Готовимся к внедрению ТИМ: несколько насущных вопросов издалёка
Ни для кого не секрет, что проблема внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ или BIM) осенью 2021 года является одной из актуальнейших, и в некоторой степени знаковой для строительного комплекса в целом, поскольку отражает ключевые проблемы отрасли, начиная с предпроектных проработок и инженерных изысканий и заканчивая эксплуатацией объектов капитального строительства.
По состоянию на середину осени 2021 года официальная версия сводится к тому, что основным препятствием к внедрению ТИМ является неготовность проектировщиков к разработке проектной документации на основании цифровой модели, при этом несколько умалчивается способность заказчика принять выполненные работы, а строителей - работать с такими моделями и документацией.
Да, никоим образом нельзя исключать из фокуса внимания основные проблемы проектировщиков в связи с необходимостью внедрения ТИМ, как то: нехватка денежных средств на программные и аппаратные средства, отсутствие квалифицированных кадров, равно как и отсутствие доступных и, самое главное, квалифицированных образовательных программ.
Дедлайн по использованию ТИМ уже не за горами, но почему-то не звучат ответные вопросы проектировщика к законодателю и заказчику, хотя на некоторых проблемах хотелось бы остановиться особо.
*****
Не вдаваясь в нюансы действующего законодательства, по состоянию на текущий момент в сухом остатке можно сделать вывод о том, что заказчик хочет получить от проектировщика на руки как результат работ:
а) цифровую модель,
б) сформированную на её основании проектную документацию, соответствующую требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»,
в) рабочую документацию (которую летом этого года ввели в правовое поле в виде указания в тексте Градостроительного кодекса РФ, но подзаконных актов касательно детальных требований к её составу и содержанию по аналогии с проектной документацией пока нет),
г) сметы,
д) положительное заключение экспертизы инженерных изысканий, проекта и сметы.
Иными словами, работа проектировщика, условно говоря, увеличилась вдвое, поскольку цифровая модель пока не имеет самостоятельного характера, а используется как источник для формирования документации различного вида и т.д. В итоге проектировщик должен готовить цифровую модель, а уж потом выгружать на основании нее документацию и проходить экспертизу уже документации, а не цифровой модели. Сравним с тем, к чему в теории мы движемся – проектировщик готовит цифровую модель, проходит её экспертизу и передает заказчику или строителю, который сам уже производит с ней необходимые манипуляции по своему усмотрению.
Исходя из указанных выше нюансов, и можно сформулировать первый вопрос, который проектировщик должен задать заказчику. Так, при прохождении опроса о готовности проектных организаций к внедрению ТИМ ответ был простой: необходимо внимательно изучить техническое задание на подготовку проектной и рабочей документации с использованием цифровой модели, а затем делать вывод о готовности той или иной организации к выполнению таких работ. Когда нет понимания, что нужно делать – нет и ответа, возможно ли это сделать или нет.
Первое, что хочет увидеть любой проектировщик в техническом задании на построение цифровой модели - конечный формат данных, в котором она должна предоставляться, или, если хотите, косвенный намек на то, какое программное обеспечение должно использоваться. Не называя конкретные компании, торговые марки и т.д., можно с определенной долей уверенности сказать, что, если речь идет об отечественных разработках, то проектные организации вполне могут осилить приобретение такого программного обеспечения. Но в плане работоспособности имеются отдельные вопросы – да, отечественный софт находится на достаточно высоком уровне, но для комплексного решения практических задач, до ультимативного, так сказать, состояния, ему нужно ещё где-то года два-три. Зарубежный же софт при его относительной дороговизне в настоящее время пригоден для практического применения, но перспективы его использования с учетом дальнейшего санкционного давления остаются весьма и весьма туманными.
От используемого программного обеспечения зависит и решение отдельных практических вопросов построения цифровой модели, которые могут повлиять на скорость и качество выполняемых работ. В первую очередь речь идет об инженерных изысканиях – однозначно инженерно-топографических и инженерно-геологических. От того, как эти данные будут внесены в цифровую модель, во многом зависит и её практическая ценность (ценность получаемой из нее документации).
Представляется вполне очевидным, что оформление материалов инженерных изысканий в текущем, «классическом», так сказать, виде несколько отличается от таких же материалов, предназначенных для дальнейшей работы по формированию цифровой модели. Получается, что техническое задание в какой-то мере должно еще и предусматривать задание на выполнение инженерных изысканий и программу их выполнения - в том случае, если на проектировщика возлагается обязанность по выполнению таких работ либо требования по особенностям включения таких данных в цифровую модель с целью дальнейшего их использования.
Аналогичным образом должно быть более-менее понятно, как работать с исходными документами по планировке территории и сведениями, содержащимися в градостроительном плане земельного участка, равно как и с техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, новый статус которых закреплен в летних изменениях в Градостроительном кодексе РФ.
В общей сумме представляется, что техническое задание было, есть и должно быть той гранью, которая отражает степень взаимопонимания между заказчиком и проектировщиком, и говоря о переходе к ТИМ, важность этой грани возрастает многократно.
*****
Принимая во внимание исходную позицию о том, что ТИМ должны в какой-то мере упростить работу проектировщиков, хотелось бы отметить, что переход к архитектурно-строительному проектированию на основании цифровых моделей объектов капитального строительства должен быть также переломным и в плане восстановления баланса интересов заказчика и проектировщика.
Нынешняя ситуация в России в целом далека даже от банального соблюдения требований действующего законодательства. В частности, многим в отрасли известны требования части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым заказчик проектных работ обязан передать проектировщику градостроительный план земельного участка и технические условия подключения (технологического присоединения). Особняком стоят материалы инженерных изысканий, которые заказчик может либо передать проектировщику, либо поручить ему подготовить их собственными силами. Однако заказчики сплошь и рядом включают в технические задания максимально возможный объём работ, перекладывая все заботы на проектировщика.
Нередки случаи, когда за стоимость разработки проектной документации заказчик хочет получить еще и сбор исходных данных, и получение технических условий, и инженерные изыскания, и прохождение экспертизы, и рабочую документацию, и многочисленные согласования, и много ещё чего, фантазия заказчика порой бывает очень богата. Неудивительно, что вместо качественной и полноценной проектной документации на выходе получаются судебные разбирательства и обвинения друг друга во всех тяжких.
Теперь же, помимо всего этого вороха проблем, проектировщик должен еще и сформировать цифровую модель объекта капитального строительства, поэтому второй, фундаментальный вопрос, на которой необходим ответ – это вопрос полноценного финансирования ТИМ. Очевидно и понятно, что если проектирование пойдет по накатанной колее, внедрение ТИМ не состоится, а вместо этого запустятся процессы тотальной деградации проектного комплекса.
Не знаю как, но крайне важно донести до государственных и муниципальных заказчиков проектных работ мысль о том, внедрение ТИМ приведёт к удорожанию проектных работ и к удешевлению строительства, ведь повсеместно складывается мнение о том, что построение цифровой модели – это дёшево и быстро, не то, что предыдущие огромные тома проектной документации за какие-то невероятные деньги.
Нельзя же всерьез полагать, что, ориентируясь на зарубежный опыт внедрения BIM, можно рассчитывать на отечественный опыт оплаты проектирования. Напомню, что средневзвешенный ценник на проектирование в странах с активным внедрением BIM находится в диапазоне 10-20% от сметной стоимости строительства, в то время как в России основная масса проектировщиков посчитает за чудо получить 3%.
****
Вопрос стоимости проектных работ плавно подводит нас к сметному нормированию ТИМ, и тут нельзя не остановиться на недавно опубликованном приказе Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 11.10.2021 № МКЭ-ОД/21-77 «Об утверждении требований к информационным моделям линейных объектов капитального строительства». Документ во многом показателен, поскольку отражает ряд аспектов, сложившихся на данный момент в области архитектурно-строительного проектирования.
Начнем с того, что документ принят на региональном уровне, и в целом субъекты Российской Федерации не обладают подобным уровнем полномочий, даже если принять во внимание тот факт, что столица – случай особый. Нивелируется это тем, что, к примеру, «Методические рекомендации по расчету стоимости проектирования линейных объектов с использованием технологий информационного моделирования, осуществляемого с привлечением средств бюджета города Москвы. МРР-12.2-20» обозначены как «Московские региональные рекомендации», то есть как документ, не носящий обязательного характера. Понятно также и то, что необходимость разработки и принятия такого документа, но общеобязательного и на федеральном уровне - давно назрела.
Далее, нельзя не обратить внимание на то, что п. 1.4 рекомендаций однозначно определяет: «стоимость основных проектных работ с использованием ТИМ предусматривает разработку необходимого и достаточного комплекта проектной и рабочей документации в форме информационной модели для строительства в пределах отведенного земельного участка (кроме дополнительных и сопутствующих работ)». То есть, вероятно, «дополнительные и сопутствующие работы» снова рассматриваются в качестве бесплатного бонуса.
Нельзя без некоторой доли иронии не отметить и приведенный в качестве приложения пример расчета стоимости проектирования с использованием ТИМ инженерных сетей и сооружений для застройки свободной территории площадью 22 га, где итоговая стоимость обозначена как «13286,17 руб.». Понятно, что допущена ошибка и результат должен выглядеть как «13286,17 тыс. руб.», но это вполне отражает нынешние реалии: проектировщик рассчитывает на достойную оплату своего квалифицированного труда, а в итоге получает в тысячу раз меньше, чем предполагалось.
К спорным моментам можно отнести то, что стоимость подготовки проектной и рабочей документации приведены в классической пропорции 40/60 соответственно, в то время как реальная практика показывает, что это соотношение находится в районе 70/30, даже скорее 80/20, так как подготовка рабочей документации при использовании ТИМ – это доведение степени проработки цифровой модели с LOD 300 до LOD 400, а не создание её с ноля.
Отдельно стоит отметить фигурирующую в п. 1.9.1 рекомендаций «инженерную цифровую модель местности (ИЦММ) по топографической съёмке» как положительный показатель прогресса внедрения ТИМ в строительстве.
В п. 1.5 рекомендаций также указано «проектирование с использованием ТИМ при наличии библиотеки элементов (предоставленной заказчиком или имеющейся у проектировщика) и т.п.».
Ещё каких-то полтора-два десятилетия назад словосочетание «служба заказчика» за пределами двух столиц было в ходу. Нынче же, как было отмечено выше, заказчик предпочитает ограничить свою работу подготовкой документации для соблюдения конкурсных процедур и приемкой выполненных работ, всё остальное поручив проектировщику.
В контексте ведения реестра библиотек элементов в качестве инициативы хотелось бы предложить создание служб заказчика (возможно, межрегионального уровня), в задачу которых будет входить:
- сбор исходных данных, градостроительных решений, в необходимых случаях – организация подготовки инженерных изысканий для дальнейшего проектирования;
- подготовка технических заданий для подготовки проектной и рабочей документации с использованием ТИМ;
- согласование смет на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации с использованием ТИМ;
- ведение реестра библиотек элементов;
- оказание содействия заказчику в приемке выполненных работ.
Итак, в качестве проблем, которые необходимо рассмотреть при подготовке к переходу на ТИМ в строительстве, можно отдельно выделить вопросы технических заданий на выполнение соответствующих работ, а также определение справедливой стоимости выполнения проектных работ в объёмах, которые простимулируют проектные организации переходить на ТИМ, а не наоборот, приведут к их массовому уходу с рынка.
Константин Кузнецов,
заместитель исполнительного директора СРО "Проектный комплекс "Нижняя Волга", г. Волгоград, член рабочей группы Комитета строительства Волгоградской области по вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331.
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.