ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Получите напоследок: Госдума РФ перед роспуском приняла десятки строительных законов
25.07.2021

Получите напоследок: Госдума РФ перед роспуском приняла десятки строительных законов

17 июня Государственная Дума VII созыва завершила работу и весенней сессии 2021 г., и своего созыва

Всего в этот созыв состоялось 427 пленарных заседаний Госдумы, рассмотрено 6479 законопроектов, принято 2672. Рассмотрим те, что касаются строительной отрасли, а их количество перед роспуском нынешнего состава Госдумы значительно увеличилось.

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

Законопроект № 1076241-7 «О внесении изменений в ст. 201.15-2-2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 3 и 13.4 ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части реализации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов для предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан)» подписан Президентом РФ 30.12.2020 г. – 542-ФЗ.
Фонду предоставлено право завершать строительство многоквартирных домов и реализовывать готовые жилые и нежилые помещения, а также совместно с субъектами на основании соглашений, заключаемых без торгов, реализовывать программы, направленные на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов с передачей части жилых помещений для улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан. В связи с чем в 218-ФЗ предусматриваются соответствующие функции и полномочия.
Внесены изменения, предусматривающие право, а не обязанность, Фонда обращаться в суд с соответствующим заявлением.
Кроме того, существовал пробел в законодательстве, касающийся порядка передачи ЖСК прав на земельные участки и объекты незавершенного строительства с неотделимыми улучшениями в Фонд, в случаях, когда Фондом принято решение о выплате денежных компенсаций.

Законопроект № 1134552-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ (в части повышения гарантии прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства)» подписан Президентом РФ 01.07.2021 г. – 273-ФЗ.
«Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» наделяется дополнительными функциями и полномочиями.
Например, ему предоставляется право достраивать объекты незавершенного строительства, строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в рамках урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства с привлечением их средств без размещения на счетах эскроу. Фонд или специально созданное им для этих целей юридическое лицо наделяется функциями технического заказчика, включая проведение строительного контроля, и многими другими.
Уточняется перечень оснований исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов.
В ЕИС жилищного строительства создаются личные кабинеты субъектов, региональных фондов, конкурсного управляющего, расширяется перечень информации, подлежащей размещению субъектами в ней.
Также уточняются требования к деятельности арбитражных управляющих и источник получения сведений о стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства.
Урегулируются вопросы государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на объект долевого строительства и перехода права собственности на земельные участки, занятые многоквартирным домом, когда на участок наложен арест или запрет совершать определенные действия с недвижимым имуществом либо избран в качестве меры пресечения залог этого земельного участка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Закрепляется порядок распределения денежных средств, получаемых от реализации свободных площадей в многоквартирных домах, достраиваемых Фондом субъекта с привлечением средств Фонда, предусмотрев их распределение между Фондом и бюджетом субъекта пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства.

Законопроект № 793310-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства и при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры)» подписан Президентом РФ 02.07.2021 г. – 301-ФЗ.
Рекреационные объекты не могут занимать площадь, превышающую 20% общей площади предоставленного лесного участка. Обеспечение требования будет осуществляться посредством государственной и муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.
Размещение рекреационных объектов допускается исключительно на лесных участках, входящих в специальную зону, определенную в лесном плане субъекта после прохождения им процедуры общественного обсуждения, и площадь такой зоны не должна превышать 3% площади соответствующего лесничества.
Утверждается Правительством РФ перечень объектов капитального строительства, содержащий необходимые характеристики таких объектов с учетом целевого назначения и категорий защитных лесов, и временных построек, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, введения запрета на сплошные рубки лесных насаждений для размещения вышеназванных объектов, а также запрет на перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных для размещения рекреационных объектов, в земли иных категорий.
Вводится обязательное проведение общественного обсуждения лесохозяйственных регламентов до утверждения высшими должностными лицами субъектов. В случае установления зон планируемого освоения лесов, в границах которых предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация объектов капитального строительства, лесохозяйственный регламент подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
Лесной план субъекта согласуется с таким органом в части включения в него положений, определяющих зоны планируемого освоения лесов, на которых допускается осуществление рекреационной деятельности.

Законопроект № 1140012-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ (в части уточнения срока аренды земельных участков под объектами незавершенного строительства)» внесен на рассмотрение.
Исключаются дублирующие нормы из Земельного кодекса РФ.
Аренда земельного участка для строительства зданий, строений предоставляется с учетом площади планируемого объекта строительства. Неоднократно продлевается срок аренды земельного участка собственнику объекта незавершенного строительства с учетом площади планируемого объекта строительства.
Исключается полугодовой срок, усложняющий и затягивающий процесс продления срока аренды земельного участка собственником объекта незавершенного строительства.
Уточняется срок ввода в эксплуатацию объекта недвижимости в соответствии с площадью такого объекта.

Законопроект № 1149512-7 «О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части установления возможности в отдельных случаях образовывать земельный участок без внесения изменений в проект межевания территории при комплексном освоении территории)» внесен на рассмотрение.
Предлагается ввести упрощенный порядок повторного межевания земельных участков, предоставленных по заключенным до 01.03.2015 г. договорам аренды для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В частности, в возможности раздела земельного участка, образованного утвержденным ПМ в границах, совпадающих с границей элемента планировочной структуры (квартала); в возможности не выполнять корректировку ППТ и ПМ, и приведения его в соответствии с изменившимися после даты утверждения ППТ и ПМ нормативными показателями обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и показателями территориальной доступности объектов для населения. А также в необязательности проведения общественных обсуждений.

Комитет по транспорту и строительству

Законопроект № 1023225-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья)» подписан Президентом РФ 30.12.2020 г. – 494-ФЗ.
Предусматривается единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.
Земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. В границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.
Предусматривается разграничение полномочий по принятию решений о КРТ.
Деятельность по КРТ может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о КРТ, заключенного с победителем аукциона.
Регулируются существенные условия договора о КРТ, основные права, обязанности его сторон, а также их ответственность.
Предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории. Устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов.

Законопроект № 1100846-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ (о совершенствовании порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования)» подписан Президентом РФ 01.07.2021 г. – 276-ФЗ.
В ГПЗУ предлагается использовать термин «информация о возможности подключения (технологического присоединения)». В ее состав будут входить сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию. Изменения не будут распространяться на сети электроснабжения.
Предусматривается использование технических условий, входящих в состав договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом не устанавливается прямое требование о заключении договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, а лишь указывается на то, что технические условия должны быть переданы проектировщику.
Сокращается срок выдачи органами местного самоуправления ГПЗУ с 20 до 14 рабочих дней. Устанавливаются сроки для предоставления необходимой информации.
Появляется право заключения застройщиками договора подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах максимальной нагрузки и срока, определенного в информации о возможности подключения.
Предусматривается в конкретных случаях возможность осуществления архитектурно-строительного проектирования лицами, не являющимися правообладателями земельных участков.
Положения ГрК РФ и Земельного кодекса РФ не применяются к отношениям, связанным с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на основании технических условий, выданных в соответствии со ст. 48 ГрК РФ, до дня вступления в силу указанных изменений, в том числе в случае продления срока их действия.

Законопроект № 1147175-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом РФ 01.07.2021 г. – 275-ФЗ.
Исключается из ГрК РФ институт экономически эффективной проектной документации повторного использования и развивается институт типового проектирования, сделав типовую проектную документацию составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Типовая проектная документация будет представлять собой документацию, подготовленную с применением экономичных ресурсо- и энергосберегающих архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, организационно-технологических решений, предназначенную для многократного применения при создании аналогичных объектов капитального строительства.
Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и подготовленная применительно к объекту капитального строительства, введенному в эксплуатацию, может быть признана типовой в порядке, установленном Правительством РФ.
Устанавливаются критерии, которым должна соответствовать типовая проектная документация, срок ее применения, порядок отмены решения о признании ее типовой проектной документацией, а также могут быть установлены случаи обязательного использования такой документации.

Законопроект № 1028355-7 «О внесении изменения в ст. 51 ГрК РФ (о расширении перечня объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешение на строительство)» подписан Президентом РФ 02.07.2021 г. – 298-ФЗ.
Вносится изменение о том, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

Законопроект № 1162929-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий» рассмотрен в 1 чтении.
Вводится понятие «многофункциональные здания», т.е. здания, состоящие из нежилых и жилых помещений, расположенные вне границ жилой застройки, в общественно-деловой зоне, предусмотрев отдельные критерии для расположения таких зданий в составе территориальных зон и требования к расположению жилых и нежилых помещений внутри здания.
Предлагается распространить действие Жилищного кодекса РФ на правоотношения, связанные с многофункциональными зданиями.
Предусматривается право субъектов устанавливать региональные нормативы градостроительного проектирования в отношении многофункциональных зданий в части обеспечения объектами социальной и иной инфраструктуры.
Уточняются возможности перепланировки помещений в таких зданиях, перевод нежилого помещения в жилое, размещения многофункциональных зданий в общественно-деловых зонах, предоставление собственникам помещений в здании права общей долевой собственности на общее имущество в нем.
Для граждан, приобретающих апартаменты в многофункциональных зданиях на этапе строительства, предлагается распространить на такие правоотношения обязательное применение норм 214-ФЗ, предусмотренных для случаев привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов.

Законопроект № 1161234-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ (в целях приведения в соответствие полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов с полномочиями органов местного самоуправления городских округов)» рассмотрен в 1 чтении.
Учитывая, что 87-ФЗ за муниципальным округом закреплены вопросы местного значения, аналогичные вопросам местного значения городского округа, необходимо внести изменения в законодательные акты, предусмотрев полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов по аналогии с полномочиями органов местного самоуправления городских округов.

Комитет по жилищной политике и ЖКХ

Законопроект № 1124770-7 «О внесении изменений в ст. 16 и 19.1 ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» внесен на рассмотрение.
Предлагается внести изменение, исключив слова «, … которые в случае подачи заявки в Фонд до 1 мая 2015 г. не должны превышать установленный для этого субъекта РФ лимит средств на модернизацию, а в случае подачи заявки начиная с 1 мая 2015 г. не должны превышать сумму, составляющую разность между одним миллиардом рублей и общей суммой ранее поданных этим субъектом РФ в Фонд заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, и размер нераспределенного остатка средств общего лимита средств на модернизацию».
Так исключается ограничение в виде лимита средств на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Галина Крупен
Этот материал опубликован в июльском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо