Право на жилье у граждан есть, но не в этой жизни?
6 декабря в Совете Федерации прошло совещание на тему «Вопросы определения единого оператора мероприятий государственных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан». Провел мероприятие председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. А участие в нем приняли представители Комитетов СФ, Государственной Думы, Счетной палаты РФ, профильных министерств и ведомств.
Сегодня задача по жилищному обеспечению граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, решается с помощью различных инструментов и механизмов. Например, работает программа расселения аварийного жилищного фонда, применяются такие инструменты, как предоставление жилищных сертификатов и социальных выплат, а также софинансирование региональных мероприятий посредством выделения субвенций и субсидий из федерального бюджета на приобретение жилья для граждан. И в некоторых случаях можно даже говорить об эффективности принятых мер.
Однако далеко не радужно выглядит ситуация с жилищным обеспечением детей-сирот, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В частности, на учете для получения жилья в настоящее время состоят около 290 тыс. детей-сирот. По данным замдиректора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Анастасии Аккуратовой, из них до настоящего времени не обеспечены жильем 199 442 совершеннолетних человека.
При этом регионы ежегодно получают в качестве помощи субсидию из федерального бюджета, и в 2021 г. ее размер составил 10 млрд руб. Однако субъектам сложно освоить такие средства. На 3 декабря освоение средств федеральной субсидии составляет всего лишь 67%, хотя это и больше, чем в предыдущем году – 57%.
Но отдельная проблема – жилищное обеспечение малоимущих граждан. Так, по данным Росстата, на жилищном учете в органах местного самоуправления сегодня состоит почти 2,3 млн малоимущих граждан. Однако очередь фактически не сокращается – средний срок ожидания жилья составляет 20 лет, а по некоторым категориям достигает 50 лет. При этом в Минстрое России на 1 января 2021 г. на учете состояли всего 854 тыс. семей очередников из 20 категорий граждан, а в 2020 г. свои жилищные условия улучшили более 27 тыс. семей. И общий объем необходимых средств на обеспечение всех льготников жильем на данный момент оценивается в 9 трлн руб.
По словам Андрея Шевченко, проблема жилищного обеспечения остается одной из самых острых, и сегодня назрела необходимость пересмотра основных законодательных и управленческих подходов к проблемам государственного жилищного обеспечения граждан. При этом решение задачи по унификации законодательных актов и предоставлению необходимого объема финансирования этих мероприятий возможно только на основании полных и верифицированных данных по объему накопленных и прогнозируемых федеральных, региональных и муниципальных обязательств по жилищному обеспечению граждан.
Объединить и разделить
Оказывается, как пояснила президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, в настоящий момент Жилищный кодекс разрешает человеку самому решать, какой льготной программой он хочет воспользоваться, чтобы использовать все возможности. К примеру, если сотрудник МВД живет в аварийном доме и для улучшения жилищных условий стоит в ведомственной очереди плюс у него еще есть ребенок-инвалид, то он может проходить «очередником» по пяти основаниям. Однако такое право вносит немало путаницы.
Для решения этой проблемы и внесения ясности в количество нуждающихся, чтобы реально оценить объем обязательств, в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Минстроя в 2022 г. – начале 2023 г. планируется создать единый реестр граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, т.е. они имеют право на государственную поддержку на улучшение жилищных условий.
Как рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев, соответствующий аппаратно-программный комплекс уже создан, и в настоящий момент завершается процедура его тестирования и отладки. Старт проекта планируется на начало 2023 г.
Так, работу по созданию единого цифрового реестра нуждающихся в жилье планируется провести в 2 этапа. На первом этапе будет создан единый реестр граждан, обеспечиваемых жильем в рамках реализуемой Минстроем государственной программы. Оператором информационной системы выступит ФКУ «Объединенная дирекция», подведомственная Минстрою РФ.
На втором этапе будет создана единая цифровая платформы по учету граждан, нуждающихся в жилье. Причем цифровую платформу планируется связать с другими информационными ресурсами: ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения), ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) и ресурсом Федеральной налоговой службы.
Как рассказал замминистра, сейчас уже разработан проект дорожной карты по созданию новой государственной информационной системы, который проходит процедуру согласования, и уже согласован с Минтрудом. А для завершения работы регионы до 2023 г. должны будут предоставить списки своих очередников, а Правительство РФ – разработать и утвердить дорожную карту мероприятий по этому проекту.
В результате вся на сегодняшний день разрозненная информация будет аккумулироваться в единой системе, что поможет сделать эту сферу более прозрачной и понятной, снизив вдвое бюджетные расходы на эту дорогостоящую социальную программу.
Это связано с тем, что данная мера позволит оценить общий объем требуемых ресурсов, ведь она исключит дублирующиеся данные. Помимо этого будет актуализирована информация по очередникам, уже получившим квартиры или жилищные сертификаты и пр. В результате очередь должна стать короче, а сроки ожидания жилья меньше.
Инициативу Минстроя по объединению ресурсов при обеспечении жильем нуждающихся граждан поддержала и Счетная палата РФ, и Государственная Дума, и Совет Федерации, предложив при этом создать единый орган – оператор льготных программ. Он поможет сделать процесс выдачи квартир более прозрачным и решит проблемы недостатка жилья под социальный наем.
Как заметила заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Светлана Разворотнева, безусловно, когда есть отдельная программа и оператор, прозрачности больше. При этом нужна единая категория для всех очередников, а также не только реестр очередников, но и реестр помещений.
А, по мнению аудитора Счетной палаты Натальи Труновой, идея создания унифицированного реестра очередников не только позволит минимизировать злоупотребления в этой сфере, но и создаст системный подход к жилищному обеспечению граждан с приоритетами, требованиями и оценкой принятых публичных обязательств.
О необходимости унификации механизмов помощи при обеспечении льготников жильем заявил и первый заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин. Это важно, поскольку условия предоставления поддержки отдельным категориям нуждающихся сильно разнятся – это и жилищные сертификаты, и субсидии, и субвенции, но при этом нет гармонизации в этом вопросе. Необходимо упорядочить систему предоставления жилищной помощи тем гражданам, которые могут ее получить по нескольким программам, учитывая бюджеты всех уровней. Но сегодня эти вопросы остаются пока открытыми.
С правом выбора
В целом, по мнению вице-президента НОСТРОя Аркадия Чернецкого, единый жилищный оператор должен аккумулировать информацию о нуждающихся в жилье и помочь найти нестыковки в очередях. Он должен выступать в роле концентратора информации. Также он должен стать центром методологической помощи муниципалитетам и регионам.
При этом в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо убрать критерии, которые позволяют им относиться к нескольким категориям нуждающихся. И если убрать все нестыковки, сдвоения и строения, которые там существуют, то появятся реальные цифры, от которых, может быть, и мороз по коже будет бежать не так сильно. А с точки зрения методологического центра нужно предоставить палитру возможностей, чтобы эту страшную очередь сдвинуть с мертвой точки.
С этим согласна и Надежда Косарева, предлагая предоставить весь «веер» возможностей, который удобен людям и будет менее затратным в регионах. Например, предложить людям выбор: хотят ли они 20 лет ждать квартиру в собственность или сегодня получить квартиру в некоммерческий найм, а, может быть, получить субсидию на приобретение жилья. Иными словами, дать возможность подождать пару лет, но получить какую-то более реальную жилищную поддержку, чем дождаться полностью бесплатной квартиры.
Связано это с тем, что сейчас во всей очереди льготников малоимущих насчитывается только 30%. А так как не всегда учитывается критерий дохода, людям не обязательно быть малоимущими сейчас, чтобы встать в очередь за жильем.
Ей вторит и Аркадий Чернецкий, предлагая для решения проблемы граждан, относящихся к муниципальным льготникам, уходить от модели предоставления жилья в собственность и в первую очередь начинать заниматься вопросом арендного жилья. В этом случае появится возможность по некоторым категориям проводить контроль лучше.
Но самое главное, по мнению Надежды Косаревой, нужно усилить адресную помощь и искать менее затратные для бюджета формы жилищной поддержки. Ведь у государства никогда не будет даже половины от нужных средств.
А что с ипотекой?
Как рассказал управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Алексей Ниденс, в 2021 г. мерами государственной поддержки по ипотеке воспользовались почти 550 тыс. семей, а за весь срок действия программ – более 1,135 млн семей.
Напомним, институт развития ДОМ.РФ числится оператором нескольких льготных госпрограмм для приобретения жилья с помощью ипотечного кредита. Например, до 1 июля 2022 г. граждане могут купить квартиру в новостройке, взяв кредит на сумму до 3 млн руб. по субсидированной ставке в 7% годовых.
Для семей с одним и более детьми, рожденными в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г., действует семейная ипотека по ставке не более 6%. По этой программе семьи могут рефинансировать ранее выданный кредит. А многодетным семьям предоставляется субсидия до 450 тыс. руб. на погашение части ипотеки.
Плюс для молодых семей в ДФО и участников программы «Дальневосточный гектар» действует ипотека по ставке не более 2% годовых.
При этом регионы реализуют более 300 льготных ипотечных программ, а ДОМ.РФ планирует повысить доступность таких мер поддержки для граждан за счет их стандартизации. И уже подписаны соответствующие соглашения о сотрудничестве с Ростовской, Архангельской и Белгородской областями и ведется диалог еще с 15 регионами.
Эвелина Ларсон
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.