ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Как лифтовики субсидируют магнатов от металлургии
27.11.2021
Вертикальный транспорт

Как лифтовики субсидируют магнатов от металлургии

В конце прошлого года на фоне ковидной пандемии перед строительными и производственными предприятиями — потребителями металла возникла неожиданная проблема: металл резко подорожал

Это произошло, как объясняют эксперты, из за «пробуждения» мировой экономики после первой волны пандемии. Во многих странах цены на металл в различном его виде взлетели, причем не на проценты, а в разы. Разумеется, этим моментом воспользовались и российские металлурги. Потому вслед за ценами в Европе скакнули цены на металл и у нас.

В мае первый вице-премьер Андрей Белоусов называл металлургическую отрасль одной из тех, кто получил неоправданную выгоду от удачной ценовой конъюнктуры на мировых рынках. По его мнению, российские металлурги «нахлобучили» государство на 100 миллиардов рублей. Якобы, в связи с этим правительство рассматривает способы изъятия сверхдоходов металлургических компаний.

Прошло полгода и время показало, что государство регулировать вопрос роста цен на металл не может. Да, с 1 февраля 2021 года были введены заградительные пошлины на отходы и лом черных металлов, также было предложено проводить закупки металлопродукции девелоперами напрямую у производителей, исключив трейдерское звено. Наступила легкая стабилизация, пошлины действительно сработали, благодаря им получилось «отбить» 10-15% стоимости металла, но уже к концу марта цены снова вышли из-под контроля и поползли вверх. В результате правительство приняло решение с августа до конца 2021 года ввести пошлины еще на ряд металлов.

Справедливости ради надо отметить, что государство помогало бизнесу, особенно строителям, льготными кредитами, запустило льготную ипотеку для россиян, что повлекло рост спроса на новое жилье и увеличение масштабов строительства домов, инфраструктуры. Но некоторые производители все же оказались наедине с ценовой волной и явно были не готовы к такому повороту событий. Среди них и лифтостроительные компании.

 

Подорожание лифтов — «крест» на модернизации?

— Лифт на 85% состоит из металла, — комментирует ситуацию генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян. — Цена металла напрямую влияет на стоимость производства лифта. Двойной рост цены на металл в начале этого года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года привел к удорожанию лифтовой продукции в среднем на 30-40 процентов. Рост стоимости лифтов в первой половине нынешнего года частично компенсировался за счет имеющихся у производителя запасов и поставок металла по уже заключенным контрактам. Однако я не исключаю очередного скачка цен на лифты уже в конце года.

 

Что означает удорожание на 30-40%? Если для застройщиков, оснащающих лифтами новые дома, это, пусть неприятная, но все же просто прибавка к стоимости квартир, то для тех собственников жилья, кто приступает к замене лифтового оборудования по программе капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), это, по сути, отказ от нового лифта. Ведь лифт — самое дорогое и самое сложное инженерное оборудование в МКД.

Если и раньше большинство собственников жилья с трудом набирали нужные суммы для модернизации или замены подъемников (да и то нередко с помощью льготных кредитов), то теперь без помощи государства можно смело прогнозировать полный провал в этом сегменте капремонта. Правда, как поясняет Вартан Авакян, по подписанным Мослифтом контрактам на замену лифтов, в том числе и с Фондом капитального ремонта (ФКР), изменений в стоимости не будет. Компенсировать издержки, связанные с ростом цен на металл, при производстве оборудования на предприятии будут за счет прибыли компании.

Да, Мослифт и другие крупные производители, такие как Щербинский, Карачаровский, Могилевский заводы, Евролифтмаш, Сиблифт могут себе позволить в целях сохранения рынка сбыта компенсировать за свой счет часть затрат на металл. Но ведь это не может продолжаться вечно. А как быть небольшим, локальным заводам, на чью долю приходится почти 30% производства лифтов в стране и чья прибыль едва покрывает неотложные расходы? По мнению экспертов, таким предприятиям в ближайшее время грозит разорение.

— Рост цен на металл нивелировал рентабельность изготовления лифтов, — утверждает первый вице-президент Национального Лифтового Союза Алексей Захаров. — Как правило, с момента торгов, когда появляется генеральный подрядчик, до поставки лифта потребителю проходит от 12 до 15 месяцев. Таким образом, цены, по которым подписывались контракты в прошлом году, поставили подрядчиков в очень сложное положение. Риски очень сильно увеличиваются и реалии таковы, что возможны срывы контрактов. Все зависит от запаса прочности производителя, который тоже не бесконечен.

 

Варианты поддержки пока… в разработке

Получается, что каждое лифтостроительное предприятие оказалось перед решением «металлической проблемы» отнюдь не в гордом одиночестве. Словом, спасайся, кто как может?! И пытаются спастись, куда ж деваться. Тот же Мослифт, например, чтобы уменьшить рост цен, внедряет инженерные решения по снижению металлоемкости, используя новые материалы и комплектующие без потери качества произведенной продукции.

По этому же пути идут конструкторы Щербинского лифтостроительного завода. Как рассказал Антон Артемьев, гендиректор завода:

— Мы работаем над улучшением конструкции лифтов. Речь идет о том, что лифтовые стандарты существуют еще с советских времен, поэтому и оборудование недостаточно высокотехнологично. Наша разработка предполагает снизить металлоемкость конструкции лифтов на 10% в сравнении с предыдущими моделями.

Методично обивают пороги ведомственных министерств общественные организации: НЛС и «Российское лифтовое объединение», собственно и созданные для поддержки лифтовиков вот в таких сложных ситуациях. Уже при первых симптомах повышения цен они проинформировали Минстрой, Минпромторг и Фонд содействия реформированию ЖКХ о том, что рост цен на лифты неминуем.

Чтобы не допустить срыва контрактов по замене лифтов, необходимы конкретные меры подержи лифтостроительной отрасли. В качестве таковых предлагалось ввести налоговые льготы. Например, временное освобождение от НДС могло бы компенсировать потери лифтостроительных заводов, а также в перспективе стать мерой стимулирования производителей.

Еще одна вероятная мера поддержки лифтостроителей, по мнению экспертов — фиксирование стоимости металла на момент заключения контракта, что являлось бы гарантией выполнения поставщиками своих обязательств.

Ранее Минстрой России в связи с ростом цен на стройматериалы, в том числе и на металл, предложил дать региональным операторам капремонта многоквартирных домов право увеличивать цену контрактов в ходе их исполнения до 25%.

Правительство поддержало предложение Минстроя и приняло Постановление №1667 от 30.09.21 г. «Об особенностях применения Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Данное постановление позволяет заключить дополнительное соглашение к договору подряда на выполнение работ по капитальному ремонту, предусматривающее увеличение цены договора на капитальный ремонт до 25% в связи с удорожанием стоимости материалов, при соблюдении условий:

- цена подтверждена через проверку достоверности сметной стоимости и

не превышает предельную стоимость, установленную в субъекте РФ;

- цена укладывается в лимит, который региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капремонта.

Но это только часть мер, касающихся проведения капремонтов. А что же с производством лифтов? Здесь пока на уровне слухов есть информация о том, что Минпромторг приступил к проработке различных вариантов поддержки производителей металлосодержащей продукции для компенсации затрат, связанных с ростом цен на металл.

Однако информации о конкретных способах и механизмах такой компенсации в настоящее время у лифтовиков нет.

 

Константин Голин

 

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо