Рост цены на стройматериалы - не повод для изменения контракта, что бы ни писал Минфин
Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин считает, что ведомства неверно трактуют действующие положения закона, а также не учитывают судебную практику. А они таковы, что рост цен на строительные материалы не относится к форс-мажорным обстоятельствам и не может быть использован как причина для увеличения цены контракта. По мнению Горячкина, это письмо трех ведомств должно быть отозвано и отменено.
Ниже АНСБ публикует справку, предоставленную в наше распоряжение Павлом Горячкиным.
СПРАВКА
По общему правилу (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 34 и 95 этого Закона.
Пункт 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе позволяет изменить по соглашению сторон существенные условия при одновременном соблюдении следующих положений:
- контракт заключен на срок не менее одного года;
- предмет контракта - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;
- цена контракта составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ;
- при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Изменение условий осуществляется:
- при наличии обоснования и на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (в зависимости от нужд закупки);
- при условии, что изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Предельный размер цены контракта установлен Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 и составляет 100 млн руб.
При соблюдении совокупности перечисленных условий существенные условия контракта (одновременно цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон. По данному вопросу Минфин высказался в Письме от 24.03.2020 № 24-03-07/23076 и др.
Следует учесть, что при изменении контракта по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить одновременно условия о цене контракта и сроке его исполнения либо только одно из них (Письмо Минфина России от 10.02.2020 N
Также отмечаем, что при принятии решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, право заказчика на принятие решение об увеличении цены контракта ставится в прямую зависимость от непревышения лимита бюджетных обязательств (решения о предоставлении бюджетных ассигнований) и новой (пересчитанной и получившей положительное заключение экспертизы в части ее достоверности в установленных законом случаях) сметной стоимости, как одного из обязательных условий.
При постановке на учет принимаемых получателем средств соответствующего бюджета бюджетных обязательств и санкционировании денежных обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключаемых в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, производится проверка наличия утвержденной сметной стоимости на объекты капитального строительства.
См. Справку Союза инженеров-сметчиков от 06.05.2019 г. № РС-ПГ-141/19 «О понятиях «обстоятельства непреодолимой силы» и «обстоятельства, независящие от сторон контракта» в Контрактной системе»
Под НЕЗАВИСЯЩИМИ ОТ СТОРОН КОНТРАКТА ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, влекущими невозможность его исполнения, понимаются обстоятельства, на которые затронутая ими сторона не может реально воздействовать и которые она не могла разумно предвидеть, и при этом они не позволяют исполнить обязательства по данному контракту, и возникновение которых не явилось прямым или косвенным результатом действия или бездействия одной из сторон.
В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов.
Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных условий. Непредотвратимость - что любой другой участник в той же ситуации не смог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, а также рост цен на строительные материалы.
Таким образом, рост стоимости материалов не может быть отнесен к независящими от сторон контракта обстоятельствами, в том числе к обстоятельствам непреодолимой силы, влекущими невозможность исполнения контракта!
Президент Союза инженеров-сметчиков
Павел Горячкин