ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
СРО должна проверить своих членов. И что дальше?
15.06.2015

СРО должна проверить своих членов. И что дальше?

Минэкономразвития подготовило поправки в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях". Текст законопроекта размещен на Едином портале проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Так,  поправками предлагается конкретизировать порядок контроля саморегулируемой организацией (СРО) за деятельность своих членов. Разобраться в предлагаемых новеллах мы попросили юристов – экспертов в области СРО. И вот что у них получилось:

Статья 9 «Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов» излагается в новой редакции. Так, предлагается установление форм контроля в виде текущего мониторинга, плановых и внеплановых проверок.

Предметом текущего мониторинга является соблюдение членом саморегулируемой организации требований Федерального закона, федеральных законов, регулирующих соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, федеральных стандартов, стандартов и правил саморегулируемой организации, внутренних документов и условий членства в саморегулируемой организации. Текущий мониторинг ведется посредством поиска и анализа информации о деятельности членов СРО, в том числе, «с применением технических средств».

Отсутствие четко установленных критериев для ведения текущего мониторинга позволит саморегулируемым организациям и их работникам необоснованно вмешиваться в предпринимательскую или профессиональную деятельность компаний - членов СРО. При этом недобросовестные СРО откажутся от такого вида контроля или будут выполнять его формально. Также необходимо отметить, что в предлагаемой редакции текущий мониторинг потребует существенных трудовых и финансовых затрат, что в свою очередь отразится на членских взносах в саморегулируемую организацию и, как следствие, приведет к удорожанию саморегулирования для компаний – членов СРО.

Представляется, что мониторинг деятельности членов саморегулируемых организаций должен осуществляться на основании той информации, которую компании предоставляю в свою СРО. Порядок представления и перечень представляемой организации определяется СРО в ее внутренних документах, которая затем анализируется в рамках текущего мониторинга. Анализ должен содержать выводы о возможном несоблюдении членом СРО стандартов деятельности и требований к членству в саморегулируемой организации. На основании данного анализа СРО принимается решение о проведении в отношении ее члена или внеплановой проверки в случае, если предполагаемое нарушение может повлечь неисправимые последствия, или о плановой проверке в следующем году.

Частью 5 предлагается установить основания для проведения саморегулируемой организации внеплановой проверки деятельности своего члена. Так, одним из оснований является информация о нарушении, ставшая известной саморегулируемой организации. Но в тексте законопроекта не уточняется конкретный перечень и способы получения СРО такой информации. Данное основание для проведения проверки, а также иные основания противоречат действиям Правительства Российской Федерации, направленным на сокращение контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Также неопределенность оснований может использоваться недобросовестными саморегулируемыми организациями для необоснованного давления в отношении своих членов.

Рассматриваемой статьей определяются подробные требования к подаваемым в СРО жалобам на действия ее членов. При этом жалоба должна быть подписана соответствующим уполномоченным лицом в случае, если такая жалоба подается юридическим лицом или органом государственной власти или местного самоуправления. Далее законопроектом не устанавливается порядок определения такого уполномоченного лица, в связи с чем данная норма является декларативной и не будет применяться в полном объеме. В тоже время отсутствие законодательного порядка определения соответствующего уполномоченного лица позволяет необоснованно отказать в рассмотрении жалобы на действия члена СРО.

Необходимо отметить, что законопроект не содержит перечень случаев, в которых поданная жалоба не подлежит рассмотрению саморегулируемой организацией, кроме случаев ее несоответствия установленным требованиям. Требования, установленные в части 7, имеют расплывчатые формулировки и не позволяют сделать однозначных выводов об отсутствии предмета жалобы и несоответствии доводов лица о нарушении его прав действиями (бездействием) члена саморегулируемой организации.

При таком подходе жалобы на деятельность членов саморегулируемых организаций будут использоваться недобросовестными потребителями в качестве сведения личных счетов с конкретным членом СРО. Необходимо конкретно определить, какие именно жалобы являются необоснованными и не подлежащими рассмотрению.

Частью 10 предусматривается обязанность члена СРО предоставлять информацию, необходимую для проведения проверки. Однако ответственность за непредставление или представление информации не в полном объеме таким членом устанавливается саморегулируемой организацией в произвольном порядке. Отсутствие единообразного подхода к названной ответственности позволит недобросовестным СРО и их членам использовать минимальные виды ответственности за эти нарушения и тем самым игнорировать проводимые проверки без каких-либо существенных последствий.

Частью 12 предлагается направлять лицу, направившему жалобу, акт проведенной проверки члена СРО. При этом в части 14 предоставляется право жалобщику оспорить в судебном порядке или в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия результаты проведенной проверки. Такое оспаривание в суд результатов проверки делает нецелесообразным дальнейшее рассмотрение жалобы. Представление указанного права жалобщику влечет нарушение прав и обязанностей как саморегулируемой организации, так и ее члена, в отношении которого представлена жалоба. Необходимо отметить, что в процессе проведенной проверки в акте проверки могут отражаться сведения, не подлежащие раскрытию третьим лицам, в том числе жалобщикам. При этом в части 15 установлена ответственность работников саморегулируемой организации за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе проведения проверки.

В связи с этим представляется целесообразным извещение саморегулируемой организацией жалобщика о проводимой проверке и передаче результатов проверки в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия или об отсутствии нарушения. Также представляется излишним направление копии решения органа по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия и члену саморегулируемой организации в связи с публичным размещением в трехдневных срок такого решения на сайте саморегулируемой организации.

 

Илья Кордюков

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо