ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Почему «лифтопад» неизбежен и будет продолжаться
18.02.2022
Вертикальный транспорт

Почему «лифтопад» неизбежен и будет продолжаться

Вопросы безопасности на вертикальном транспорте волнуют не только тех, кто пользуется лифтами. Особо остро стоит эта проблема в среде профессионалов лифтового комплекса

Производители подъемного оборудования, монтажники, ремонтники, электромеханики — вот те, кто знают лучше всего, почему не удается избежать аварий на лифтах.

Чья вина, чьи ошибки сопровождают падения лифтовых кабин, обрыв канатов и стопор дверей? Кто виноват в многочисленных травмах и гибели граждан в авариях лифтового транспорта?

 

Эксперты и специалисты лифтового комплекса страны действительно знают, в чем причины аварийности на лифтах. Профессионалы не скрывают того, что мешает установить безаварийную работу подъемников. Они называют причины, просят помощи. Но очень часто выходит так, что их не слышат те, от кого во многом зависит решение лифтовых проблем. Вот почему, вновь и вновь, уже 12-й год подряд 1 февраля в отраслевой праздник «День работника лифтового хозяйства» Национальный Лифтовый Союз (НЛС), силами информационно-аналитического журнала «Лифтинформ» собрал коллег, представителей властных структур и журналистов ведущих СМИ на пресс-конференцию в рамках Медиа-клуба «ЛИФТ».

В качестве спикеров от профессионального сообщества участвовали депутат Государственной Думы РФ Светлана Разворотнева, президент НЛС Виктор Тишин, гендиректор «АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров, гендиректор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО), секретарь комиссии по лифтам Общественного совета при Минстрое России Петр Харламов и гендиректор Федерации лифтовых предприятий (ФЛП) Сергей Прокофьев. Обязанности модератора встречи традиционно выполняла Светлана Мацаль, руководитель Комитета по информационной политике НЛС, главный редактор журнала «Лифтинформ».

Виктор Тишин, которого накануне заседания медиа-клуба в шестой раз избрали президентом Союза лифтовиков, сразу же задал критический тон ключевой теме заседания — безопасности использования вертикального транспорта.

 

«Средств в бюджете не предусмотрено»

Одной из главных сегодняшних проблем лифтовой отрасли президент НЛС назвал срыв сроков замены изношенных лифтов. Напомним: в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) до февраля 2025 года необходимо заменить все лифты, не соответствующие этому техрегламенту. Однако ранее этот срок не однократно изменялся. Так, еще в 2009 году Правительство РФ, утвердившее национальный Технический регламент «О безопасности лифтов» (он распространялся исключительно на территорию РФ. — Ред.) дало пять лет на замену и модернизацию лифтов, изготовленных до 1992 года, и семь лет — для лифтов, произведенных после 1992 года. То есть, в соответствие с этим регламентом, до 2015 года все лифты в РФ должны были привести в порядок.

Но буквально через пару лет был принят ТР ТС 011/2011, где срок полного избавления от технически неисправных лифтов был перенесен на 2020 год. Надо признать, что для профессионалов-лифтовиков была изначально очевидна нереальность таких сроков. Эксперты лифтового сообщества во главе со специалистами от НЛС упорно и аргументированно доказывали всем инстанциям, что срок замены до 2020-го года невыполним.

Надо отдать должное членам Совета Евразийской экономической комиссии, услышавшим российских лифтовиков и продлившим срок еще на пять лет. И вот теперь президент НЛС вновь сомневается в сроках выполнения требований регламента «Безопасность лифтов». По его словам, замена изношенного оборудования идет крайне слабо прежде всего из-за отсутствия своевременной и полноценной помощи государства в этом вопросе, а конкретно — отсутствия должного финансирования работ по замене лифтов.

Полностью поддержала беспокойство главного лифтовика страны зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Она подтвердила, что даже принятые в регионах с положительной лифтовой ситуацией программы замены лифтов, выполняются только наполовину. А в большинстве субъектов страны средств, накопленных в фондах капитального ремонта и на спецсчетах, категорически не хватает. Без поддержки государства с задачей замены лифтов отрасль не справится. Как отметила депутат, в 2020 году было все-таки выделено 750 млн рублей в помощь программам замены лифтов. Но эта сумма — капля в море и, безусловно, такая слабая поддержка ситуации не исправит и проблемы не решит.

Как заявил позже, в своем выступлении Петр Харламов, замена существующих на данный момент старых лифтов в многоквартирных домах в России обойдется в 300 млрд рублей. Элементарный арифметический подсчет даст срок полной замены лифтов только где-то лет через пару десятков. А если учесть, что ежегодно к тем 100 тысячам изношенных лифтов прибавляется по три десятка дополнительно, то вряд ли кто сегодня возьмет на себя смелость прогнозировать сроки выполнения требований серьезного международного документа по безопасности лифтов.

Приведем яркий пример того, как «решаются» лифтовые проблемы. Вспомним апрель 2012 года. В Центральном Дома журналистов проходит Медиа-клуб «ЛИФТ». На тот момент первый вице-президент НЛС Виктор Тишин представил краткий обзор состояния лифтовой отрасли. По его словам, в стране зарегистрировано 520 тысяч лифтов, из которых 150 тыс. требуют замены. При этом лифтовое хозяйство не выведено в отдельную отрасль. Соответственно в Правительстве РФ нет не только профильного министерства, но и отсутствует должный контроль. Нет даже элементарных статистических данных о количестве лифтов, как исправных, так и изношенных. Данное обстоятельство существенно затрудняет обновление лифтового парка и обеспечение безопасности при эксплуатации вертикального транспорта.

Всем понятно, что без денег ничего путного не создашь и не сохранишь. Тем более горестно слышать в речи представителя законодательной власти слова о том, что в ближайшие три года в федеральном бюджете на замену лифтов в многоквартирных домах никаких средств не предусмотрено. Правда, депутат заверила, что в рамках своей деятельности будет искать пути решения вопроса финансирования в рамках имеющихся возможностей при содействии Минпромторга, Минэкономразвития, Фонда содействия развитию ЖКХ и других ведомств.

 

Гостребования есть, госконтроля — нет!

Не менее важной и даже более неразрешимой проблемой для обеспечения безопасной эксплуатации вертикального транспорта Виктор Тишин назвал фактическое отсутствие контроля со стороны государства за выполнением требований как Техрегламента ТР ТС 011/2011, так и принятых в 2017 году Правил организации безопасного использования и содержания лифтов…

Более того, говоря об изменениях законов, он отметил, что сейчас работает «регуляторная гильотина» и, к сожалению, ряд документов по обеспечению безопасности на лифтах ликвидирован. Как, например, ликвидирован и с недавнего времени не осуществляется государственный технический надзор. Виктор Тишин выразил надежду, что государство установит надзорный орган, в том числе, для контроля за должным выполнением пунктов «Правил по лифтам». Но когда это произойдет, остается только гадать.

Тем не менее, лифтовики не сидят сложа руки и по мере сил пытаются как-то исправить ситуацию. Как рассказал в ходе обсуждения Сергей Прокофьев, в этом плане у лифтовиков сложились крепкие профессиональные отношения с Ростехнадзором. Проводятся совместные мероприятия как по предотвращению аварийных ситуаций, так и по их профилактике.

К примеру, недавно создана совместная рабочая группа по расследованию аварий на лифтах. Эта группа выявляет технические причины возникновения аварий и дает подробные рекомендации как по предотвращению подобных причин, так и по их устранению. Несомненно, деятельность этого органа будет способствовать улучшению безопасности эксплуатации подъемных механизмов.

 

Лифты — без обслуживания, компании — без специалистов…

Важность и необходимость четко поставленного контроля в процессе эксплуатации лифтов подчеркнул в ответе на вопросы журналистов Алексей Захаров. Он вспомнил трагический случай пятилетней давности — аварию в печально известном жилом комплексе «Алые Паруса», когда рухнувший лифт унес жизнь молодой женщины. Так вот, по словам вице-президента НЛС, тогда проводились массовые тотальные проверки управляющих компаний и обслуживающих предприятий. Результаты просто шокировали. Выяснилось, что порядка 10 тысяч лифтов не имели даже договоров на техобслуживание, не проходили технического освидетельствования. А сотни управляющих компаний не имели специалистов ответственных за лифтовое оборудование. Недостатков было много. И никто сегодня не даст гарантий, что ситуация, если сегодня снова провести подобного рода массовые проверки, не окажется точно такой же как пять лет назад. Подтверждением тому — последние громкие аварии на лифтах.

Увы, сегодняшняя ситуация с безопасностью лифтов оптимизма не внушает…

 

Константин ГОЛИН

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо