ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Строительство <br />
с шага <br />
переходит на бег
07.06.2015
Практика

Строительство
с шага
переходит на бег

Обзор лучшей отечественной практики ускорения строительства - leanconstruction

Импульс к началу применения методов lean менеджмента в строительстве возник осенью 2007 года. К тому моменту lean как системауже зарекомендовал себя в производственной сфере.Уже не осталось сомневающихся в необходимости скорейшего освоения этого подхода в автомобилестроении, стартовал проект развития производственной системы Сбербанка, подтверждая потребность применения lean в сфере услуг. Для нас стимулом к началу деятельности стало открытие института в Великобритании - это был второй после США институт, возникший в годы подготовки Лондона к Олимпийским играм-2012.

 

Одним из первых отечественных проектов применения lean в строительной отрасли был проект в подмосковной компании "Чеховский автодор". За 4 месяца производительность труда дорожных рабочих, занятых в различных видах деятельности - укладка тротуарной плитки, установка бордюрного камня, укладка труб сточной канализации, устройство расширения дорожного полотна - была поднята в 4-5 раз. Происходило это не синхронно, а волнами, так что весь процесс растянулся года на два.  К одной и той же операции возвращались по несколько раз, что было связано и с высокой текучестью кадров, и с экспериментами в различных подходах к оптимизации труда. На таких операциях, где стройматериалы не имеют большого веса в себестоимости конечной продукции, как например, ремонт или строительство щебенчатой дороги, себестоимость квадратного метра снизилась на 60%, зарплата поднялась в 2-4 раза.

В конце 2011 года Институт ускорения строительства выпустил первый сборник "Истории про ускорение строительства", где собрал 5 историй, рассказанных самими менеджерами и участниками проектов, о том, как им удалось добиться весомых результатов благодаря применению инструментов lean, как преодолевали трудности. Это живые рассказы людей, которые прошли через процесс ускорения, изложенные простым и доступным языком. Эти истории доказывают, что никаких принципиальных преград для того, чтобы добиваться результатов в применении системы ускорения, у нас не существует.

Первоначально в сборник вошли истории, касающиеся ускорения панельного домостроения. Среди них - сокращение сроков возведения коробки почти в 3 раза, ускорение монолитных работ и комплексное применение системы ускорения в строительном холдинге, что повлекло за собой повышение производительности труда вдвое и сокращение цикла на 1 этаж с 15 до 4,5 дней за чуть более чем полгода.

Кроме чисто строительных процессов есть две другие истории. Одна касается ускорения выдачи разрешительной документации на землю и строительство на примере проекта, реализованного в муниципалитете, а вторая - это анализ процесса проектирования самолета Ан-124 «Руслан», уникального объекта, с уникальными эксплуатационными характеристиками, реализованного еще в СССР. Эти две истории призваны показать комплексность подхода с одной стороны, а с другой стороны - связь системы ускорения строительства с лучшими отечественными традициями в области управления.

Применение "научной организации труда"к монолитному домостроению, по определению самих менеджеров, привело к падению себестоимости примерно на 20%, что позволило компании безболезненно снизить цены на квартиры на 10%. Применение подхода к ускорению выдачи разрешительной документации привело к росту инвестиционной привлекательности района и росту дополнительных доходов муниципалитета от договоров аренды земли. Применение основных принципов системы ускорения проектирования привело к радикальному улучшению эксплуатационных характеристик, как сейчас сказали бы: энергоэффективности конечного продукта.

Позднее этот обзор был дополнен еще 3 примерами и вошел как раздел в книгу "Война за жизнеспособность", написанную мной в конце 2012 г мной в соавторстве с итальянским архитектором Луиджи Фьюмара. 

В первоначальной редакции "Истории про ускорение строительства"были презентованы в Правительстве Москвы и в департаменте строительства Ярославля в начале 2012 года. Чиновники проявили живой интерес, но система ускорения строительства столкнулась с традиционной системой торможения строительства. Поэтому следующая презентация системы в органах власти состоялась только в середине 2014 в Новосибирске и снова в Москве.

 

Истории про ускорение

В 2012 году в Сочи было осуществлено строительство 14-этажного административного здания за 2,5 месяца. При этом, как показали наши исследования, данный проект можно было реализовать и за 1 месяц, так как в данном случае ограничивающим фактором был не монтаж, а производство стройматериалов.

С 2013 "кайдзен" подход, как называют его заказчики, комплексно применяется в жилищном и инфраструктурном строительстве Астаны. Этот проект интересен тем, что он реализован совершенно в других культурных, климатических и экономических условиях, и при этом политическая ситуация во многом способствовала применению этого подхода в целом. Средний уровень подготовки и организованности в строительном бизнесе Казахстана заметно выше, чем в соседних регионах Сибири.

Система ускорения строительства была локально применена на таком архитектурно и инженерно-сложном  объекте, как корпоративный университет Сбербанка, при монтаже инженерных систем. Это привело к локальному ускорению темпов работ в 2,5 раза за счет систематичного устранения сбоев, локальному ускорению согласований и выпуска проектно-сметной документации. На основании детального анализа этого проекта было выпущено экспертное заключение о комплексном  эффекте, который дает система ускорения строительства на подобных инженерно-сложных объектах. Выводы состоят в том, что применение системы позволяет диагностировать удорожание проекта  на ранних стадиях, принимать превентивные меры, что позволят экономить около 30% конечного бюджета, при этом объект вводится в эксплуатацию в 4 раза быстрее.

Как мы поняли, ускорять можно и процесс прохождения экспертизы проекта. В этом случае проектная документация и заключение выпускаются синхронно в 1 день.

Отдельно следует упомянуть об улучшении безопасности труда, который случается при комплексном использовании системы ускорения строительства. Дело в том, что работа на стройплощадке традиционно является более опасным видом деятельности, чем военная служба. Данные о смертности, инвалидности, количестве и качестве инцидентов на стройплощадках в современной России, во-первых, труднодоступны, во-вторых, умышленно занижаются. В частности многие инциденты стараются вынести за пределы стройплощадок. По нашим данным, применение системы ускорения позволяет реально в 5-6 раз снизить уровень травматизма и смертности.

 

За счет чего ускоряемся?

 

Существует бесконечно много способов и поводов ускорить существующие процессы, и какова бы ни была текущая практика, всегда существуют способы ее улучшения. Вся сила и суть системы ускорения строительства - в ее комплексности и системности, в противовес отрывочности и эпизодичности усилий. Назову лишь несколько основных слоев.

Первый, базовый слой - это системный поиск и исключение всех непроизводительных видов работ. Конкретный пример со стройплощадки: лето, 10 утра, занято несколько сотен человек. Примерно 30% рабочих стоят и что-то обсуждают, то есть просто ничего не делают. Еще около 40% куда-то идут - то есть, заняты непроизводительным трудом. Остальные 30% работают. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что из этих 30% производительным трудом заняты далеко не 100%. Кто-то занят демонтажом, кто-то исправляет брак, кто-то только вникает в работу, кто-то проверяет и так далее. И только около 30%, максимум 50% из них заняты производительным трудом. Есть масса причин, почему люди отвлекаются от основной работы, их необходимо устранять, и на 100% вы никогда их не устраните.

Второй слой - это координация смежников. Если она улучшается, то дистанция между фронтом работ первого и второго сокращается. По сравнению с обычной практикой при хорошей координации можно в 5-10 раз сократить дистанцию и, если у вас, например, 6-7 смежных специальностей, то без повышения производительности труда можно в 4-5 раз ускорить ввод объекта в эксплуатацию.

Третий слой - это собственно повышение производительности труда. Повышение безопасности труда и снижение физических нагрузок способствуют этому. Правильная оснастка и правильный инструмент тоже помогают. Качественные стройматериалы, технологические процессы тоже влияют. Если все это сложить, то производительность вырастает в среднем 4 раза.

Кроме того, на скорость стройки сильно влияет качество проектных решений, а это целая область знания. Сюда же примыкает архитектура, и от этого задача усложняется еще на порядок.

Часто стройка спотыкается о финансирование. Поэтому бизнес-планирование также является фактором ускорения. Тут ключевую роль начинает играть влияние системы ускорения на себестоимость. Например, крупный инфраструктурный объект стоимостью 14 млрд руб. строят 2,5 года, за это время он дорожает еще на 3 млрд, это растягивает стройку еще на 1,5 года. В итоге через 3,5 года 95% денег освоено, а отдача от них 0%. А можно было бы сделать, например, поэтапный пуск, можно было бы ускорить процессы и избежать удорожания. Можно было бы разработать стратегию освоения участка, чтобы сдавать, например, школу не 1 октября, когда уже идет учебный год, и не 1 мая, когда еще все заняты, а 15 июня.

Кода мы интегрируем все эти разрозненные элементы системы воедино, мы получаем систему ускорения строительства, которая действует осознанно в каждом элементе. Благодаря этому мы получаем качественно новый вид управления стройкой, который в рамках традиционной системы проектного менеджмента невозможен. Как и невозможен в рамках цифрового BIM-подхода, который углубляет традиционную систему проектного менеджмента, не совершая при этом никакой эволюции.

 

Андрей Глауберман

 

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо