ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Почему ж у нас падают лифты?! Взгляд «изнутри»
16.11.2021
Вертикальный транспорт

Почему ж у нас падают лифты?! Взгляд «изнутри»

Как погоня за дешевизной и «лифтобслуживающие карусели» ставят под угрозу жизни людей

Участившиеся в последнее время аварии на лифтах, как на пассажирских, так и на грузовых (причем не старых изношенных, а новых, только что установленных), вызывают не просто сожаление, а скорее удивленное возмущение.

 

Где же обещанная безопасность вертикального транспорта? В чем причины столь хлипкой надежности лифтового оборудования?

На эти вопросы попытался ответить администратор интернет-проекта «Лифтфорум», инженер более чем с тридцатилетним стажем в области технического обслуживания лифтов Олег Аксенов.

Интернет-проект «Лифтфорум» почти 20 лет объединяет активных технических специалистов непосредственно с мест — тех, кто ежедневно решает задачи по техническому обслуживанию лифтов. Инженеры-наладчики, электромеханики по лифтам, инженерно-технические работники — они знают о положении дел в лифтовой отрасли лучше, чем кто бы то ни было. Нам не безразлично то, что происходит в отрасли! Мы, как профессионалы, заявляем: основной причиной произошедших аварий лифтов со смертельным исходом, является критическое падение качества технического обслуживания, квалификации, безответственность и бесконтрольность.

 

Свобода для бизнеса — «свобода» для аварий?

Отмена лицензий для компаний, осуществляющих техническое обслуживание лифтов, повлияла на ситуацию с техническим состоянием лифтов самым негативным образом. Членство в саморегулируемой организации не стало гарантом добросовестности и способности лифтобслуживающих компаний осуществлять техническое обслуживание лифтов на должном уровне.

Идея дать дополнительные свободы бизнесу и саморегулирование обернулись увеличением количества несчастных случаев на лифтах. В последние годы были отменены заложенные еще в советское время нормы, требования к лифтам, лифтобслуживающим предприятиям, обслуживающему персоналу, технике безопасности, которые, как оказалось, были весьма эффективно действующими.

Деятельность Национального лифтового союза (НЛС), Российского лифтового объединения (РЛО), направленная на введение новых стандартов и требований, не привела к созданию и внедрению действительно эффективной нормативно-правовой базы в лифтовой отрасли, которая обеспечила бы необходимый уровень требований безопасности на лифтах и контроль за их выполнением.

Несмотря на принятие ряда нормативных документов, а также на постановление правительства РФ №743, заслон недобросовестным лифтобслуживающим компаниям так и не был создан. Отсутствует определение специализированной лифтобслуживающей организации и обязательные требования к ней, не регламентируется наличие необходимой материально-технической базы, запасных частей, количество квалифицированного персонала, аварийной службы в зоне доступности и т.д.

 

«Лифтобслуживающие карусели»

Тендеры на техническое обслуживание лифтов у нас, как известно, выигрывают компании, предложившие минимальную цену. При этом фактическая способность компании осуществлять техническое обслуживание согласно действующим требованиям не являются определяющим условием для победы. Практика заключения договоров на техническое обслуживание лифтов сроком на один год в сочетании с погоней за минимальной ценой, приводит к постоянной ротации эксплуатирующих компаний — иными словами, самые настоящие «лифтобслуживающие карусели». В результате вполне добросовестные компании, осуществляющие техническое обслуживание на должном техническом уровне, становятся неконкурентоспособными по сравнению с компаниями, которые осуществляют техническое обслуживание лишь на бумаге.

Лифты были исключены из перечня опасных производственных объектов. Контроль за техническим состоянием лифтов, переданный в свое время от Рос технадзора коммерческим инженерным консультативным центрам (ИКЦ), доказал свою низкую эффективность. Ряд ИКЦ превратилось в аффилированные структуры с лифтобслуживающими компаниями. «Свои» инспекторы, акты освидетельствования технического состояния, подписанные, без фактической проверки лифта инспектором — обыденное явление.

Инструменты ответственности инспектирующих организаций и конкретных инспекторов не были заложены. Несмотря на то, что стало обязательным уведомление органов государственной власти об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию лифтов, эскалаторов, подъемных платформ для инвалидов — текущий контроль деятельности лифтобслуживающих организаций фактически не осуществляется и осуществлять его некому. В целом, в сфере технического обслуживания лифтов созданы все условия для того, чтобы извлекать прибыль, вкладывая в техническое состояния лифтов минимум средств, а порой и вообще ничего, по сути экономить на безопасности.

 

По сто лифтов на «брата-механика» — не перебор ли?

И результат не заставил себя ждать. Ежемесячное техническое обслуживание (ТО) лифтов в подавляющем большинстве осуществляется лишь на бумаге или в минимальном объеме. В условиях, когда на одного электромеханика по лифтам приходится 100 и более лифтов, осуществлять ежемесячное техническое обслуживание ТО физически невозможно. Лифтобслуживающие компании в условиях низкой стоимости технического обслуживания лифтов вынуждены снижать свои расходы за счет увеличения нагрузки — количества лифтов на одного электромеханика и уменьшения расходов на заработную плату в целом.

Отрасль технического обслуживания лифтов испытывает острейший дефицит кадров. С окончанием советских времен перестали вкладывать средства в подготовку электромехаников по лифтам, средний возраст более или менее квалифицированных кадров давно перевалил за 40 — 50 лет. Время катастрофически упущено, для подготовки новых квалифицированных кадров необходимо 3—5 лет. В советское время на работу привлекали молодых людей из регионов (по лимиту), зарплата была высокой, давали служебное жилье. Фактически существовала школа воспитания кадров на рабочем месте: старшие опытные коллеги передавали свой опыт молодым.

В качестве примера: в бригаде по обслуживанию 100 лифтов работали 5-6 человек. Нормы техники безопасности и ответственность культивировались, экзамен был ежегодным. В настоящее время электромеханический колледж едва набирает одну группу. Профессия перестала быть престижной. Нет желающих пачкать руки в смазке и крутить гайки за зарплату дворника. И это в условиях, когда сложность, разнообразие моделей и марок оборудования, систем управления постоянно возрастает. Ведь помимо лифтов отечественного производства с микропроцессорными системами управления, огромное разнообразие лифтов импортного производства. Каждая система управления, по-своему, уникальна. Даже опытные специалисты не имеют знаний и опыта по всей номенклатуре оборудования. Фактически они являются специалистами по нескольким определенным маркам лифтов и систем управления. Иными словами, для обслуживания современных лифтов необходимы незаурядные специалисты со средним специальным образованием, плюс — со специальной подготовкой по конкретным маркам и моделям оборудования. Но никто не занимается обучением специалистов подобного уровня и квалификации.

 

Кадры решают всё! Низкоквалифицированные кадры…

На данный момент следует констатировать, что такая важная и ответственная профессия как электромеханик по лифтам практически уничтожена. По причине дефицита кадров, работодатели вынужденно набирают людей без профессионального образования, без какой-либо профессиональной ориентации. Лифтобслуживающая компания может самостоятельно выдать удостоверение электромеханика по лифтам новому работнику. Закономерно, что внедренная система оценки квалификации кадров в условиях отсутствия системы профессионального обучения, в условиях тотально низкой квалификации электромехаников по лифтам оказалась профанацией и никак не повлияла на общую негативную ситуацию.

Из-за чрезмерной нагрузки (большого количества лифтов на одного электромеханика), низкой квалификации, пренебрежения и незнания правил техники безопасности, утраты ответственности и контроля — качество технического обслуживания, а соответственно и уровень технического состояния лифтов, катастрофически, я подчеркиваю, катастрофически упали.

Как следствие — возросшее количество несчастных случаев на лифтах, как с пассажирами, так и с электромеханиками. Тотальная замена старых лифтов не поможет изменить ситуацию. Даже старые лифты, отработавшие нормативный срок службы могут быть безопасны при должном уровне технического обслуживания. К сожалению, без срочных системных решений, которые позволят в корне решить застарелые проблемы, будущие аварии лифтов и несчастные случаи не предотвратить.

 

 

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо