ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Для подготовки строительных кадров нужны вузы, программы и профессура
27.06.2021
Строительные кадры

Для подготовки строительных кадров нужны вузы, программы и профессура

Для того, чтобы подготовить специалистов строительной отрасли, нужны, прежде всего, студенты. Однако, имея хороший конкурс при поступлении в строительные вузы, учебные заведения сталкиваются с отсутствием интереса самой отрасли как к подготовке студентов, так и к программам, по которым их готовят.

Круглый стол Национального объединения строителей, посвященный подготовке кадров в строительной отрасли, в том числе с учетом стремительной цифровизации многих процессов, шел по накатанной колее дефицита рабочих рук из-за отсутствия мигрантов, пока на трибуну не стали подниматься ректоры ведущих строительных вузов. Оказалось, что очень многие проблемы копятся втихую, чтобы потом ударить по отрасли с самой неожиданной стороны.

Конечно, со стороны строителей опять были стенания по поводу Болонской системы образования, принятой в российских вузах – из-за нее инженеров теперь готовят не 5, а 4 года, и это-де не позволяет выпустить полноценных специалистов, знающих все принципы строительства. Однако в Европе, где эта система действует несколько десятилетий, никто не жалуется на качество выпускаемых кадров и объекты там прекрасно строятся. Так что тут, скорее, вопрос в учебных программах, которые впихнули в рамки Болонской системы, не особенно вдаваясь в то, что сокращать, а что оставлять. И, кстати, автор этих строк – инженер и ландшафтный архитектор по образованию, очень хорошо помнит, что из 5 лет обучения как минимум один год уходил на научный коммунизм, политэкономию и историю КПСС. Так что проблема не в Болонской системе, а в качестве учебных программ.

Программы, тендеры, Консорциум…

Однако, помимо непосредственного обучения студентов, вузы выполняют массу дополнительных задач, в том числе занимаются формированием единой учебной среды для всех строительных вузов и факультетов. Во главе этой работы ожидаемо стоит лидер строительного образования – Московский государственный строительный университет (МГСУ). Его ректор, Павел Акимов, рассказал об интересных новациях в работе университета: 

- Как известно, решением Рабочей группы Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ НИУ МГСУ было поручено возглавить работу строительных и политехнических вузов России по внесению изменений в программы обучения строительным специальностям в связи с повышением уровня цифровизации строительной отрасли.

В результате сегодня перед архитектурно-строительными университетами стоят две задачи. Так, по поручению Минстроя России нам необходимо заниматься внедрением цифровых компетенций в наши образовательные программы. А по аналогичному поручению Министерства образования и науки мы сейчас участвуем в конкурсном отборе по разработке основных образовательных программ, отражающих, в том числе цифровые компетенции в строительстве. Это тот самый конкурсный отбор, где основной критерий – не опыт или знания, а цена. А так как участвовать может абсолютно любой вуз, то все архитектурно-строительные университеты объединились и предложили выполнить эту работу за 1 руб., чтобы исключить случайных участников и непонятные результаты конкурса. Правда, когда мы 20 апреля подали заявку, выяснилось, что и участие в конкурсе платное, поэтому разработкой этих программ мы будем заниматься, скорее всего, за счет собственных средств.

Кроме того, весной-летом этого года в МГСУ стартует много программ дополнительного профессионального образования, подготовкой которых мы занимались последние полгода, и акценты которых были смещены в сторону дистанционных образовательных технологий электронного обучения. Прошедший год показал, что этому нужно уделять большое внимание, т.к. в некоторых ситуациях это действительно хороший инструментарий для обучения. Плюс ко всему такая форма пользуется успехом на потоковых лекциях, которые, как и во многих других вузах, проводятся в формате онлайн из-за большой численности слушателей.

Работа в основном нацелена на применение технологий информационного моделирования (ИМ), по которым мы проводили обширную консультацию с дилерами соответствующего программного обеспечения – компанией Autodesk. И здесь технологии ИМ рассматриваются как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации. Хочу обратить внимание, что здесь разделяются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Конечно, получить к 1 января 2022 г. сразу много готовых специалистов в области BIM в рамках высшего образования крайне проблематично. И все, что можно сделать – это готовить специалистов с помощью существующей программы магистратуры, но даже и она занимает 2 года, а бакалавриат и вовсе 4 года. Поэтому повышение квалификации – это самое верное решение на данном этапе.

Наши программы ДПО стартовали с 21 апреля и будут открываться еще до 1 июля в очном, очно-заочном и дистанционном режимах. Среди них «Автоматизированное проектирование строительных конструкций (AutoCad)», «Autodesk Revit Architecture», «Технологии информационного моделирования в строительстве», «Концепция ИМ в строительстве», «Технологии ИМ на этапе проектирования объекта капитального строительства», «Технологии ИМ на этапе строительства», «Технологии ИМ на этапе эксплуатации зданий и сооружений», «Управление процессами ИМ в строительстве» и многие другие.

Наверное, уже многие слышали, что с этого года во всех вузах страны Министерство науки и высшего образования Российской Федерации требует все более и более внимательного отношения к целевому набору. Новое положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования вступило в силу с 1 января этого года и действует до 1 января 2027 г. В последнее время были сложности из-за непростого трехстороннего договора на это обучение, но сейчас, наконец, произошли изменения в лучшую сторону, и я предлагаю всем желающим поучаствовать в реализации этой подготовки. И здесь есть ряд преимуществ – бесплатное обучение, участие в отдельном конкурсе при поступлении, прохождение практики на «своем» предприятии и 100%-ное трудоустройство.

Кроме того, сейчас формируется отраслевой консорциум «Строительство и архитектура». Подготовка документов ведется совместно с Минстроем, а все 7 архитектурно-строительных вузов выступают в качестве соучредителей наряду с НОСТРОем, Российской Академией архитектурно-строительных наук и рядом научных организаций. И здесь основная цель – это научная и образовательная интеграция, единые стандарты, качественное образование и единая система онлайн-курсов. А самая главная цель этого консорциума, абсолютно понятная и очень важная,  – подготовка кадров для строительной отрасли достаточно высокого уровня.

Конечно, проблемы подготовки кадров хорошо известны как работодателям, так и университетам, потому что обратная связь существует. И мы будем эти проблемы решать, чтобы в результате совместного взаимодействия уж точно выиграл работодатель.

Дооптимизировались до ликвидации?

Оптимизация высшего образования привела к тому, что большинство отраслевых вузов перестали существовать как самостоятельные единицы и стали частью огромных Национальных образовательных центов. Яркий пример весьма бессмысленной оптимизации – поглощение Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана Московского лесотехнического института. То есть ведущий вуз лесной промышленности теперь является то ли частью, то ли факультетом МГТУ, и инженеры лесного хозяйства или деревообработки получают дипломы «Бауманки».

Не миновала сия участь и строительные вузы – об этом и о последствиях «оптимизации» на круглом столе рассказал ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (СИБСТРИН) Юрий Сколубович:

- Наконец-то мы сдвинулись с мертвой точки и создаем единый Консорциум, который будет представлять интересы строительных вузов. Долгое время мы были один на один со всеми нашими проблемами в образовательной сфере, поскольку вузы относятся к Минобрнауки, но для него мы не родные, поскольку представляем отраслевой вуз. Ни для кого не секрет, что была программа полной ликвидации отраслевых вузов путем присоединения к техническим университетам, что и случилось. Строительных вузов осталось всего семь из более, чем 20, и это, на самом деле, большая потеря в строительном образовании.

На сегодняшний день для нас как регионального вуза очень серьезная проблема – это отсутствие понятного заказа от строительной отрасли на подготовку кадров. Никто по этому вопросу ничего конкретно сказать не может. У нас за последние 10 лет на 40% снизились контрольные цифры приема студентов на бюджет - на основании чего? Сейчас эти контрольные цифры начали повышать – опять же, на основании чего? Видимо, кто-то где-то что-то пробил.

Минстрой России с момента своего воссоздания к отраслевым вузам никакого отношения не имеет или делает вид, что не имеет. И мы как бедные родственники: с одной стороны, относимся к Минобрнауки, которой мы не нужны, с другой стороны, есть Минстрой, на который все кивают, но там тоже вузами никто не занимается. Это проблема, на которую всем нам нужно обратить внимание, и я очень надеюсь, что Консорциум решит этот вопрос.

На мой взгляд, очень хорошая идея – это подготовка кадров непосредственно на производстве, то есть организация кафедр, которые могли бы работать на базе компаний или институтов. Но у нас все строители – это частники, им это надо? Нужен механизм, который будет интересен для самих строителей, чтобы иметь такие кафедры. Пока такого механизма нет, эта проблема не решится, потому что заставить частный бизнес это сделать практически невозможно.

Наконец, очень серьезный вопрос – это вопрос профессуры, тех, кто обучает студентов. Ни для кого не секрет, что вместе с вузами произошла ликвидация диссертационных советов. Сегодня из-за этого нехватка профессорских кадров просто вопиющая, особенно в региональных вузах. У нас раньше было пять диссертационных советов, на сегодняшний день – ни одного. Причем мы подали заявку и можем спокойно открыть два совета по 4 специальностям, у нас для этого хватает докторов наук. Но нам говорят: а вы не можете, потому что вы маленький региональный вуз, не опорный и не национально-исследовательский. В результате мы сейчас договариваемся с Иркутским техническим университетом, где, наоборот, нехватка профессорских кадров по строительным специальностям, и вынуждены решать проблему, которая возникла на пустом месте. А у нас накопилось полтора десятка молодых ребят, которые закончили аспирантуру, и им просто негде защищаться. Это тоже проблема, и нам всем вместе нужно их не обсуждать, а находить решение.

Вместо эпилога

Еще никогда вопросы подготовки квалифицированных строительных кадров не стояли так остро – по сути, именно в них упирается внедрение цифровых, инновационных, энергоэффективных и прочих технологий в строительстве. Как высказался на одном из мероприятий руководитель Департамента градполитики Москвы Сергей Левкин, «мы на этом конце все сделаем – а на другом никого нет». Привлечением мигрантов эту проблему не решить, поскольку в Россию едут не инженеры и организаторы производства, способные работать в «цифре», а каменщики и разнорабочие. Да и заключенные, желающие побыстрее «отмотать» свой срок, явно не будут задействованы на построении и внедрении BIM-моделей, а скорее на лесоповале и строительстве железных дорог.

Поэтому самой строительной отрасли нужно озаботиться тем, чтобы на стройки шли не 50% нынешних выпускников, а хотя бы 80-85%, и чтобы они не сбегали оттуда через год в ужасе от условий труда на уровне прошлого века и издевательски низкой зарплаты. Так что кадры по-прежнему решают всё.

Лариса Поршнева,

Галина Крупен

 

Прочитать или скачать свежий номер журнала вы можете здесь, а также непосредственно на планшет или смартфон в магазинах мобильных приложений Google play и App Store.

 
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо