что выставка состоялась в столь сложных условиях, можно считать большим успехом организаторов.
Экспонаты поместились в двух залах
Обычно на таких выставках экспонаты размещаются в отдельных тематических залах — к примеру, строительные материалы, керамическая плитка, энергоэффективные системы и т.д. и т.п. Ничего подобного сейчас не получилось. Присутствовали почти все заявленные направления (их свыше 30), но каждое представляли несколько компаний. Если перефразировать цитату известного русского классика, то «все смешалось в двух залах». Но сами экспонаты от этого не потеряли привлекательности.
В выставке участвовал единственный производитель керамической плитки — известная отечественная компания «Kerama Marazzi». Она продемонстрировала плитку из керамогранита габаритами 1,6х3,2 м. Это считается сверхкрупным размером. Плитка отличается высокими прочностными характеристиками, а коэффициент водопоглощения не превышает 0,3 %. Может использоваться для межэтажных перекрытий, облицовки фасада. Для изготовления керамогранитной плитки компания организовала отдельное производство в Ступино.
По словам производителей и продавцов, большие размеры становятся с каждым годом все популярней. С ними проще работать, они дольше служат. Крупную плитку надежнее делать из керамогранита. (Керамогранит — искусственный камень на основе молотых горных пород. Вопреки названию гранита не содержит.) На выставках все чаще можно видеть изделия из этого материала. По некоторым оценкам, он занимает уже больше половины рынка керамических изделий.
От песка до гранита
ООО «К-Модуль» из Коврова продемонстрировал новые варианты быстровозводимых зданий. Небольшие домики фельдшерско-акушерских пунктов, магазинов, аптек, бытовок весьма популярны в сельской местности, на стройках. Компания «МК —Профиль (Московская обл.) предлагала различные материалы для кровли и фасада. Хохольский песчаный карьер (Липецкая обл.) привез образцы песка.
ФГУП «ВНИПИИстромсырье» представил на своем стенде методы проверки качества гранита и мрамора на соответствие ГОСТам. В России на облицовку зданий ежегодно идет около 14,7 млн квадратных метров декоративного камня. 60% из них приходится на долю гранитоидов.
Большое количество декоративного камня завозится из-за границы. Он не имеет технических документов, подтверждающих пригодность этих камней для нашего климата. Итогом являются многочисленные дефекты гранитных или мраморных фасадов, появляющиеся нередко уже через несколько лет. По данным научных исследований, в Москве до 70 % каменной облицовки требуют капитального ремонта на второй год эксплуатации.
Пригодность декоративного камня к климатическим условиям России и стран СНГ определяется в лабораторных условиях. Испытания требуют довольно длительного времени и затрат. Компании, закупающие камни, таких расходов нести не хотят. А при малых объемах каменной облицовки (до 1000 кв. м) это экономически невыгодно.
ВНИПИИстромсырье разрабатывает ускоренные, малозатратные методы, которые позволят отбраковать заведомо не пригодный для российского климата декоративный камень, рассказывает Николай Моторный, заведующий отделом облицовочных материалов из природного камня.
Областной десант
А вот и знакомые нам лица: ООО «РуссКирпич» из Твери. Мы уже писали о нем в позапрошлом году. «РуссКирпич» впервые привозил свою продукцию на цементную выставку в Москву. Компания выпускает кирпич под названием «Лего». По внешнему виду от привычного нам кирпича он отличается крепежными конструкциями и замками, а также технологическими отверстиями для прокладки внутренних коммуникаций.
Сам процесс кладки — паз-шип — напоминает сборку детского конструктора «Лего», отсюда и название. В итоге процесс кладки оказывается проще и намного быстрее, чем из обычного кирпича.
Любопытно было подержать в руках «Лего» и керамический кирпич Воротынского завода, чей стенд был расположен по соседству. «Лего» значительно тяжелее керамического, поскольку состоит из известнякового отсева, гранитной крошки и цемента. Они придают изделию разные полезные свойства — улучшают тепло- шумоизоляцию и т.д.
В прошлый раз сотрудники компании поделились своими сложностями. Как это нередко бывает в России, на рынке появился поддельный «Лего», значительно дешевле настоящего, но лишенный его качеств. И хороший продукт в глазах покупателей был дискредитирован. Специалистам «РуссКирпича» пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить авторитет своей продукции.
Тем не менее выпуск кирпича за последние полтора года увеличен примерно в четыре раза, говорит руководитель компании Владимир Ешурин. Разнообразнее становится цвет кирпича. Есть и коричневый, и цвета какао, и зелёный и др. «Лего» использован при строительстве зданий в Москве, Твери, новом городе Доброграде Владимирской области.
«РуссКирпич» располагался на стенде Тверской области. Коллективные стенды регионов все чаще появляются на строительных выставках. Оплачивают их территориальные центры поддержки экспорта и предпринимательства. Причем там бывает представлена не только экспортная продукция, а любая достойного качества. И RosBuild не стал исключением.
Кроме Тверской, на выставке можно было видеть стенды Омской, Владимирской, Воронежской, Саратовской областей. Самым представительным стал стенд Владимирской области —десять компаний. Тут были сухие строительные смеси, деревянные окна и двери, мини-строительная техника… И даже композитная арматура, которую в области начали выпускать два года назад.
Многие участники областного «десанта» говорили, что у них самих нет денег на участие в московских выставках. То есть такие поездки имеют двоякое достоинство. С одной стороны, поддерживают строительный бизнес, с другой — выставочный, добавляя выставкам участников.
Но относятся на местах к своим возможностям по-разному. Отправить на выставку какую-то компанию может любой регион. Но чаще всего из раза в раз мы видим экспозиции одних и тех же территорий. Похоже, образовалась такая когорта активистов, к которой относятся и указанные выше области.
… И несколько слов вдогонку
Выставочный бизнес — один из наиболее пострадавших от пандемии. Он был под запретом практически год. Многие организаторы ожидали, что ограничения продлятся еще дольше.
Запрет не мог не сказаться на работе выставок. Дирекция «Отечественных строительных материалов», которые по графику проходят в январе, дважды сообщала о новых датах. Обещала уточнить в третий раз, но третий раз еще не наступил. «Мир климата» (график в марте) был перенесен на май, а потом снова на март. Только уже 2022 года. Российская BATIMAT и вовсе прекратила свою деятельность, что очень и очень печально. Это была самая посещаемая из строительных выставок. В прошлом году ее работу даже продлевали — столько было желающих там побывать.
Но, как ни странно, в данной ситуации проявились и положительные моменты. Две выставки — MosBuild и RosBuild, проходившие в одни и те же дни и не желавшие ни в чем уступать конкуренту, окончательно разошлись во времени. В 2022 году RosBuild пройдет с 1 по 4 марта, MosBuild — с 29 марта по 1 апреля. Компании при желании поучаствуют в обоих мероприятиях. Посетители смогут не спеша обойти все выставки.
В этом году MosBuild состоялся на три недели позже RosBuild'a. Традиционно он размещается в Крокус Экспо. Конечно, участников там было намного больше — и без статистики очевидно. Оно и понятно, выставка проходила 26-й раз, она давно завоевала себе имя. Но до прежних времен количество участников далеко «не дотягивало». Это тоже было видно без статистики. Разные тематические экспозиции также смешались в одних залах. И залы были далеки от заполняемости.
А вот посетителей было много. Скажем, на лекцию «Умный дом» на MosBuild следовало записываться заранее. Тот, кто этого не сделал, стоял в очереди. И не все попали.
У каждой выставки формируется свое лицо. Очень сильно отличались их деловые программы. На RosBuild дискуссии шли вокруг строительства и стройиндустрии. На MosBuild строительная тематика была сведена к минимуму. Зато было много архитектуры и дизайна. Похоже, MosBuild собирается занять частично нишу сошедшей с дистанции BATIMAT Russia.
Елена Бабак
Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.