ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Лифтовики <br />
провели <br />
юбилейный съезд
25.05.2015
Вертикальный транспорт

Лифтовики
провели
юбилейный съезд

В Москве с 7 по 9 апреля прошел юбилейный — пятый —Всероссийский съезд лифтовиков.

О том, как шла в последние годы консолидация профессионального лифтового сообщества, чего удалось добиться за это время и какие задачи стоят перед лифтовиками в ближайшее время рассказал в своем выступлении президент Национального лифтового союза, Почетный строитель и Почетный работник ЖКХ России Виктор Тишин.

У истоков консолидации

Говоря о произошедшей в последние годы консолидации лифтового сообщества, президент НЛС напомнил, что все началось в 2008 году, когда под руководством хорошо известного в отрасли специалиста Владимира Семеновича Котельникова был создан координационный совет саморегулируемых организаций и объединений лифтовой отрасли «Союзлифт». В 2012 году Национальный союз лифтовых саморегулируемых организаций переименован в Национальный лифтовой союз.

В его составе действует девять общероссийских объединений лифтовых организаций: НП РЛО, НП СРО МОЛО, АДС «СО Лифтсервис», СРО «РусьЭкспертЛифт», НП «НКСРМП», НП «АПЦ», Национальный союз саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности, НП СРО МОЛП и Федерация лифтовых предприятий.

В настоящее время Национальный лифтовой союз представляет собой единый координационный центр лифтового комплекса, под эгидой которого действует в общей сложности более 1500 лифтовых предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере безопасности лифтов, в которой трудятся в совокупности свыше 60 тысяч работников.

 

Все начинается… с закона

Говоря о главных итогах работы НЛС, Виктор Тишин напомнил о том, что союз добился определенных успехов в области законотворческой работы.

 Во-первых, вступили в силу разработанные с участием союза четыре внутренних государственных ГОСТа: «Лифты и диспетчерский контроль. Общетехнические требования», «Лифты. Общие требования по безопасности при эксплуатации», «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» и «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования».

Практически одновременно с этим вступили в силу правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах и лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, за исключением эскалаторов в метрополитенах. Этот документ стал результатом совместной работы специалистов НЛС и Ростехнадзора. Необходимость его введения была обусловлена тем, что лифты выделены в самостоятельную — четвертую — группу опасных объектов в рамках федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца, и техническое расследование причин аварий на опасном объекте включает в себя установление и документальное фиксирование причин и обстоятельств аварии.

 

Серьезным достижением лифтовиков в сфере законотворчества стало вступление в силу пяти профессиональных стандартов. Это лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных, диспетчер аварийно-диспетчерской службы, электромеханик по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту эскалаторов и пассажирских конвейеров, специалист по оборудованию диспетчерского контроля, а также монтажник лифтов, подъемных платформ для инвалидов, поэтажных эскалаторов. Это было важно сделать потому, что профессиональные стандарты применяются работодателем при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении системы оплаты труда.

И еще одно достижение в области законотворчества — лифтовикам удалось предотвратить исключение лифтов, установленных в жилых домах, из категории опасных объектов, перечисленных в 225-м Федеральном законе «О страховании». С инициативой об исключении выступил в свое время Минфин России, подготовив соответствующий законопроект. Однако Национальный лифтовой союз посчитал, что после принятия поправки лифты по-прежнему останутся опасными объектами, хотя юридически эта квалификация будет с них снята. Это повлечет за собой законодательные изменения, связанные с возможностью того, что установленные требования безопасности по отношению к лифтам будут пересмотрены в сторону смягчения. А это, в конечном итоге, негативно повлияет на безопасность эксплуатации лифтов.

Квалификация… или жизнь?!

Не секрет, что многие проблемы, которые в последнее время возникают при монтаже и эксплуатации лифтов, связаны с недостаточной квалификацией работников монтажных и эксплуатационных организаций. Поэтому вполне можно утверждать, что от уровня квалификации этих работников напрямую зависит безопасность, а порой и жизнь людей, пользующихся лифтами.

Поэтому не удивительно, что на съезде говорили о деятельности отраслевого совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и в сфере вертикального транспорта.

Сегодня в рамках этого отраслевого совета созданы три комиссии, охватывающие основные направления деятельности союза в этой сфере: комиссия по формированию сети независимых центров по профессиональной оценке квалификаций, комиссия по созданию системы профессионально-общественной аккредитации и комиссия по разработке проектов образовательных стандартов. Все эти три направления в совокупности позволяют создать в стране систему, которая обеспечивает выполнение работ только квалифицированным персоналом.

Кроме того, лифтовикам удалось в судебном процессе Арбитражного суда Рязанской области, в рамках которого было дано ценное для профессионального сообщества толкование понятия «квалифицированный персонал». Суд это сделал, опираясь на систему профессиональных стандартов. Таким образом, был сформулирован важный вывод: те специалисты, чья квалификация не соответствует профессиональному стандарту по занимаемой должности, не могут быть допущены к работам на опасных объектах, к которым относятся и лифты.

 

 Будущее определит стратегический план

Что ждет лифтовую отрасль в 2015 году и в дальнейшей перспективе? Сможет ли она успешно справиться с экономическими проблемами? Что для этого нужно делать?

В марте в Минпромторге России состоялось совещание по вопросу взаимодействия Минпромторга с Национальным лифтовым союзом. По результатам совещания союзу было поручено подготовить проект стратегии развития лифтостроения на период до 2025 года. Проект этот готов, сдан, в настоящее время лифтовики ждут реакции властей на предложения по долгосрочному развитию отрасли.

Но стратегия — это долгосрочный документ. А чего ждать уже в ближайшее время?

Сейчас на очереди принятие ряда нормативно-правовых актов. Идет работа над порядком ввода лифтов в эксплуатацию, разрабатываются профессиональные стандарты на машиниста эскалатора 5-6 разрядов, слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту эскалатора, дежурного эскалатора и другими документами. В том числе, над специальными требованиями безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения, над специальными требованиями безопасности при установке новых лифтов в существующие здания.

В работе документы, призванные повысить безопасность находящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров (траволаторов). Союз намерен добиваться изменения законодательства в части усиления ответственности за выполнение строительных работ без допуска. На очереди и изменения в технический регламент в части ведения правового регулирования отношений в сфере безопасности подъемных платформ для инвалидов.

Конечно же, помимо направления законодательного обеспечения деятельности в сфере лифтового хозяйства перед лифтовиками стоят и другие смежные задачи. И одна из них — проведение в июне этого международной выставки лифтов и подъемного оборудования «Russian Elevator Week» на ВДНХ, которая всегда является событием международного масштаба в лифтовой отрасли.

Нам поможет… капремонт!

На съезде выступила заместитель директора – начальник отдела капитального ремонта департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минстроя России Анна Мамонова. Она рассказала представителям лифтового сообщества о программе капитального ремонта в Российской Федерации. Дело в том, что эта программа включает в себя замену лифтового оборудования в жилых домах и потому напрямую затрагивает лифтовиков.

Действующая сегодня система финансирования предполагает проведения капитальных ремонтов за счет взносов собственников. По состоянию на начало апреля 77 субъектов уже ведут сбор денег на капитальный ремонт (средний размер взноса составляет 6 рублей с квадратного метра жилплощади). На 2015 год по стране запланирован ремонт около 12 тысяч многоквартирных домов, в которых предусматривается замена лифтового оборудования. При этом на лифты предназначается примерно 30% средств, собранных на капремонт дома.

Как сообщила Анна Мамонова, при среднем размере взноса 6 рублей за квадратный метр, потенциал рынка капремонта на этот год составит около 130 миллиардов рублей.

Конечно же, подчеркнула она, нужно принимать в учет, что реальный сбор средств сегодня составляет около 80% от планового. Так что предназначенные лифтовикам 30% нужно исчислять с учетом этой поправки. Хотя, как заметила чиновница, процент сбора средств на капитальный ремонт во всех субъектах Федерации постоянно растет.

Так что объем работы по замене лифтового оборудования предполагается немалый. И нет сомнений, что лифтовики с ним справятся.

 

*    *   *

V Всероссийский Съезд лифтовиков проходил в течение трех дней. Помимо пленарного заседания проходили общие собрания членов союза, открытое совместное заседание членов Комитета региональных представителей НЛС и Комитетов регионального развития лифтовых саморегулируемых организаций, входящих в НЛС, семинары по внедрению инновационных предложений в лифтостроительном комплексе и по охране труда, а также другие мероприятия.

Подробно ознакомиться с тем, что происходило на юбилейном съезде лифтовиков можно на официальном сайте Национального лифтового союза (http://www.lift.ru).

 

Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо