ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Московское метро <br />
отмечает <br />
юбилей
25.05.2015
Транспортное строительство

Московское метро
отмечает
юбилей

80 лет назад первыми пассажирами метрополитена стали его строители

Если бы какой-нибудь писатель взялся изложить предысторию Московского метрополитена, получилось бы захватывающее повествование в стиле детектива. Проекты Московского метро обсуждались более полувека.

 

Полвека на раздумья

Самый первый проект был предложен в 1875 г., когда в мире функционировали всего две подземные железные дороги – в Лондоне и Нью-Йорке. Это предложение отклонили, но стали появляться новые. Причем, за редким исключением, метро предлагалось расположить не в столичном Санкт-Петербурге, а в Москве. Любопытно, что практически во всех проектах маршруты будущих подземок проходили по нынешним Сокольнической, Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской линиям.

Власти Москвы с российской основательностью рассматривали предложения и каждый раз находили причину для отказа. Широко обсуждалось будущее метро и разными слоями общественности. Даже духовенство участвовало в разговоре: всерьез задавался вопрос, а богоугодное ли это дело – подземный транспорт? Тем временем за рубежом появлялись все новые метрополитены – в Берлине, Париже, Будапеште, Токио...

Самым известным считается проект Петра Балинского и Евгения Кнорре (1902 г.), предполагавших сооружение свыше 100 км линий метрополитена – на эстакадах и в тоннелях. Московская городская дума единогласно отклонила и это предложение, за что ее критиковали почти все прошлое столетие. Но сохранилась картинка с изображением проектируемого метрополитена: поезд движется по эстакаде вдоль Кремлевской стены (так и слышится его грохот). А центральный метровокзал располагался бы возле Исторического музея. И сегодня хочется поблагодарить Московскую городскую думу за ее решение.

В 1923 г.на Московской городской железной дороге (организация, занимавшаяся трамвайными перевозками) создается структура для разработки собственного проекта метрополитена. Так в1930 г. появился проект, на основе которого и началось строительствосегодняшнего метро. Авторами его являются С.Н.Розанов, К.С.Мышенков, М.Н.Мошков, А.М.Горьков, С.М.Денисов, В.М.Назаров, В.Г.Цирес  и А.Д.Алексеев (подробности их биографий не сохранились). Однако и этот проект первоначально закрыли, поскольку специалистов заподозрили во вредительстве и арестовали.

Трудно сказать, когда бы, наконец, в Москве появился метрополитен, но в 1930 г. трамваи – основной вид общественного транспорта столицы – перестали справляться с перевозками. Современники говорили о настоящем транспортном коллапсе. По настоянию первого секретаря городского комитета ВКПб Лазаря Кагановича проект метро возродили, специалистов спешно освободили. Линию метро решили пустить вдоль наиболее загруженных трамвайных маршрутов. Для начала – от Сокольников до строящегося Дворца Советов (сейчас там находится Храм Христа Спасителя).

В конце 1931 г. был создан трест «Метрострой». Его возглавил бывший заместитель начальника Днепрогэсстроя Павел Ротерт.

 

От лопаты до проходческого щита

Строительство метро началось буднично. Как отмечал очевидец, в конце ноября 1931 г. во двор дома № 13 по Русаковской улице пришли несколько человек с лопатами и начали что-то копать. Очевидец обратил внимание на этих людей из-за их новеньких телогреек.

Геологическое строениев Москве таково, что проще всего было бы пустить поезда по эстакадам. Но в таком случае москвичей ожидала жизнь в постоянном грохоте. Поэтому, несмотря на трудности, решили прокладывать метро под землей.

Частично строили его открытым способом, частично совсем близко к поверхности (на глубине до 6 м). Инженер Вениамин Маковский предложил применить глубокое залегание, на 20 – 30 метров (в настоящее время это уже мелкое залегание). Инициатива была рискованная: знания геологии ограничивались 15 метрами вниз. Никто из коллег Маковского его не поддержал. Зато его предложение одобрил Л. Каганович, а затем сам Сталин. Способом глубокого залегания построен участок от Лубянки до Охотного ряда, потом его применили в других местах. Благодаря Маковскому в годы войны останутся живы многие москвичи, так как глубокие станции успешно выполняли роль бомбоубежищ.

 Лопата и тачка еще долго оставались главным инструментом метростроителей. В начале1933 г. было проложенолишь 0,6 % от общей длины тоннеля. А к ноябрю 1934 г. все 11,4 км тоннеля были построены. Как это удалось?

Использовали опыт, накопленный в мире. Ранее руководство страны твердо решило не обращаться за помощью к иностранцам. Принципами пришлось поступиться. Десять советских инженеров поехали учиться за рубеж, семь иностранных консультантов прибыли в Москву. На метрострое стали применять технические новшества – как зарубежные, так и отечественные.

В 1934 г. на строительстве появился первый проходческий щит – английский. Еще один собрали по его образцу в СССР – в этом процессе участвовали  25 заводов. Со щитами скорость проходки сразу увеличилась. Воду (московская особенность - наличие в земле плывунов) откачивали кессонным способом (потом он применялся вплоть до середины 50-х годов). Встречались пески-плывуны – мелкозернистый песок, наполненный водой. Инженер Борис Ржаницын научился замораживать их с помощью жидкого стекла.

По всей стране был объявлен массовый призыв молодежи на строительство Московского метро. Единовременно работали 70 тысяч человек, средний возраст которых не превышал 23 года.Олицетворением метростроевца стал проходчик с отбойным молотком –самая популярная профессия на стройке. Из Донбасса приехала группа шахтеров, которая работала на участке глубокого залегания. Метрострой посещали Лазарь Каганович и Никита Хрущев, занимавший должность второго секретаря Московского комитета ВКПб. Производственные совещания они часто проводили по ночам, что казалось молодежи романтичным.

15 мая 1935 года метрополитен открылся. Поезда пошли от «Сокольников» до «Парка культуры» и «Смоленской» (на нынешней Филевской линии). Но еще раньше, самыми первыми, на пробном поезде проехали строители.

Мы, сегодняшние пассажиры метро, должны быть признательны первому начальнику Метростроя Павлу Ротертуза то, что, ежедневно принимая решения, он думал в первую очередь о наших удобствах, а не о том, как облегчить свои труды. Станции «Лубянка», которая находится в одном из самых многолюдных мест столицы, могло бы вообще не быть. Геологи прогнозировали, что метро спровоцирует провал самой Лубянской площади. Но Ротерт нашел технические решения, позволившие и построить станцию, и сохранить площадь. Досадно, что его имя не увековечено в названии ни одной из станций метрополитена.

Строительство первой очереди Московского метро до сих привлекает историков. Несколько диссертаций и книг этому периоду посвятили иностранцы.

К настоящему времени в Московском метрополитене насчитывается 196 станций, линии имеют общую протяженность свыше 327 км. 180 станций построил «Метрострой». К 2020 г. намечается построить еще 78 станций и 160 км новых линий.В связи с расширением метро к строительству привлекаются другие компании, включая иногородние.

Елена Бабак

Кто строит сегодня Московское метро

 

ОАО «Мосметрострой»: Сокольническая линия от ст. «Тропарево» – станции «Румянцево», «Саларьево»; Люблинско-Дмитровская линия от ст. «Марьина Роща» – станции «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Верхние Лихоборы», «Селигерская»

ОАО «УСК МОСТ»: Таганско-Краснопресненская линия – станция «Котельники»; (после ст. «Жулебино»); Кожуховская линия – станции «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская», «Некрасовка»

АО «Объединение ИНГЕОКОМ»: Третий пересадочный контур – «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха»; «Деловой центр», достраивает станцию «Деловой центр»

ОАО «Трансинжстрой», ООО «Инжстройпроект 2010»: Калининско-Солнцевская линия от ст. «Парк Победы» – «Раменки», «Ломоносовский проспект», «Минская»

ОАО «Казметрострой»: Калининско-Солнцевская линиястанция «Терёшково»

ООО «ИБТ»: Калининско-Солнцевская линия – станции «Мичуринский проспект», «Рассказовка»

ООО СП «Еврасстрой»: Калининско-Солнцевская линия станция «Новопеределкино»

ООО «СП Транстоннельстрой»: Калининско-Солнцевская линия станция «Солнцево»

ООО «СП Минскметрострой»: Калининско-Солнцевская линия – станция «Боровское шоссе»

ООО «Стройгазконсалтинг»: Замоскворецкая линия станция «Ховрино»

ЗАО «Балтстрой»: Замоскворецкая линия – станция «Технопарк»

По данным Департамента строительства города Москвы

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо