ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Общественный совет Минстроя России демонстрирует открытость и заботу об отрасли
18.02.2022
Власть

Общественный совет Минстроя России демонстрирует открытость и заботу об отрасли

Самый открытый Общественный совет отличается на фоне других своей активной деятельностью и по взаимодействию с ведомствами, и с гражданами, и СМИ

28 января состоялось отчетное заседание Общественного совета при Минстрое России за 2021 год.

 

Мероприятие прошло в онлайн-формате под председательством Сергея Степашина, участие  в нем приняли министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов и свыше 180 представителей строительной отрасли.

Открывая заседание, Сергей Степашин рассказал о главных направлениях деятельности Общественного совета в прошлом году. Так, основной упор приходился на мониторинг ситуации со строительством и ЖКХ, анализ общественного мнения в отношении проводимых в данных сферах мероприятий, экспертизу проектов нормативно-правовых актов в части компетенции Минстроя и подготовка замечаний и предложений по актуальным направлениям деятельности ведомства.

Еще в 2020 г. произошло сокращение численности Общественного совета, в результате сегодня вместо ста с лишним человек в нем состоят 32 члена, а сам Совет стал эффективной структурой. Причем вместо изначально созданных 16 комиссий сегодня существуют 18, в которых, помимо членов комиссий, принимают активное участие 506 экспертов – специалистов в различных сферах строительства и ЖКХ.

Всего за прошлый год Общественный совет и его комиссии провели 64 заседания, на которых было рассмотрено 196 вопросов и принято более 500 протокольных решений, причем большинство из них исполнено. А по двенадцати законопроектам были даны заключения.

При этом в рейтинге работы всех общественных советов федеральных органов власти Общественный совет при Минстрое России набрал 74 балла, заняв 1-е место. А Наталья Трунова в свою очередь отметила отличную работу Совета в плане открытости, который 2 года подряд лидирует среди других общественных советов. Также присутствует активная работа в социальных сетях и интернете, что сегодня особенно важно. Оказывается, Общественный совет при Минстрое – единственный, в социальных сетях которого проходят живые обсуждения проблем строительной отрасли. В результате он стал площадкой для диалога с гражданами и поиска конструктивных решений.

А по данным Владислава Гриба, у Общественного совета при Минстрое очень высокие показатели работы, в том числе в сфере медиакоммуникаций. Так, в СМИ существует свыше 6 тыс. ссылок на информацию о его работе.

 

Коротко о главном

Сергей Степашин с особой теплотой напомнил, что в феврале прошлого года был создан уникальный Детский совет при Общественном совете при Минстрое России. Да, вначале многие улыбались, но оказалось, что в его состав вошли уникальные дети с неповторимой энергетикой и предложениями. И именно они – будущее строительного комплекса.

Что касается совместной работы с Минстроем, то после заседания Сергей Степашин обещал направить в Правительство РФ замечания и предложения, касающиеся 18 рисков в сфере строительства и ЖКХ. Основные из них – недостижение целевых показателей по вводу жилья в 2023-24 гг., увеличение стоимости заемных средств, которые связаны с повышением ключевой ставки Банка России, а также незавершение в установленные сроки и срывы сроков переселения из аварийного жилья в ряде регионов. Существует также риск существенного ухудшения условий проживания граждан, которые расселяются из аварийного жилья путем выкупа аварийного жилья. Есть и риск дефицита и удорожания трудовых ресурсов, который сегодня из-за пандемии и резкого сокращения миграции живет своей жизнью. А по оценкам, из-за резкого оттока мигрантов отрасли сегодня не хватает как минимум 500 тыс. строителей. Также это и риск дефицита инженерной и транспортной инфраструктуры при строительстве, и снижение рентабельности проектов жилищного строительства в регионах с невысокой покупательской способностью, и прочие.

По каждому из рисков Общественный совет дал конкретные рекомендации и эффект от их устранения. И самое главное, что на все предложения Минстрой реагирует адекватно. Причем, как сообщил Сергей Степашин, при Экспертном совете предусматривается создание Рабочей группы по проблемам строительства и ЖКХ, в которую войдут представители Общественного совета при Минстрое.

Так, в октябре прошлого года был рассмотрен проект Стратегии строительной отрасли с прогнозом на период до 2035 г. И практически все предложения и замечания, в отличие от предыдущих, были не только рассмотрены министерством, но и учтены. Например, был доработан проект Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации. Было инициировано внесение в проект ФЗ «О внесении изменений ГрК РФ в части нулевой стадии экспертной оценки задания на проектирование», а также дополнено положение об авторском надзоре. Были внесены изменения в Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, в Правила аттестации, переаттестации на право подготовки заключений проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и многое другое.

Кроме того, в 2021 г. впервые прошло совместное заседание Общественного совета при Минстрое России и Общественного совета при Росстандарте, где обсуждалась деятельность по совершенствованию системы технического регулирования и документов по стандартизации для строительной отрасли.

 

По данным Минстроя: жизнь налаживается!

В свою очередь Ирек Файзуллин рассказал об итогах работы министерства за 2021 г. Так, в прошлом году Минстрой выполнил курируемые программы на 99,8%.

Кроме того, в 2021 г. в стране был введен рекордный объем жилья – более 90 млн кв. м. А в рамках программы стимулирования жилищного строительства реализовывалось 189 объектов инфраструктуры в 55 регионах, что позволило ввести дополнительно 5,5 млн кв. м  жилья.

Также успешно реализована программа комфортной городской среды. В частности, благоустроено около 13,5 тыс. городских территорий, из которых 5,5 тыс. – это общественные пространства и около 8 тыс. – дворовые территории.

По программе переселения людей из аварийного жилья было расселено 132,6 тыс. человек почти из 2,5 млн кв. м аварийного жилья. А по программе «Чистая вода» завершено строительство и реконструкция 259 объектов, что составляет 100% от плана.

Немаловажно, что удалось сократить обязательные требования инвестиционно-строительного цикла с 96 до 32 процедур, разработать механизмы инфраструктурного меню, а также обеспечить формирование нормативной базы федерального уровня для реализации механизмов КРТ.

Что касается новых инструментов инфраструктурного меню, то инвестиционно-бюджетные кредиты в регионы составили 500 млрд руб., которые уже отработали в лимитной части. А в конкурсной части сегодня отрабатываются вторые 500 млрд руб. на 2024-2025 гг. И это позволит подготовить новые территории.

Так, на сегодняшний день градостроительный потенциал территорий, которые ДОМ.РФ реализует вместе с Минстроем, составляет почти 240 млн кв. м. При этом, по словам министра, есть понимание по объему ввода недвижимости в 2022 г., а также виден потенциал, который формируется на 2023 г. А в рамках представления механизмов инфраструктурных облигаций в 2021 г. межведомственной комиссией при Минстрое и Правительственной комиссией штаба регионального президиума одобрено 9 проектов в 6 субъектах на 14,4 млрд руб.

Кроме того, Ирек Файзуллин отметил, что впервые под эгидой Минстроя прошел конкурс профессионального мастерства инженерно-технических работников, инициированный на площадке Общественного совета. А также была реализована идея Общественного совета по созданию Ассоциации экспертиз.

 

На одной волне с Госдумой

Своим опытом взаимодействия с Общественным советом поделился и Сергей Пахомов.

Так, за короткую зимнюю сессию Комитет подготовил 5 федеральных законов, принятых Госдумой в декабре. При этом в каждом законе на этапе законопроекта Общественный совет при Минстрое отметился своим участием. Например, были прописаны правила строительства малоэтажного жилья с включением банковских механизмов. Также определен статус многоквартирных домов и домов блокированной застройки. Был введен в законодательство по градостроительной деятельности новый правовой институт – институт незавершенных объектов капитального строительства. Плюс был предпринят ряд мер для сокращения количества обманутых дольщиков и ликвидации этой проблемы как таковой. А также введена независимая оценка квалификации специалистов строительной отрасли.

Кроме того, на площадке Комитета создано 2 экспертных совета – совет по строительству и совет по ЖКХ.

Что касается планов Комитета на будущее, то сейчас в работе находится большой перечень законодательных инициатив, в числе которых восстановление технического учета зданий, а также проблемы правового статуса апартаментов и обслуживания газового оборудования в квартирах.

Причем есть и планы, которые пока не нашли реализации в виде законопроектов, но работа над ними продолжается совместно с Минстроем. Речь идет об улучшении жилищных условий граждан, механизмах КРТ, дальнейшем сокращении и упрощении инвестиционного цикла, а также цифровизации строительной отрасли.

Как отметил Сергей Пахомов, в целом вся работа сегодня строится в максимально открытом режиме. Поэтому было бы не лишним кроме общего взаимодействия между Комитетом и Общественным советом при Минстрое выстроить регулярное взаимодействие между экспертными советами.

 

Ложка дёгтя

И все-таки у отрасли есть одна самая главная проблема. И, по мнению Валерия Фадеева, – это рост цен на жилье, вызванный удорожанием стройматериалов. В своем выступлении он сравнил цены на жилье в российских городах и зарубежных. В частности, до сих пор цены на жилье в нашем Благовещенске гораздо выше, чем в китайском городе Хэйхэ, который находится на другом берегу реки Амур и в кратчайшие сроки превратился из деревни в современный мегаполис. А, например, в американских городах можно купить большие дома за 60-100 тыс. долл.

По его мнению, нужен глубокий анализ причины роста цен и концептуальные решения, как их затормозить. Ведь, к сожалению, сегодня покупка жилья доступна нашим соотечественникам единственный раз в жизни, и то не всегда.

Кроме того, Валерий Фадеев провел параллель между ростом цен на жилье и высоким спросом на трудовых мигрантов. Он считает, что необходимо обстоятельно подойти к вопросам сворачивания программы льготной ипотеки, повышения производительности труда в строительной отрасли с минимальным потоком мигрантов и социализации детей мигрантов, занятых в отрасли. Так, по его данным, более 30% детей в российских школах – это дети мигрантов, практически не владеющих русским языком. В результате нарушаются права русских детей на образование. И для решения этих проблем необходима определенная согласованность действий федеральных министерств и ведомств.

 

В заключительной части мероприятия членам Общественного совета, экспертам и сотрудникам Минстроя были объявлены благодарности от имени председателя Общественного совета Сергея Степашина.

 

Галина Крупен

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо