Для чего сметчику BIM? И куда же BIM без сметчика?
Тему внедрения BIM в последнее время активно рассматривают со всех сторон, однако, как правило, только на первых этапах – проектирования и строительства. Но есть персоналии, без которых BIM внедрен быть не может по определению. И эти персоналии – сметчики. А о них опять забыли.
Именно о том, для чего сметчику BIM, и почему BIMу без сметчика не прожить, говорили участники вебинара «Для чего сметчику BIM?». Дискуссия получилась весьма интересной, а вебинар вырос до уровня международного диалога профессионалов, которые на протяжении многих лет занимаются вопросами ценообразования и сметного нормирования. В нем приняли участие представители именно сметного сообщества - от Калининграда до Южно-Сахалинска, и стран СНГ: Казахстан, Украина, Беларусь (более 250 заказчиков и подрядчиков онлайн и уже более 350 просмотров в записи). Среди участников как простые сметчики, так и представители проверяющих органов, зам.министры по строительству регионов, представители Главгосэкспертизы.
Максим Горинский, вице-президент Союза инженеров-сметчиков России по региональному развитию, директор ООО «Галактика ИТ», модератор и организатор вебинара «Для чего сметчику BIM?», отметил, что на уровне Минстроя и Главгосэкспертизы нет каких-либо рабочих групп, куда бы входили представители сметного сообщества, чтобы обсуждать вопросы интеграции ТИМ и смет. А ведь именно люди «снизу» двигают технологию, пока чиновники «сверху» говорят и делают громкие заявления.
Сметному делу чаще всего не обучают в ВУЗах. Поэтому хорошо, если специалисту ценообразования повезло прослушать какой-то минимальный курс и попасть на работу под крыло опытного специалиста, чтобы на практике отработать все многочисленные вопросы. Ситуация с обучением на BIM-сметчика аналогична: сейчас тоже этому никто не учит. И даже еще хуже: по сложившейся традиции про сметчика и здесь «забыли»: государство, а часто и работодатели. В обоих случаях спасают разработчики сметного ПО, которые проходят весь путь становления специалиста сметного дела вместе с ним, плечом к плечу, часто подстраховывая не только в методических и технических вопросах, но и в вопросах ценообразования, составления и проверки сметной документации. А теперь взвалили на свои плечи и BIM/ТИМ.
Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков, отметил, что сметчики уже сейчас, работая со сметной программой, предоставляя сметную документацию в структурированном виде, в т.ч. на проверку достоверности, могут считать себя ТИМ-сметчиками. За ТИМ – большое будущее, и сметчики должны участвовать на всех стадиях информационного моделирования, быть полноценными членами данной команды. Профессия сметчика всегда была весьма востребованной, а владение ТИМ повышает и конкурентоспособность, и оплату труда специалиста. Судя по тем вакансиям, которые присутствуют на рынке, можно сделать вывод, что таких специалистов сегодня можно по пальцам пересчитать.
О роли сметчика в BIM-процессах и о технологиях работы сметчика с BIM-моделями говорил и зам. директора по развитию ООО НПП «АВС-Н» Иван Воронин. По его мнению, BIM позволяет более грамотно и чётко разделить конструкции на вновь возводимые, ремонтируемые и демонтируемые. При этом в модели можно видеть сразу несколько различных состояний и даже вариантов. Но на сегодняшний день от 30 до 50% нужной для выбора сметной расценки информации напрямую отсутствует в BIM-модели. Поэтому процесс формирования сметы можно сделать автоматизированным, но полностью автоматическим – пока нельзя.
Вся информация передаётся сметчику в виде единой цифровой базы данных, которую можно представить и как 3D-картинку, и как спецификацию или ведомость. Задача сметчика заключается в том, чтобы на основе увиденной и осмысленной информации внести в модель такие свойства, чтобы смета формировалась так же, как и любая спецификация.
При этом, по мнению И. Воронина, ведомость объёмов работ должна поменять свой статус и форму. При переходе на BIM нет необходимости считать объёмы, а средства автоматизации помогают подбирать нужный вид работ. Поэтому такой документ можно уже и сегодня автоматически генерировать на основе решения сметчика. Ни в коем случае ни сметчик, ни проектировщик не должны ничего сами считать. Для этого есть встроенные функции по расчёту всех объёмов, количеств, площадей и прочего. И проектировщику, и сметчику нужно грамотно настроить все свои решения таким образом, чтобы и спецификация, и смета «вылетали» из модели при минимальном вмешательстве человека. Чтобы это получилось, нужно приложить немного усилий в начале работы с моделью, а потом, когда модель будет меняться, все данные должны обновляться автоматически.
Основной выигрыш в скорости при переходе на BIM заключается именно в отработке изменений. За счёт параметризации (взаимосвязи всех проектных решений между собой на основе параметров и свойств) изменение какого-то проектного решения влечёт за собой автоматическое изменение другого решения. Спецификации, ведомости, чертежи - всё обновляется автоматически в грамотно настроенной модели. При использовании автоматизированных средств формирования сметного раздела, например, BIM-сметы АВС, пересчёт сметы тоже становится автоматическим при внесении изменений в проект.
Унылые расчеты – не для BIM
Директор ООО НПП «АВС-Н» Владимир Изатов уверен, что BIM-сметчик понадобится всем организациям, которые участвуют в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов. При этом при переходе на информационные технологии деятельность сметчика и его функционал приобретают совсем иной смысл и содержание. Работа сметчика становится более творческой - уходит много рутины по работе с чертежами - основные объемы уже готовы. BIM-модель содержит конечное, перечислимое количество архитектурно-конструктивных элементов. Если их еще и структурировать по типам, то сметчику нужно будет только пройти по этому списку, "осметить" каждый экземпляр внутри типа, зачастую вне зависимости от его геометрических привязок.
Свойство непосредственного интегрированного взаимодействия двух программ - сметной и BIM-платформы (через программный интерфейс) позволяет сметчику в динамике скрыть "осмеченные" элементы модели или оставить только "неосмеченные", да еще в привязке к сечениям, захваткам, этажам и т.п. Это очень ускоряет работу сметчика, так как ему на блюдечке представляются "неосмеченные" или уже "осмеченные" элементы модели.
В идеале, при соответствующем ВIМ-менеджменте, направленном на использование библиотек ВIМ-элементов, да и еще со встроенными минисметами, работа сметчика вообще утрачивает рутину, связанную с подсчетом объемов работ и подбором расценок. Сметчик может начинать работу с моделью с появления в ней первого элемента, а изменения в проекте (ранее - страшный сон сметчика) его уже не беспокоят, потому что пришедшие, замененные или ушедшие элементы модели автоматически влияют на стоимость. Остается учесть условия строительства, условия производства работ и еще остается главная задача - формирование комплектной сметной документации в соответствии с требованиями заказчика.
Председатель Экспертного совета по BIM при Российской Гильдии Управляющих и Девелоперов (РГУД) Сергей Должников предложил серьезно подумать о том, что делать с ТИМ-моделью при осуществлении строительного контроля. Сейчас уже более-менее понятно, как работают с BIM-моделью проектировщики и даже строители, что они могут в нее заложить и что получить при соответствующем запросе. Однако никто не говорит о том, как оценить качество созданной BIM-модели?
«Большое количество компаний работают с этими технологиями и выпускают разного качества модели. И что делать в этом случае сметчику, производителю работ, инженеру строительного контроля? Как определить, насколько хороша модель? Получается, что мы идем в лесу из грабель, увернувшись или наступая на них», - считает С. Должников. С этим тезисом невозможно не согласиться, поскольку ни на одном публичном мероприятии вопрос именно о качестве BIM-модели не вставал никогда. Априори считается, что она хорошая. Но так ли это?
«У нас нет ни одного живого пилотного проекта, где мы могли бы увидеть весь процесс и итерации работы с моделью всех участников строительства от самого начала до конца: ценообразование, технология производства работ, авторский надзор, приемка работ, сдача в эксплуатацию и передача модели. Пока ничего прорывного в этом направлении не случилось, нам только рассказывают, как все хорошо и интересно. Методики, в которой бы были учтены все эти вопросы, так и не появилось. Минтруд выпускает различные профессиональные стандарты, например, стандарты специалистов в области ценообразования, ТИП, ГАП, в т.ч. и ТИМ. Открыв эти стандарты, мы увидим, что специалист в области ТИМ никак не связан с другими специалистами. Все слышали про независимую оценку квалификаций – как она будет проводиться в случае ТИМ-специалистов? В этом сумбуре и хаосе Минстрой должен навести порядок», - считает Сергей Должников.
При этом вопросами стыковки ценообразования и ТИМ никто не занимается – ни на технологическом, ни на нормативном, ни на компьютерном уровне. Локальных программ для ТИМ-смет разработано довольно много, но вендорам, которые разрабатывают ПО для сметчиков, связывающее BIM-модель со сметой, необходимо понимать, что процесс внедрения такого софта бесполезен без предварительного опытного (тестового) внедрения, без того, чтобы специалисты попробовали эти продукты и оценили их качество, возможности интеграции с другим ПО, в том числе отечественным и зарубежным. Разработчикам ПО необходимо уже иметь ответы на эти вопросы.
Очевидно, что специалистов, которые занимаются вопросами ценообразования и ТИМ, очень мало. Предъявлять к ним претензии, что где-то что-то плохо работает, по меньшей мере глупо – в этой части ТИМ пока вообще мало что работает. Поэтому Минстрою России нужно не отталкивать этих профессионалов, а собрать их вместе, может быть, на один объект и предоставить для обкатки проект, сроки, сметы. Это позволит понять, как работает софт, в чем и насколько его нужно дорабатывать. Нужен фактически испытательный полигон для различного рода софта.
Подводя итоги вебинара, Максим Горинский заметил, что Минстрою России все же стоит сделать шаг навстречу и объединить усилия по совершенствованию ценообразования с людьми, которые тоже в этом кое-что понимают и неравнодушны к происходящему в BIM и в сметном деле. Возможно, стоит собрать всех разработчиков для реального диалога заинтересованных сторон, решения которых напрямую влияют на всю отрасль, а заодно и ответственных лиц в различных подразделениях и ведомствах. Целесообразным также видится выпуск параллельно с новой сметно-нормативной базой ФСНБ-2022 базы данных дополнительных характеристик в электронном виде, к которым применимы сметные нормы. Очевидно же, что лучше разработчиков базы это никто не сделает.
Елена Шинкоренко
***
Редакция журнала «Строительство» благодарит редакцию телеграмм-канала «Просто о сметах» за предоставленные материалы, на основе которых была написана данная статья.
Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.