ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Более 50% госзакупок в сфере строительства  в 2021 году признаны несостоявшимися
10.02.2022

Более 50% госзакупок в сфере строительства в 2021 году признаны несостоявшимися

Количество несостоявшихся госзакупок в 2021 году выросло, а затраты только на их проведение составили 6,5 млрд рублей. При этом самое большое количество несостоявшихся госзакупок наблюдается в сфере недвижимости, в строительстве и IT-технологиях.

Избыточные затраты госзаказчиков на проведение несостоявшихся закупочных процедур составляют около 6,5 млрд рублей в год. Об этом  заявил начальник управления конкурентной политики и методологии закупок Аналитического центра при правительстве РФ Павел Тихомиров в ходе “круглого стола”, посвященного вопросам высокой доли несостоявшихся госзакупок. Информацию о круглом столе разместил сайт «гражданский контроль государственных закупок» (gkgz.ru).

При этом в материалах АЦ отмечается, что в рамках 75% несостоявшихся закупок была подана только одна заявка. Еще 17% несостоявшихся закупок оказались именно несостоявшимися – не было подано ни одной заявки.

В топ-5 сегментов, в которых госзакупки чаще всего признаются несостоявшимися, вошли услуги в сфере недвижимости (доля несостоявшихся закупок составила 93%), услуги в области здравоохранения (67%), строительство (54%), услуги в области информационно-коммуникационных технологий (51%), продукция обрабатывающих производств (39%).

Всего, по данным АЦ, в прошлом году на долю контрактов с единственным поставщиком пришлось 62% от общего числа госзакупок. Причем немногим больше половины этих контрактов были заключены по результатам несостоявшихся закупочных процедур (32% от общего числа закупок). Оставшиеся контракты были заключены по результатам закупки у единственного поставщика (30% от общего числа закупок).

“На основе данных НИУ ВШЭ об издержках на проведение закупочных процедур подсчитали лишние затраты госзаказчиков на проведение несостоявшихся закупок, – сказал ПавелТихомиров. – В итоге получили цифру в 6,5 млрд рублей. Этих затрат можно было бы избежать, если бы госзаказчики сразу заключали контракты с единственным поставщиком, а не проводили несостоявшиеся закупки”.

Около половины этих средств (3,4 млрд рублей) эксперты АЦ отнесли к лишним затратам, которые госзаказчики могли бы сэкономить, если бы вместо проведения конкурентной процедуры сразу заключили бы контракт с единственным поставщиком (по оценке ВШЭ, затраты заказчиков на проведение одного электронного аукциона составляют около 9 тыс. рублей, а на организацию закупки у единственного поставщика тратится около 4,5 тыс. рублей).

Еще 3,1 млрд рублей госзаказчики затратили на проведение закупок, по результатам которых так и не был заключен контракт.

К числу причин высокой доли несостоявшихся госзакупок АЦ относит занижение заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, низкий уровень конкуренции, картелизацию и сговор на закупках, крупные контракты, различные административные и нормативные барьеры, создающие для потенциальных поставщиков затруднения при выходе на рынок госзакупок.

Для решения этих проблем эксперты АЦ рекомендуют использовать повышающие коэффициенты при определении цены контрактов и автоматизировать процессы ее расчета, развивать конкуренцию на рынках простой продукции, автоматизировать процессы выявления картельных сговоров, вносить информацию об участниках картелей в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), расширять применение автоматизированного контроля за действиями участников закупок и т.п.

Заместитель министра финансов России Алексей Лавров, участвовавший в круглом столе,  неоднозначно оценил рекомендации АЦ по снижению доли несостоявшихся госзакупок.

“Рекомендации АЦ – вопрос дискуссионный, – сказал Лавров. – Что можно, то уже делается (речь идет о положениях оптимизационных поправок к закону “О контрактной системе”, вступивших в силу с 1 января текущего года и направленных на упрощение и автоматизацию различных процессов в сфере закупок – прим), а каких-то новых концептуальных предложений нет”.

“Сокращение количества несостоявшихся закупок не должно быть самоцелью, – добавил Лавров. – Перевод таких закупок в закупки у единственного поставщика – не выход. По факту, все останется как было – но при этом остальные потенциальные участники закупок не получат даже шанса принять в них участие”.

Алексей Лавров подчеркнул, что текущая ситуация скорее положительная, чем отрицательная, поскольку несостоявшиеся закупочные процедуры – не незаключенные контракты. “То есть, результат есть, и заказчики получают то, что им необходимо, – сказал заместитель министра финансов. – А 30% контрактов с единственными поставщиками, заключенные по результатам несостоявшихся закупок, это контракты с квази-едпоставщиками, сложившиеся, по факту, в конкурентной среде”.


Источник: gkgz.ru.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо