ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Дмитрий Зорин, НОПСМ: «Верните госконтроль за качеством строительных материалов»
15.12.2021

Дмитрий Зорин, НОПСМ: «Верните госконтроль за качеством строительных материалов»

Рост объёма фальсификата на рынке строительных материалов приобретает пугающий масштаб. О решении этой проблемы, а также об инициативе специалистов, предложивших вернуть госконтроль за качеством строительной продукции, порталу «Ради ДОМа PRO» рассказывает Дмитрий Зорин, Председатель EL-комитета ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов» (НОПСМ).

Как подсчитали эксперты, оборот продукции за год на этом «чёрном рынке» составляет сумму порядка 2 трлн рублей. В связи с этим противодействие производителям и поставщикам фальсификата необходимо осуществлять на уровне государства. Поэтому инициатива специалистов, участвовавших в общественных слушаниях в Общественной палате 29 октября 2021 г. с предложением о возвращении госконтроля за качеством строительной продукции, не только не случайна, но и своевременна.

Главная проблема, связанная с появлением некачественной продукции, - это несоблюдение производителями стандартов качества изделий, выпуск материалов, опасных для жизни. Стоимость такой продукции, как правило, ниже, отсюда возникают и другие последствия. Фальсификатчики вытесняют с рынка производителей, «играющих по правилам». В результате вынужденной конкуренции с мошенниками добросовестным производителям приходится балансировать на грани рентабельности, что ставит под угрозу дальнейшее ведение бизнеса. Более того, для потребителей эта ситуация означает появление в скором будущем огромного числа по сути аварийных объектов - жилых, промышленных, коммерческих.

Долгое время качество строительных материалов контролировал Росстандарт, однако 1 июля 2021 г. эту функцию сняли с ведомства. Таким образом, сейчас государственный контроль за качеством стройматериалов фактически отсутствует.

Противостоять производителям поддельных стройматериалов практически невозможно и в правовом поле: в законодательстве нет определения, что такое - «фальсифицированная промышленная продукция». Получается, фальсификатчики действуют почти безнаказанно. У них есть все возможности для развития, производства и торговли продукцией низкого качества, поэтому они стремительно завоёвывают большую долю рынка.

Едва ли не единственным механизмом в развернувшейся войне за качество стройматериалов является общественный контроль. Примером такой деятельности является мониторинг кабельно-проводниковой продукции, который ассоциация НОПСМ провела в 2021 году. Процедура официального отбора проб образцов изделий проходила совместно с экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в крупнейших сетевых магазинах, торгующих стройматериалами, на рынках и других торговых точках во многих российских городах: Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Мурманске и других.

При закупках выбор экспертов пал на самые популярные у населения и строительных организаций размеры кабельной продукции. Технические испытания проводились в аккредитованных лабораториях, которые проверяли изделия на соответствие конструктивным параметрам и нормам электрического сопротивления (ГОСТ 31996-2012) и соответствие требованиям пожарной безопасности (ГОСТ31565-2012).

По результатам экспертизы, больше всего нарушений качества продукции обнаружено в Уральском и Сибирском федеральных округах, где доля фальсификата достигла 77% и 68% соответственно. В Нижнем Новгороде специалисты обнаружили 39% поддельной продукции, а вот в Мурманске фальсификат не был выявлен. Это говорит о том, что в городах, где стройка идёт активно, больше спрос, выше конкуренция - в том числе, нечистоплотная, за счёт резкого снижения качества.

Основной вывод, сделанный экспертами по результатам общероссийского мониторинга кабельно-проводниковой продукции, - выпуск в обращение фальсифицированного кабеля в различных регионах России приобрёл системный характер.

По результатам проведённых в ходе проверок испытаний к продавцам поддельной продукции были поданы требования об изъятии фальсификата из оборота, а также судебные иски. К сожалению, никаких более строгих мер для производителей и поставщиков закон не предусматривает - причём это касается не только производителей кабельно-проводниковой продукции, а практически всех видов строительных материалов. Поэтому экспертное сообщество предлагает введение целого комплекса мер, ограничивающих как производство, так и продажу и последующее использование продукции. Ранее с инициативой об усилении ответственности уже выступал Общественный совет при Минстрое. В ведомство было направлено предложение - ввести административное и уголовное наказания за производство и продажу строительного фальсификата. Предполагается, что поправки будут внесены в КоАП и Уголовный кодекс.

Однако наиболее эффективный механизм, который способен в корне изменить ситуацию, - это восстановление государственного надзора за качеством строительных материалов. Без такой меры предотвратить реализацию и использование продукции, опасной для жизни, будет крайне проблематично.

Соответствующие изменения могут быть внесены в закон о техническом регулировании. Также требуется дать чёткое юридическое определение понятию «фальсифицированная промышленная продукция», запретить её продажу, проверить органы по сертификации и лаборатории на предмет выдачи документации на фальсифицированные стройматериалы, и, кроме того, ввести цифровую маркировку строительных материалов. Только в этом случае негативный процесс по росту фальсификата строительных материалов можно будет остановить.

Фото и материал: Ради дома PRO

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо