ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Китай — <br />
это наше всё!
21.06.2015
Колонка главного редактора

Китай —
это наше всё!

Китайские строительные компании все увереннее чувствуют себя в России — и не как поставщики дешевой рабочей силы, а как ключевые игроки на российском строительном рынке. Они готовы строить жилье в Бурятии и Хабаровске, мосты в Якутске и Костроме, дороги по всей России и даже высокоскоростную железную дорогу Москва — Казань.

Еще 20 лет назад в такое развитие событий верилось с трудом. Но пока наши строители утешали себя сверхвысокими прибылями и сказками о дешевой китайской рабочей силе, Китай учился строить много, быстро, качественно, по-современному. И вот теперь, обустроив у себя мосты и дороги, связав страну высокоскоростными магистралями, построив новые города-миллионники и миллиарды квадратных метров жилья, все это высокоорганизованное и профессиональное строительное сообщество готово прийти к нам. И в этом противостоянии вопрос: кто кого? — совершенно неуместен ввиду очевидности ответа. Российским строителям просто нечего противопоставить возможностям «младшего брата».

Нет, конечно, наши застройщики научились строить элитное жилье по никем не контролируемым ценам, продавать его втридорога, а потом публично или советовать малообеспеченным москвичам уезжать из столицы, если им тут жить не по карману (Леонид Казинец), или вообще всем отправиться по известному адресу, если у них нет миллиарда долларов (Сергей Полонский). Строители научились строить так, что на начальной стадии объект стоит три рубля, а на конечной — уже три тысячи. А еще можно украсть 90% выделенных на ремонт дома средств, а на остальные покрасить фасад и подмести тротуар, как это сделали умельцы в Калуге.

Чиновники, окормляющие стройкомплекс, уже за оскорбление считают откат в 10%, а среди  строителей ходит шутка, что на любой бюджетной стройке сначала украдут все, что можно, а на остатки построят объект.

Электронные аукционы, столь любимые Федеральной антимонопольной службой, раз за разом выбивали со строительного рынка профессионалов, и теперь дороги у нас строят продавцы подержанных самосвалов, а сети прокладывают компании в составе директора, секретаря и приходящего бухгалтера.

Главгосэкспертиза костьми ляжет, но не пропустит проект с использованием  инновационных материалов и технологий, а Минстрой по наследству от Минрегиона получил пакет обновленных сводов правил, но до сих пор не торопится их утверждать.

И вот во все это к нам готовы прийти китайские строительные компании. У них, несчастных, нет аукционов, за воровство и взятки чиновников могут и расстрелять, а стоимость объектов рассчитана раз и навсегда. Они могут только строить по два миллиона квадратных метров жилья в год силами не самой большой региональной компании, возводить высотные дома за 10 месяцев и нефтеперерабатывающие заводы — за два года. У них все хорошо с проектными и научно-исследовательскими строительными институтами, они вырастили миллионы квалифицированных инженеров, мастеров и рабочих, а строительная техника по мощности давным-давно оставила позади российский автопром. И самое главное, китайские строители умеют много, хорошо и сосредоточенно работать. 

Так что через пару лет оглянется «Баркли» или «Мортон»  - а китайские товарищи уже за спиной, всей своей мощью, с высокими технологиями и низкими ценами наперевес. А по построенным ими мостам и дорогам потоком хлынут квалифицированная рабочая сила, отличная техника и продукция стройиндустрии. Думаете, невозможный сценарий? Отчего же нет? Они уже в Крыму.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо