СРО должна проверить своих членов. И что дальше?
Так, поправками предлагается конкретизировать порядок контроля саморегулируемой организацией (СРО) за деятельность своих членов. Разобраться в предлагаемых новеллах мы попросили юристов – экспертов в области СРО. И вот что у них получилось:
Статья 9 «Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов» излагается в новой редакции. Так, предлагается установление форм контроля в виде текущего мониторинга, плановых и внеплановых проверок.
Предметом текущего мониторинга является соблюдение членом саморегулируемой организации требований Федерального закона, федеральных законов, регулирующих соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, федеральных стандартов, стандартов и правил саморегулируемой организации, внутренних документов и условий членства в саморегулируемой организации. Текущий мониторинг ведется посредством поиска и анализа информации о деятельности членов СРО, в том числе, «с применением технических средств».
Отсутствие четко установленных критериев для ведения текущего мониторинга позволит саморегулируемым организациям и их работникам необоснованно вмешиваться в предпринимательскую или профессиональную деятельность компаний - членов СРО. При этом недобросовестные СРО откажутся от такого вида контроля или будут выполнять его формально. Также необходимо отметить, что в предлагаемой редакции текущий мониторинг потребует существенных трудовых и финансовых затрат, что в свою очередь отразится на членских взносах в саморегулируемую организацию и, как следствие, приведет к удорожанию саморегулирования для компаний – членов СРО.
Представляется, что мониторинг деятельности членов саморегулируемых организаций должен осуществляться на основании той информации, которую компании предоставляю в свою СРО. Порядок представления и перечень представляемой организации определяется СРО в ее внутренних документах, которая затем анализируется в рамках текущего мониторинга. Анализ должен содержать выводы о возможном несоблюдении членом СРО стандартов деятельности и требований к членству в саморегулируемой организации. На основании данного анализа СРО принимается решение о проведении в отношении ее члена или внеплановой проверки в случае, если предполагаемое нарушение может повлечь неисправимые последствия, или о плановой проверке в следующем году.
Частью 5 предлагается установить основания для проведения саморегулируемой организации внеплановой проверки деятельности своего члена. Так, одним из оснований является информация о нарушении, ставшая известной саморегулируемой организации. Но в тексте законопроекта не уточняется конкретный перечень и способы получения СРО такой информации. Данное основание для проведения проверки, а также иные основания противоречат действиям Правительства Российской Федерации, направленным на сокращение контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Также неопределенность оснований может использоваться недобросовестными саморегулируемыми организациями для необоснованного давления в отношении своих членов.
Рассматриваемой статьей определяются подробные требования к подаваемым в СРО жалобам на действия ее членов. При этом жалоба должна быть подписана соответствующим уполномоченным лицом в случае, если такая жалоба подается юридическим лицом или органом государственной власти или местного самоуправления. Далее законопроектом не устанавливается порядок определения такого уполномоченного лица, в связи с чем данная норма является декларативной и не будет применяться в полном объеме. В тоже время отсутствие законодательного порядка определения соответствующего уполномоченного лица позволяет необоснованно отказать в рассмотрении жалобы на действия члена СРО.
Необходимо отметить, что законопроект не содержит перечень случаев, в которых поданная жалоба не подлежит рассмотрению саморегулируемой организацией, кроме случаев ее несоответствия установленным требованиям. Требования, установленные в части 7, имеют расплывчатые формулировки и не позволяют сделать однозначных выводов об отсутствии предмета жалобы и несоответствии доводов лица о нарушении его прав действиями (бездействием) члена саморегулируемой организации.
При таком подходе жалобы на деятельность членов саморегулируемых организаций будут использоваться недобросовестными потребителями в качестве сведения личных счетов с конкретным членом СРО. Необходимо конкретно определить, какие именно жалобы являются необоснованными и не подлежащими рассмотрению.
Частью 10 предусматривается обязанность члена СРО предоставлять информацию, необходимую для проведения проверки. Однако ответственность за непредставление или представление информации не в полном объеме таким членом устанавливается саморегулируемой организацией в произвольном порядке. Отсутствие единообразного подхода к названной ответственности позволит недобросовестным СРО и их членам использовать минимальные виды ответственности за эти нарушения и тем самым игнорировать проводимые проверки без каких-либо существенных последствий.
Частью 12 предлагается направлять лицу, направившему жалобу, акт проведенной проверки члена СРО. При этом в части 14 предоставляется право жалобщику оспорить в судебном порядке или в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия результаты проведенной проверки. Такое оспаривание в суд результатов проверки делает нецелесообразным дальнейшее рассмотрение жалобы. Представление указанного права жалобщику влечет нарушение прав и обязанностей как саморегулируемой организации, так и ее члена, в отношении которого представлена жалоба. Необходимо отметить, что в процессе проведенной проверки в акте проверки могут отражаться сведения, не подлежащие раскрытию третьим лицам, в том числе жалобщикам. При этом в части 15 установлена ответственность работников саморегулируемой организации за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе проведения проверки.
В связи с этим представляется целесообразным извещение саморегулируемой организацией жалобщика о проводимой проверке и передаче результатов проверки в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия или об отсутствии нарушения. Также представляется излишним направление копии решения органа по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия и члену саморегулируемой организации в связи с публичным размещением в трехдневных срок такого решения на сайте саморегулируемой организации.
Илья Кордюков