Строители пожаловались Путину на госрасценки и банкротства – а ответ получат от Минстроя
Письмо подписали 19 генеральных директоров ведущих строительных компаний - в основном, дорожные строители и мостостроители. Среди подписантов – «Трансстроймеханизация», «Стройтрансгаз», «Мостотрест», «Центродорстрой», «Мосметрострой» и другие федеральные и региональные гиганты.
«Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное, что создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны» - пишут авторы письма и призывают Владимира Путина уделить этим проблемам дополнительное внимание.
Положение в инфраструктурном строительстве, работающем, в основном, с государственными контрактами, действительно, катастрофическое:
- из предприятий, работавших в отрасли в 2015 году, обанкротилось почти 55% - причем это компании, которые работали на рынке 5 и более леи;
- с 2015 года отрасль фиксирует убытки, и это при том, что денег на инфраструктурное строительство выделяется с каждым годом все больше. Суммарный убыток строительных компаний за 5 лет составил 137 млрд рублей;
- объем долга предприятий в 4 раза превысил сумму чистых активов – компании не могут развиваться;
- количество занятых в строительстве работников за 5 лет сократилось на 400 тысяч человек.
По мнению авторов, ключевыми причинами являются необъективное отношение и «вечная виновность» подрядчика при выполнении госзаказа, абсолютно оторванная от реальности система ценообразования в строительстве, не учитываются издержки на банковские гарантии, обслуживание кредитов и так далее.
В целом все проблемы очень хорошо известны, и строители говорят о них не первый год. Отрадно, что Владимир Путин прочитал-таки это письмо и даже наложил резолюцию Михаилу Мишустину проработать и доложить.
Ну, а затем началась традиционная чиновничья процедура: Мишустин расписал письмо вице-премьеру Хуснуллину и главе Минфина Силуанову «Доложить совместно», а Минфин отправил это обращение в Минэкономики, Минстрой и Минтранс России с указанием «представить позицию». То есть, в итоге ответ на это письмо, как всегда, будут формировать те ведомства, от которых и зависит нынешняя ситуация с объектами госзаказа.
Полный текст письма доступен по ссылке:/files/ck/1626762148_2007_Tekst_pisma_i_rospis.pdf
Отметим, что по данным Минфина России, в 2020 году количество незаключенных госконтрактов превысило количество заключенных. То есть, предприниматели не хотят работать с госзаказом, и в стройке это проявляется все более ярко.