«МУРУМ ГРУПП»: «Работаем вне зоны комфорта»
- Антон Олегович, в интервью в начале 2020 г. вы рассказывали, каким непростым был первый год становления компании. А вскоре началась пандемия, и с ней еще большие проблемы другого рода. Как вы выбрали стратегию выживания в тех обстоятельствах?
- Нам пришлось бы разрабатывать стратегию развития компании, даже если бы не случилась пандемия. Однажды я прочитал книгу Рене Моборна “Стратегия голубого океана” и понял - это то, что нам надо. Суть стратегии “голубого океана” в любом бизнесе заключается в том, чтобы отказаться делить с другими существующий и зачастую уменьшающийся спрос, постоянно оглядываясь при этом на конкурентов.
Вместо этого предлагается посвятить себя созданию нового, растущего спроса и уходу от соперничества. Единственный способ победить конкуренцию - перестать пытаться победить. Хорошим примером служит компания CNN, предложившая еще в 1980 г. новости, идущие в реальном времени 24/7. Или цирк Дю Солей, который объединил лучшее, что есть в цирке и в театре, а прочие элементы минимизировал или свел к нулю.
Сильные места “Мурум Групп” , на которые мы можем опираться при поиске своего “голубого океана”, - это, прежде всего, взаимодействие в команде, благодаря чему мы получаем результаты, которыми можем гордиться. Качество архитектуры наших объектов было отмечено архкомитетом Москвы и Московской области. Второй момент, мы стремимся не к мгновенной прибыли, а к сотрудничеству с добросовестными заказчиками-застройщиками, чтобы найденные идеи были реализованы, а не оставались на бумаге. И третье - мы ищем смелые решения, обусловленные совместным профессиональным творческим союзом архитекторов и конструкторов.
По моим наблюдениям, в Москве и области работает не более 50 архитектурных компаний, которые на слуху. Они конкурируют между собой, следят за трендами, некоторые имеют узнаваемый почерк. Это немного для жилищного рынка Москвы и области, особенно с учетом гигантских нацпроектов и реновации. Получается, что другие проектировщики с трудом могут прорваться на этот рынок. А прорвавшись, не все думают о качестве проекта. Говорю об этом не голословно - большая часть заказчиков обращается к нам с просьбой доработать, изменить концепцию, проект.
И если раньше я тоже считал, что главное - это получить большие заказы от крупных клиентов, то сейчас у нас другие приоритеты: довести проект до конца, не допускать халтуры. Видимо, в отношении нас заработало сарафанное радио, появились разноплановые проекты и заказы.
- То есть сейчас ваша стратегия в том, что вы беретесь за самую разную работу…
- …если достигаем понимания с заказчиком по ключевым моментам, если эта работа, пусть даже скромная по масштабам, интересна по задачам и получению нового опыта. Каждый проект можно отшлифовать, ориентируясь на ограничения в ТЗ.
Например, нам пришлось дорабатывать концепцию физкультурно-оздоровительного центра в Сколково. Мы оставили первоначальную идею - прямоугольное здание со скошенными углами и полностью стеклянными фасадами, но предложили другие решения, полностью изменили планировку. Сейчас идет сооружение фасадов, мы ведем авторский надзор за строительством.
Неожиданно нашим заказчиком стал «Роскосмос», завод им. Хруничева. Мы подключились к проекту на завершающей стадии, наша задача заключалась в разработке фасадных решений строящихся и существующих корпусов в рамках их реконструкции, а также нескольких мелких вспомогательных строений. У этого проекта было множество специфических нюансов – огромная, в 50 га территория завода, аскетичный брендбук с фирменными цветами предприятия и выбранными материалами, необходимость создания альбома АГР, в котором в итоге получилось более 200 листов. На все у нас был месяц, мы справились за месяц и неделю. Несмотря на небольшую задержку работ, у нас с заказчиком было абсолютное взаимопонимание. Обе стороны остались довольны друг другом, что бывает не всегда.
- Обращаются ли заказчики к вам повторно?
- У нас складывается интересный опыт сотрудничества с заказчиком с разноплановыми объектами, расположенными в основном в Химках. Сначала мы работали над проектом многофункционального здания в районе Вашутинского шоссе с большим и неудачным бэкграундом: при двух стадиях П на объект был отказ в Мособлархитектуре, заказчикам категорически не нравилось архитектурное решение. Наше предложение по концепции архитектуры здания заказчику понравилось. Мы сделали альбом АГО, получили свидетельство Мособлархитектуры. Проектную документацию делали другие проектировщики, мы курировали ее подготовку, чтобы облик здания остался неизменным. Совместная работа всех заинтересованных лиц прошла успешно и недавно заказчиком получено разрешение на строительство.
Затем последовал второй совместный проект – концепция здания «Дом-мост» похожего силуэта с интересным конструктивным решением от других проектировщиков.
Мы изменили объемно-планировочные решения, т.к. в начальном варианте не было их четкой и логичной структуры, что безусловно отразилась и на архитектурном облике здания. Объект при защите в Мособлархитектуре прошел защиту с первого раза. Это свидетельствует о высоком заложенном качестве проекта, что для нас с самого начала было в приоритете; мы получили подтверждение верности наших принципов. Было приятно услышать от комиссии, что этот район в Химках начинает приобретать собственный характерный облик. Здесь мы также ведем авторский контроль подготовки стадии П, чтобы не допустить изменения облика здания. Нас очень вдохновляет, что это живые проекты - в конце этого или в начале следующего года, надеемся, будет получено разрешение на строительство.
- Раньше вы говорили, что готовы идти на поводу у заказчика. Вы остаетесь на этой позиции? Это очень дискуссионный вопрос, всегда ли можно найти компромисс между вкусами заказчика и здравым смыслом.
- Бывает по-разному, чаще удается донести нашу идею. Иногда заказчики, наоборот, дают нашим специалистам карт-бланш. Так было, например, с проектом небольшой гостиницы в составе ТПУ около станции метро Владыкино. Исходя из объемов здания, мы подготовили два варианта фасадных решений – первый в стиле ампир 50-х годов, второй - современный, с вентфасадами и металлическими кассетами. Заказчик одобрил оба. Нас не ограничивали ни в выборе материалов, ни в стоимости квадратного метра. Нам больше нравился ампир, мы вдохновлялись классическими образцами, использовали объемные элементы, отделку под камень и т.п. К нашему удовольствию, в Москомархитектуре согласовали ампирный фасад без замечаний. Подобное решение мы делали впервые, в том смысле, что такую свободу действий очень редко позволяют практикующим архитекторам. Кроме фасадов мы доработали исходную объемно-планировочную структуру, а подземную часть здания (парковку) полностью переработали, т.к. она была выполнена вопреки всем нормативным требованиям.
И да, этот проект мы тоже получили на переделку на этапе концепции, которая в течение года не могла пройти согласование в МКА.
- Приходится ли принимать участие в проектировании объектов под реновацию? Насколько подобные проекты интересны проектировщикам?
- Один из текущих проектов – корректировка стадии П строящегося объекта, частично предназначенного под реновацию. Это 30-этажный дом в районе Шмидтовского проезда. Наша задача привести проект в соответствие с фактически построенной частью зданий и внести изменения заказчика (с учетом нормативных требований, конечно), которые появились у него в процессе строительства объекта.
Особо хотел бы отметить другой, недавно законченный проект – разработку архитектурно-градостроительных концепций в Химках. Мы делали свой вариант концепции, под иные требования заказчика, которую первоначально разработало легендарное архбюро «Остоженка». Думаю, эта работа попала к нам не потому, что “Остоженка” не смогла или отказалась переделывать проект. Просто в таких больших компаниях довольно высокий уровень бюрократии – договор, согласования и т.п. Мы решили начать работу без договора, т.к. с этими заказчиками успешно сотрудничаем по другим проектам и доверяем им.
Конечно, мы немного нервничали, понимая, кто работал с этим материалом до нас и невольно проводили сравнение. Пусть не прозвучит нескромно, но мы точно сделали не хуже. Вообще, у нас с некоторых пор все происходит вне зоны комфорта, появляются проекты разного назначения, непривычные объемы. Мы как компания делаем новые шаги, т.к. от нас их ждут, и это очень мотивирует. Мы этим пользуемся, чтобы показать заказчикам, что они не ошиблись, обратившись к нам.
- Насколько востребованным оказалось параллельное ремонтно-строительное направление? Вписывается ли оно в стратегию «голубого океана»?
- Достаточно востребовано, пока от него не отказываемся. Тем более что каждый из объектов - это некоторый challenge, как теперь говорят. Был интересный опыт работы в старом жилом фонде, на Арбате. Для новых арендаторов выполнили проект дизайна массажного салона, а подрядчики тем временем отказались работать и попросту сбежали. Пришлось все делать самим. Действовали в довольно экстремальных условиях – тесный двор, недовольные шумом жильцы, помещение с ветхими полами и потолками, пятнадцать выкрасов в поисках идеального «королевского синего» оттенка для стен, требовательные заказчики, сжатые сроки. Получилось современное, очень стильное помещение, мы гордимся этой работой!
Вписываются ли такие объекты в нашу стратегию? На сегодня да, а дальше будем смотреть.
- Судя по всему, ваш коллектив заметно вырос. Вы по-прежнему в ручном режиме отбираете не только топовых специалистов, но и строителей?
- С незнакомыми людьми мы не работаем, слишком велики риски, мы слишком дорожим заданной самими высокой корпоративной планкой. Могу по опыту сказать, что ресурсы, потраченные на поиск, отбор, обучение сотрудников всех уровней полностью себя оправдывает.
- Как бы вы оценили результаты работы компании, оглядываясь назад?
- Мы понимаем, что в современном мире нельзя единожды выбрать одну нишу и стратегию и упорно, не оглядываясь, ей следовать, нужно быть гибкими, чтобы быстро реагировать на изменения. Мы мечтаем построить такую компанию, чтобы ее инерция позволяла безболезненно и эффективно действовать в изменяющихся условиях.
Поэтому анализ и погружение в тему “голубых океанов” для нас только начинается, и мы полны уверенности, что у нас получится. Каждый раз, оглядываясь назад, я вижу, что мы уже не там, где были полгода или даже месяц назад.
Елена Витюк
*____________________________
Антон Родимов, 33 года, кандидат архитектуры. В 2013 г защитил диссертацию на тему проектирования арендных домов для молодых семей. Член союза Московских архитекторов, генеральный директор «МУРУМ ГРУПП»
****
info@murum.ru- почта
murum.ru - сайт
murum_architeture - инстаграм
Услуги:
- Проектирование жилых и общественных зданий, комплексов различных стадий: от концепции до рабочей документации и авторского надзора.
- Разработка дизайн-проекта жилых и общественных зданий
- Визуализация экстерьера и интерьера
- Отделочные работы жилых и общественных помещений
- Аудит проектной документации архитектурных и конструктивных решений
Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.