ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Цифровая «мозаика» к реальной цифровизации отрасли не приведет
20.02.2022
Цифровое строительство

Цифровая «мозаика» к реальной цифровизации отрасли не приведет

Несмотря ни на что до сих пор нельзя сказать, что строительная отрасль перешла на цифровые рельсы. И причин тому много

15 февраля в Совете Федерации состоялся круглый стол «Цифровизация строительной деятельности». Провел мероприятие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьмин. А участие в нем приняли сенаторы, представители профильных министерств и ведомств, АО «ДОМ.РФ», публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», органов государственной власти субъектов и строительного сообщества.

Открывая круглый стол, Дмитрий Кузьмин напомнил, что главная задача цифровизации строительной отрасли – это достижение поставленных Президентом России национальных целей по улучшению жилищных условий 5 млн семей ежегодно и увеличению жилищного строительства до 120 млн кв. м в год. И для этого необходимо сокращать сроки инвестиционно-строительного цикла и повышать производительность труда.

Сегодня переход отрасли на цифру идет полным ходом. В частности, уже реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление», одна из задач которого – внедрение системы цифрового строительства. А Правительством РФ утверждена Стратегия, определяющая основные векторы развития цифровой системы строительной отрасли и ЖКХ.

Вообще, достижение цифровизации предполагает переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной индустрии и создание цифровой вертикали градостроительных решений на базе развития государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД).

И для этого в настоящее время ведется работа по реализации Стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры», в рамках которой к 2030 г. планируется создать 100% цифровую информационную систему управления жизненным циклом развития территорий. В рамках документа разработана инициатива «Новый ритм строительства» для ускорения возведения социально значимых объектов и жилых домов путем перевода большинства процедур в электронный формат. Это позволит снизить сроки от принятия решения о строительстве до ввода объекта в эксплуатацию на 30%, а затраты на реализацию проектов строительства – на 20%.

Кроме того, в сферу строительства активно внедряются различные цифровые программы. Например, суперсервис «Цифровое строительство» помогает гражданам в строительстве индивидуальных домов, в том числе с использованием ипотеки.

С 2018 г. работает Единая информационная система жилищного строительства (ЕИСЖС) с открытым доступом для граждан к информации об объектах строительства в разрезе каждого дома, а также к проверенной информации о застройщиках. А для самих застройщиков запущена Единая цифровая платформа экспертизы (ЕЦПЭ).

Кроме того, на региональном уровне работают облачные платформы для автоматического контроля и мониторинга строительных проектов. И потенциал цифровизации строительного комплекса колоссален.

Бег с препятствиями

Однако существуют и проблемы, которые препятствуют быстрому переходу отрасли на цифру. В первую очередь речь идет о низких темпах внедрения и применения новейших информационных технологий из-за высокой стоимости специального программного обеспечения.

Так, например, по данным проведенного компанией «1С» опроса среди строителей, зарубежное программное обеспечение использует 71% компаний и лишь 19% - отечественное. Поэтому, как подчеркнул Дмитрий Кузьмин, необходимо создать пакет мер поддержки российских разработчиков, чтобы отечественное программное обеспечение постепенно пришло на замену иностранному софту.

Да и в целом проблема в сильном социально-экономическом различии регионов в части цифровой зрелости и возможности реализовывать технологии информационного моделирования. Напомним, применение ТИМ с 1 января стало обязательным для застройщиков и заказчиков, реализующих проекты, финансируемые с привлечением бюджетных средств. И цифровая трансформация нацелена на самую главную задачу – взять существующие бизнес-процессы, определить, как их можно улучшить и перейти к использованию цифровых инструментов. А самый главный инструмент – создание цифровой модели, которая отличается «живостью» на каждом этапе жизненного цикла.

По данным заместителя министра строительства и ЖКХ Константина Михайлика, сегодня более 50 субъектов начали реализацию пилотных проектов по проектированию объектов строительства с помощью ТИМ. Наибольший удельный вес у объектов образования – 30%, здравоохранения – 18%, жилых домов – 15%. А к концу 2022 г. планируется обеспечить готовность всех регионов к внедрению информационного моделирования на этапе проектирования и переход его использования на этапе строительства и эксплуатации.

Однако, как сообщил в свою очередь Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, по данным проводимого ведомством мониторинга цифровых изменений в регионах, на 1 января 2022 г. всего в 14 субъектах был разработан полный пакет нормативных документов, который позволяет исполнять постановление № 331 и объявлять конкурсы на проектирование с использованием ТИМ. Еще 24 субъекта предприняли в этом направлении какие-то шаги – одни учат заказчиков, другие читают лекции, третьи собирают застройщиков. Конечно, это нужно. Но нормативный арсенал, который идет в дополнение к федеральной базе, в регионах не сформирован. А в 47 регионах в принципе какой-то деятельности в отношении перехода на ТИМ найдено не было.

Как всегда, есть регионы-лидеры – Красноярск, Екатеринбург, Челябинск, Магадан, Новосибирская, Оренбургская, Томская области, Республика Хакасия и Камчатский край. Но в целом на территории страны ситуация с ТИМ выглядит печально.

Кроме того, из более чем 3 тыс. торгов, объявленных на проектирование в этом году, 82% в принципе в своих требованиях не содержат никакого наименования ТИМ-модели, 7% формально имеют наименование, но никакой конкретики в отношении требований не предъявляют. И всего 11% торгов, которые с января находятся в открытом доступе, в полной мере соответствуют постановлению Правительства № 331. Забавно, но многие субъекты посчитали, что если они объявили торги на проектирование в 2021 г., то требования к ТИМ-моделям можно не разрабатывать и не указывать.

Что касается применения ТИМ в рамках государственного заказа, то здесь регионы-лидеры – Москва, Московская, Калининградская, Белгородская и Тюменская области. А Красноярский край выступает показательным примером для других – там разработали специальный документ – ТИМ-мандат. Руководствуясь им, местные заказчики заключают контракты с обязательным требованием применения ТИМ со всеми необходимыми подробностями.

В результате по договоренности между НОСТРОЙ и Сибирским федеральным округом на базе Красноярска в ближайшее время будет сформирован информационный кластер по развитию ТИМ. Он позволит распространить опыт края по другим регионам и активизировать темпы перехода стройкомплекса в «цифру».

На одной волне

Другая проблема, как заметил Дмитрий Кузьмин, в том, что у многих регионов есть трудности с ведением региональных ГИСОГД, в частности, с размещением пространственных данных. Поэтому крайне важно разработать требования к структуре и форматам необходимых документов.

Так, по данным Константина Михайлика, только 35 из 85 регионов используют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. Еще 37 регионов находятся в стадии опытной эксплуатации, а оставшиеся 13 вообще не приступали к этой работе и планируют ее начать лишь в 2023 г.

Понятно, что без таких систем негде будет хранить создаваемые информационные модели и не к чему их привязывать. И эта ситуация совершенно не устраивает Минстрой. Поэтому в ближайшее время планируется ускорить работу в этом направлении, в том числе с формированием типовых требований поддержки отстающих регионов.

Что касается федеральной Единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, то ее планируется сформировать до 31 декабря 2022 г. Она будет представлять собой банк актуальных сведений в сфере градостроительства и инвестирования, позволит оказывать услуги в электронном виде, автоматизируя работу органов местного самоуправления и исполнительной власти. И как заявил Константин Михайлик, ГИСОГД планируется внедрить до конца года в 100% регионов. В худшем случае – в 85%. (Отметим в скобках, что пока даже тендер на разработку Единой ГИСОГД не состоялся по причине крайне скудного финансирования – ни один российский вендор не захотел делать эту колоссальную работу за 100 млн рублей. Поэтому говорить о внедрении ГИСОГД в 2022 году – явно избыточный оптимизм. – Ред.)

Устранить безграмотность

Кроме того, как напомнил Дмитрий Кузьмин, не стоит забывать и о формировании, и развитии «цифровой грамотности» участников градостроительной деятельности, их обучении и повышении квалификации. Так, около 300 тыс. специалистов в отрасли подлежат обучению к завершению нацпроекта «Цифровая экономика» - до 2024 г. Поэтому создание системы непрерывного отраслевого образования и повышения квалификации – это одна из первоочередных задач.

Да, в сфере ТИМ потребуется колоссальное количество образованных специалистов, однако, как сообщил Константин Михайлик, под руководством Минстроя за 2021 г. удалось обучить лишь около 6 тыс. человек. Это связано с недостаточным опытом преподавательского состава из-за новизны предмета. Хотя в конечном итоге предпринятые шаги позволят быстро наращивать это число и создать систему непрерывной подготовки кадров.

Есть и прорыв: в прошлом году на базе МГСУ был организован консорциум вузов с программами, ориентированными на государственных заказчиков, проектантов, на тех, кто работает на земле. Все программы различаются по продолжительности и глубине погружения. А в консорциум входят региональные и средние профессиональные учреждения, что позволяет на разных уровнях создавать разные наполнения учебных программ.

Как уточнил Антон Глушков, сегодня консорциумом вузов одобрено 77 программ, однако подготовить 300 тыс. специалистов – крайне сложно реализуемая мера. Даже учитывая, что в этом году количество выпускников из вузов должно составить около 40 тыс. человек, но далеко не все они придут на стройки и далеко не все владеют ТИМ. При этом не стоит забывать, что качество подготовки разное, а большое количество образовательных учреждений в этой ситуации попросту пытаются заработать. Поэтому нужен реестр образовательных программ, который позволил бы проводить их аккредитацию на базе консорциума строительных вузов.

Как единый организм

В целом, по словам Антона Глушкова, желание строительного комплекса принимать изменения и использовать ТИМ крайне низкое. Поэтому необходимо перейти от цифровых образов к реальному движению электронных документов и пропагандировать нормы как эффективные меры. Это связано с тем, что сейчас строительной отраслью нововведения воспринимаются как дополнительная административная нагрузка и барьеры. И строительный бизнес ни о каком снижении затрат и упрощении процедур речи не ведет.

В свою очередь заместитель председателя Комитета Торгово-промышленная палата РФ по предпринимательству в сфере строительства Кирилл Холопик заметил, что даже если в каком-то из направлений отрасли произойдет глобальный цифровой прорыв, то сказать, что удалось добиться цифровизации всей строительной отрасли, не получится. Потому что самый важный момент – это перевод абсолютно всех процедур в градостроительной деятельности в электронный формат. Не части, а абсолютно всех. Бумаги вообще не должно быть на столах. И если в ходе инвестиционного процесса хоть одна процедура останется в бумажном виде, то значит, переход в цифровизацию не произошел. И прорыв в ТИМ не решает этого основного вопроса.

Другой нюанс в том, что сегодня существует много различных систем, где застройщику нужно открывать свой личный кабинет и проходить определенные процедуры, чтобы подавать заявления. И таких кабинетов у одного застройщика может быть до 20-ти. Но в рамках цифровизации у крупного застройщика должна быть своя информационная система, из которой он будет направлять заявления в различные организации. Сегодня только Росреестр смог убрать этот запрет в законе, хотя в целом он непонятен.

В результате, как заявляют застройщики, меньше всего трудностей они испытывают при работе с Росреестром, что говорит о его современном подходе, автоматизации и цифровизации. Также минимальное количество сложностей возникает и с работой в ЕИСЖС.

Поэтому необходимо вернуться к рассмотрению цифровизации отрасли в большом объеме, а не фрагментарно.

А, по мнению Дмитрия Кузьмина, не стоит забывать и о создании прозрачной и достоверной системы оценки стоимости строительных материалов, позволяющей сократить, в том числе длительность процедур экспертизы. Кроме того, требуется ускорить создание цифровой вертикали органов государственного строительного надзора.

Предстоит и большая работа по созданию нормативной базы в сфере цифровизации строительства, созданию и интеграции информационных систем, увеличению производительности труда, повышению квалификации специалистов как государственных органов, так и самих застройщиков, поставщиков. А также нужно наладить информационное взаимодействие между всеми участниками строительной отрасли на всех этапах жизненного цикла объектов.

По итогам заседания приняты рекомендации в адрес Правительства РФ, профильных министерств и ведомств.

Эвелина Ларсон

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо