ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Неприступная Арктика нуждается в жилье и благоустройстве
03.04.2022
Развитие регионов

Неприступная Арктика нуждается в жилье и благоустройстве

Может ли российская Арктика стать такой же благоустроенной, как норвежская или финская?

Жители холодного и труднодоступного региона, как и все, хотят иметь красивые и развитые города, с комфортной инфраструктурой. Некоторым уже выпал счастливый случай, но для большинства это пока мечты.

 

2 марта в Торгово-промышленной палате в рамках VII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» («Арктика-2022») прошел круглый стол: «Комфортная городская среда в условиях Крайнего Севера и Заполярья». Модератором мероприятия выступил Координатор НОСТРОЙ по ДФО Айхал Габышев, который напомнил об Арктике как огромнейшем потенциале экономического роста России.

Так, утвержденная Стратегия развития Арктической зоны до 2035 г. позволит повысить качество жизни населения, ускорить экономическое развитие территорий, защитить национальные интересы и традиционный образ жизни малочисленных народов, повысить охрану окружающей среды и осуществить взаимовыгодное международное сотрудничество на территории мировой Арктики. Для этого сегодня исполняется утвержденный Правительством РФ Единый план реализации основ государственной политики и Стратегии развития Арктической зоны РФ на период до 2035 г. И основной акцент Единого плана сделан на повышении качества жизни людей в Арктике. Причем, по мнению Айхала Габышева, один из ключевых факторов, как и инвестиционной привлекательности арктических территорий, - это формирование комфортной городской среды.

Население Арктической зоны России на 1 января 2021 г. достигло 2,6 млн человек, причем в российской Арктике проживает около половины жителей мировой Арктики. И у нас она самая урбанизированная, где сконцентрировано 78,9% населения. Так, в пяти городах и на окружающих их территориях проживает 38% населения Арктики или более 2 млн человек – это Архангельск с 600 тыс. жителей, Мурманск – 458 тыс., Анкоридж – 369 тыс., Оулу – 358 тыс. и Рейкьявик – 268 тыс. А Архангельск вместе с Северодвинском и Новодвинском образует крупнейшую в мировой Арктике городскую агломерацию. И только в России есть уникальный опыт строительства городов в абсолютно неблагоприятных природных условиях для жизни населения.

 

Шанс на благоустройство

Тем не менее, в соответствии с Индексом качества городской среды в 2020 г. благоприятными были признаны почти половина арктических городов – 20 из 44. И максимальную оценку в 228 баллов получил  г. Полярный Мурманской области. А самыми неблагоприятными оказались Верхоянск и Среднеколымск Республики Саха (Якутия), набравшие 116 и 118 баллов соответственно.

Вместе с тем, по данным рейтингового агентства РИА Рейтинг, среди регионов с территориями, относящимися к Арктической зоне, наиболее высокую позицию – 15-е место среди 85 субъектов занимает Ямало-Ненецкий АО. Лишь на 38 месте расположилась Мурманская область, на 44-м – Красноярский край. Остальные арктические регионы: Чукотский АО, Республики Коми, Саха (Якутия), Карелия, Архангельская область и Ненецкий АО заняли соответственно 59, 65, 70, 71, 72 и 73 места.

В целом, как рассказала Главный архитектор Саха (Якутия) Ирина Алексеева, благодаря Всероссийскому конкурсу лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в Республику за 4 года удалось привлечь 305 млн руб. И для малых городов это значительная сумма.

Так, в центре Олекминска был реализован проект по синхронизации становления объектов культурного наследия. Оказалось, что можно делать интересные общественные пространства в самых отдаленных регионах Республики. Второй проект – по благоустройству городского парка в г. Нюрба с населением меньше 10 тыс. чел. И сегодня это одна из лучших практик в Республике, где применены все принципы проектирования и строительства на Севере. В зимнее время при -50 град. невозможно проводить время в парках, но этот проект показывает, что общественное пространство может быть круглогодичным даже в самых сложных климатических условиях.

Третий проект – благоустройство набережной в г. Покровск. Построены 2 павильона, в результате впервые в городе появились современные кафе, где люди ежедневно проводят время. Причем многие годы недооценивалось, что город стоит на реке, но теперь жители стали любить свой город еще больше.

Следующий проект – Арктика. Да, 6 городов региона находятся на самой низкой планке по индексу качества городской среды. Но, благодаря проведенной в рамках проекта работе, индекс качества городов Верхоянск и Среднеколымск по итогам 2021 г. должен выйти на новый уровень. Так, в Верхоянске проживает всего 1095 человек, и победа в конкурсе позволила привлечь 45 млн руб., благодаря чему был построен парк «YhYЙЭЭН». Пятый проект – в г. Среднеколымск, который получил 50 млн руб. на благоустройство комплекса «Колымское подворье». Благодаря работе молодых архитекторов, люди хотят оставаться в своих городах, к ним приезжают туристы – сегодня самый холодный город стал точкой развития туризма.

Самое главное во всех проектах – экономическая эффективность. Не секрет, что на Севере огромные проблемы, удорожание, сложная логистика, недостаточно квалифицированных специалистов и подрядных организаций, муниципальных работников, которые понимают суть работы общественных пространств. И сегодня понятно, что в ближайшее время удорожание материалов возрастет в разы, и придется ориентироваться только на российских производителей.

Чтобы легче было реализовывать такие проекты, Ирина Алексеева советует создавать муниципальные автономные учреждения. Однако для реализации проектов по 44-ФЗ не всегда приходят добросовестные подрядчики, и это остро ощущается именно в таких отдаленных регионах, особенно при дальнейшей эксплуатации. На этих территориях важно понимать, как будет работать пространство, а не просто создать интересный проект. Также должна быть самобытность и уникальность проектов, чтобы города преобразовывались с сохранением исторических основ.

Изначально вопросам комфортной городской среды в регионе уделялось мало внимания, и в конце 2018 г. было создано Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики, а в начале 2019 г. – Центр компетенций по вопросам городской среды Республики – LETO YAKUTIA. И название связано с тем, что комфорт у всех жителей ассоциируется именно с жарким летом. Самая главная задача Центра – обучить всех участников, как создавать комфортную городскую среду, для чего в том числе активно перенимаются практики и из других регионов. Например, в течение трех лет молодые архитекторы Якутии участвовали в образовательной программе «Архитекторы РФ», а также принимали участие в фестивалях градостроительства и архитектуры, стараясь привнести в жизнь Республики новые тренды, подходы и принципы проектирования.

 

Как сдержать отток народа?

То, что многие арктические города менее благоприятны, чем другие российские города, подтверждает и продолжающийся отток населения с этой территории. Причем ему способствуют действующие программы переселения из аварийного жилья. Из-за высокой себестоимости строительства жилья в арктических территориях становится популярным расселение методом выплат возмещения за изымаемое жилое помещение. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, из общего количества заключенных контрактов доля контрактов с выплатой возмещения в Среднеколымском районе Якутии составила 97,3%, в Абыйском и Аллаиховском районах Якутии – 85,3% и 86,1% соответственно, в Лоухском районе Республики Карелия – 50%.

В таких районах и регионах доля строительства нового жилья по программам переселения отсутствует или крайне минимальна, есть районы, где реализация программ вообще не начата. И только в Ненецком и Чукотском АО расселяемым гражданам предоставляется жилье в новых построенных и строящихся домах, а выплаты возмещения за изымаемое жилье отсутствуют.

Кроме того, во всех районах Республики Саха (Якутия) предельная стоимость строительства 1 кв. м каменного жилья намного превышает значения в Якутске. А в некоторых арктических районах изменение предельной стоимости строительства за 2019-2021 гг. носит отрицательное значение, не имея реального основания для этого. К примеру, в с. Батагай-Алыта утверждение необоснованных нормативов предельной стоимости строительства привело к тому, что застройщики не принимают участия в госконтрактах.

В результате сегодня в рамках Единого плана разработан Дизайн-код арктических поселений, запущена онлайн-платформа «Библиотека практик развития и благоустройства среды арктических поселений», а Минвостокразвития России проводит конкурс лучших практик развития и цифровизации городской среды, благоустройства общественных и дворовых пространств в Арктической зоне.

Об основных пилотных проектах развития опорных населенных пунктов на территории Арктической зоны рассказала руководитель отдела проектов регионального развития Информационно-аналитического центра Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Ольга Ивлиева. Речь идет о комплексном развитии города Норильска, по которому на 120 млрд руб. заключено четырехстороннее соглашение. Другой проект затрагивает ЗАТО в Мурманской области, основными задачами которого было развитие социальной инфраструктуры в пос. Никель Печенгского района и улучшение жилищных условий военных и их семей.

Кроме того, Центр сейчас ведет разработку Стандарта развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых пространств арктических поселений. Ожидается, что он будет готов к концу года, а сейчас уже можно пользоваться Дизайн-кодом арктических поселений – комплексом документов, регулирующих внешний облик городской среды, и «Арктической библиотекой» - онлайн-платформой, которая содержит российские и зарубежные подходы, опыт работы с городской и поселенческой средой арктических и северных территорий.

Чтобы находить и поддерживать выдающиеся практики, Центр организует конкурсы лучших проектов. Так, в прошлом году впервые прошел Федеральный конкурс лучших практик развития и цифровизации городской среды, который теперь станет ежегодным. Победителей выбирали в двух номинациях – «Лучшие общественные пространства» и «Лучшие практики в сфере цифровизации транспорта». И через несколько дней будут подведены итоги.

Другое мероприятие – Открытый конкурс на архитектурно-планировочную концепцию площадки накопления отходов на придомовой территории в арктических регионах. Было важно продумать площадку, которая будет функционировать в условиях Арктики, ведь зачастую бывает просто сложно вынести мусор или его увезти.

Все проекты организуются с упором на аналитику и научные обоснования, потому что в Арктике наиболее продуктивный – это комплексный подход. Для этого была проведена работа по разработке Перечня опорных населенных пунктов Арктики как новых субъектов управления и нового подхода к пространственному развитию. Для того чтобы понять, зачем вообще нужны арктические города, был предложен перечень опорности населенных пунктов по разным категориям, на основе которого в дальнейшем продолжится работа по разработке мер поддержки каждой группы этих населенных пунктов. Так, было проанализировано 275 городов арктической зоны по 57 показателям, в результате выявлены не только их климатические особенности, но и сложная транспортная доступность, узкий рынок сбыта продукции и сфера их деятельности по отраслям. И это подкашивает экономическое существование арктических городов, а изучение городской среды, особенно связанной с федеральным финансированием, сталкивается с большими проблемами.

 

Было бы из чего строить

Конечно, говоря о строительстве и создании комфортной городской среды в арктических регионах, сразу встает вопрос – из чего же строить в условиях крайне низких температур и сильных ветровых нагрузок?

Так, директор ООО «Проектное бюро Аргос» ГК «Эвриал» Георгий Коршунов рассказал о технологии «Гибкий сэндвич», позволяющей вводить здания со снижением стоимости. Этот недавно запатентованный материал – аналог металлического сэндвича, в котором 2 слоя металла были заменены на ткань ПВХ. В результате у материала появились преимущества в высокой скорости монтажа. Кроме того, гибкий сэндвич на 20% дешевле, чем металлический, а для зданий не требуется прогонная система и фундамент глубокого залегания, что дает экономию в 25% на строительную часть здания. Технология разработана для применения в условиях низких температур, а здания могут быть адаптированы под использование солнечных батарей, что особенно актуально в условиях Крайнего Севера.

О преимуществах стального строительства в северных регионах в своем выступлении рассказал председатель Совета директоров ООО «LSC Baltic Group» Дионис Смирнов. Речь идет о конструкциях из теплой стали, для которой не требуется тяжелая техника – подойдут и мини-краны. На объект железнодорожным транспортом в контейнерах поставляются полностью готовые конструкции. А введенные в эксплуатацию жилые дома обладают высокой теплоэффективностью даже при температурах до -70 град. Кроме того, они выдерживают высокие ветровые нагрузки до 65 м/с. Другой неоспоримый плюс – быстрая скорость возведения – жилые дома в 5-6 этажей и выше появляются за 5 мес. И аналогов такой технологии в России нет.

Сегодня строительная отрасль в Арктике возрождается. Однако реализуемых проектов недостаточно, чтобы переломить негативные тенденции. Конечно, строительная деятельность здесь требует больших усилий, времени, знаний, опыта и затрат. Поэтому Арктика остается не самой привлекательной территорией для ведения строительного бизнеса, для которого были бы не лишними механизмы поддержки.

А чтобы люди чаще делали выбор в пользу жизни в арктических городах, необходимо качественно улучшить имеющуюся там среду, в первую очередь – пространственную, т.е. городскую. В каждом населенном пункте должны быть разработаны принципы и направления их развития, основанные на необходимости нового строительства качественного жилья, социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

В завершении своего выступления Айхал Габышев озвучил ряд предложений, среди которых повышение нормативов стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилья, используемых для реализации программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Арктической зоны. Также необходимо внедрение механизмов поддержки проектных и строительных организаций, реализующих проекты в Арктике. И, наконец, строительство новых школ по принципу «не ребенок за школой, а школа – за ребенком».

 

Галина Крупен

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо