Стройотрасли нужна адекватная цифровая система управления жизненным циклом объекта
«Говоря о переходе на цифровую экономику, мы подразумеваем и внедрение технологических решений, и переход строительной отрасли в новое качественное состояние. Речь не только об инжиниринге и автоматизации, но и о переосмыслении процессов и внедрении цифровых технологий на всех ключевых этапах жизненного цикла объекта, где государство выполняет значимые для инвесторов функции. Надзорным органам необходимо прийти к реестровизации своей работы, а участникам инвестиционного процесса в целом — выстроить новую логику процессов, приобрести новые качества, навыки и инструменты, которые помогут стать востребованными и полезными в цифровых реалиях. И, конечно, отрасли необходима адекватная единая система управления жизненным циклом объекта», - заявил Игорь Манылов, открывая обсуждение.
Начальник Главгосэкспертизы отметил, что эксперты занимают значимое место в инвестиционно-строительном процессе не только потому, что от них зависит, выйдет ли объект на стройку, но и потому, что институт экспертизы составляют порядка восьми тысяч аттестованных экспертов, обладающих огромным опытом работы и знаниями, и этот интеллектуальный капитал следует максимально полно использовать для оптимизации всех операционных процессов инвестиционно-строительного цикла, в том числе цифровой трансформации работы отрасли. Объем инвестиций в проекты, оцениваемые экспертами, отметил спикер, исчисляется триллионами рублей в год, что накладывает на институт огромную ответственность как перед строительным комплексом, так и перед страной в целом.
«Цифровизация дает потенциал для кардинального роста эффективности инвестиций в строительстве», - заявил заместитель директора ФАУ ФЦС Минстроя России Денис Чамара, принявший участие в работе круглого стола Главгосэкспертизы. Представитель Минстроя рассказал о потенциальных возможностях и наиболее актуальных направлениях цифровой трансформации строительной отрасли в России, которая осуществляется в соответствии с целевыми индикаторами двух нацпроектов - «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».
«В качестве прорывной цели внедрения цифровых технологий мы видим кардинальное увеличение эффективности инвестиций, в первую очередь, на рынке жилищного строительства и ЖКХ», - подчеркнул Денис Чамара, отметив, что сегодня одной из важнейших задач становится достижение цифровой зрелости в развитии городской среды. «Объекты жилищного строительства и благоустройства - это практически 50-процентная доля прохождения экспертизы информационных моделей. За этими технологиями мы видим будущее строительной отрасли», - сообщил Денис Чамара. Немаловажной, по мнению спикера, является задача внедрения суперсервисов в цифровом строительстве, а также цифровизация органов строительного надзора. «Эта функция очень важна, поскольку она расшивает множество возможностей в рамках цифровых технологий для сокращения сроков строительного цикла», - считает Денис Чамара.
Он также отметил, что в реализации тактических и стратегических задач цифровизации Минстрой исходит прежде всего из оценок положения дел в отрасли. «Решению многих проблем в сфере проектирования и строительства будет способствовать развитие реестрового принципа как при предоставлении госуслуг, так и при использовании технологий информационного моделирования», - уверен замглавы ФАУ ФЦС Минстроя России.
И.о. заместителя начальника Управления информатизации Ростехнадзора Александр Давиденко рассказал о процессе цифровизации надзорной деятельности в его ведомстве. Так, в декабре 2021 года будет запущена в эксплуатацию «Автоматизированная информационная система Ростехнадзора», задача которой - автоматизация работы и повышение ее эффективности за счет использования единого информационного пространства и информационной интеграции административных и управленческих процессов на всех уровнях.
«Цифровая платформа АИС Ростехнадзора охватывает такие направления, как цифровизация процессов проведения контрольно-надзорной деятельности, планирование проверок с применением риск-ориентированного подхода, контроль выполнения предписаний и реестровая модель предоставления госуслуг. Также в цифровой платформе АИС Ростехнадзора будет реализовано ведение единого реестра субъектов надзора и разработан личный кабинет субъекта надзора. В целях проведения контрольно-надзорных мероприятий ведется разработка мобильного приложения для инспектора. Кроме того, в период 2021-2023 годов планируется модернизация всей IT-инфраструктуры Ростехнадзора. В настоящее время проводится интеграция нашей системы с информационными системами Минстроя России – АИС УИСП и ГИС ОГД и с сервисами Главгосэкспертизы России. Это решение позволит нам получать всю информацию по объектам в электронном виде», - сообщил Александр Давиденко.
Часть госуслуг, напомнил спикер, Ростехнадзор реализует в рамках суперсервиса «разрешения для бизнеса в цифровом виде», объединенного с порталом госуслуг. Важным этапом цифровизации надзорной деятельности является начало эксперимента по внедрению систем дистанционного мониторинга, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2415. При помощи подсистемы дистанционного мониторинга цифровой платформы АИС Ростехнадзора будет обеспечиваться получение в автоматическом режиме сведений о состоянии промышленной безопасности из автоматизированных систем управления технологическими процессами предприятий. Такое взаимодействие создает условия для анализа рисков возникновения аварий на предприятиях и своевременного реагирования. Благодаря системе работники Ростехнадзора смогут осуществлять мониторинг событий, связанных с соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Первый заместитель Главгосэкспертизы России Вадим Андропов, в свою очередь, отметил важность происходящих преобразований. «Экспертиза в том формате, в котором она сложилась в последние десятилетия, уходит в историю. Функцию нормоконтроля забирает машина, а сам экспертный институт должен идти по пути инжиниринга инвестиционно-строительного процесса и создания системы управления строительством. Наша задача – не вылавливать ошибки через время, когда надо перепроектировать готовый проект, но не допускать их возникновения уже на предпроектном этапе и во время проектирования. То есть институт строительной экспертизы должен действовать предиктивно и осуществлять экспертное сопровождение на предпроектной и проектной стадиях», - подчеркнул Вадим Андропов. Он также отметил, что цифровая трансформация экспертной деятельности позволит уйти от работы с набором разрозненных сводов правил и требований и перейти к ключевому элементу внедрения информационной модели – реестру требований машиночитаемого формата. Это позволит оптимизировать стадию проектирования и значительно повысить производительность строительного комплекса.
Пресс-служба Главгосэкспертизы России