ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Долгострой - Политехнический музей - нужно передавать под контроль Минстроя России
12.05.2022

Долгострой - Политехнический музей - нужно передавать под контроль Минстроя России

Счетная палата России проанализировала причины затянувшейся реконструкции и реставрации Политехнического музея. Работы стартовали в 2013 году, и с тех пор срок их окончания неоднократно переносился. Как показала проверка, к концу 2021 года работы были выполнены чуть более, чем на половину.

 «Изначально сдать работы предполагалось в 2016 году, но тогда уровень технической готовности составлял 34%. Затем, в 2018 году, показатель был ниже в связи с пересмотром проектно-сметной документации. Следующий срок был назначен на 2020 год, но строительная готовность составила всего 37,5%. И очередной – 2021 год – тоже сорван (51%). Теперь срок ввода – 2025 год», – заявил на Коллегии Счетной палаты аудитор Сергей Штогрин. Он пояснил, что к настоящему моменту можно говорить о серьезном прогрессе в реконструкции.

 «Сейчас на объекте в основном завершены все общестроительные работы, проведены усиления всех конструкций. Идут работы, связанные с прокладкой коммуникаций, реставрационными работами, отделочными работами, то есть свет в конце тоннеля наконец-то виден».

Однако наметившийся прогресс не отменяет срыва сроков и последовавших за этим проблем. Среди причин столь значительного отставания в реконструкции музея Счетная палата отметила нехватку рабочих на объекте. По словам аудитора, во время проверки на месте работ находилось в полтора-два раза меньше строителей, чем предусмотрено проектом. А у специалистов, задействованных в реставрации, преимущественно не было необходимых лицензий и аттестаций. Также установлены существенные недостатки строительного контроля за ходом работ на объекте. Это свидетельствует о ненадлежащем контроле, который ведет сам Политехнический музей.

Повлияли на сроки и постоянные изменения проектно-сметной документации, которая за время реконструкции корректировалась четыре раза. Все изменения успешно прошли государственную экспертизу, включая заключения о достоверности определения сметной стоимости.

«До 2020 года сметная стоимость постоянно росла. Основная причина увеличения – это то, что ненадлежащим образом был первоначально обследован объект. Пришлось капитальным образом усиливать фундамент всего здания. С 2013 года по настоящее время сметная стоимость выросла почти в два раза: с 9,9 млрд до 18,2 млрд рублей», – пояснил аудитор.

Указанная сумма в условиях растущих цен на стройматериалы может оказаться неокончательной и понадобятся дополнительные вливания бюджетных средств. Уже сейчас, по мнению Счетной палаты, предусмотренной в федеральном бюджете на 2022-2024 годы суммы не хватит на завершение реконструкции Политехнического музея. Дополнительно может потребоваться свыше 2,6 млрд рублей.

Среди негативных эффектов от затягивания сроков выполнения работ контрольное ведомство также отметило рост дебиторской задолженности и значительный объем неотработанного аванса.

 «По итогам 2021 года основной контракт оплачен полностью в объеме 10,7 млрд рублей. При этом работ принято на 5,4 млрд рублей, генподрядчиком не отработаны 5,3 млрд рублей. Срок контракта продлен до первого июля текущего года. Складывается нестандартная ситуация: был выплачен большой аванс и практически денег теперь заказчик подрядчику не должен. С учетом того, что аванс до сих пор не отработан, мы предлагаем Росфинмониторингу проверить, как были использованы выданные в соответствии с контрактом авансы», - заявил Штогрин.

В проверку вошло еще одно направление – создание новой музейной экспозиции, которую планируется разместить в здании Музея после завершения реконструкции. Из-за недостатков планирования в распоряжении Политехнического музея находятся значительные остатки неиспользованных средств, а часть денег пошла на текущие расходы.

«Объем средств на создание новой музейной экспозиции в цифровом формате составил 2,5 млрд рублей. Ассигнования выделялись не в форме субсидии на конкретные цели, а на выполнение госзадания. Поэтому музей мог ими вполне свободно распоряжаться и часть средств (около 7 млн рублей) от экспозиции были отвлечены на текущие расходы. Начальная максимальная цена контракта на создание музейной экспозиции определялась некорректно – на основании запросов у организаций, которые такими работами вообще никогда не занимались», – пояснил аудитор.

Счетная палата предлагает направить неиспользованный остаток средств на создание новой экспозиции, поручить строительный контроль Минстрою или его подведам, а контроль за выполнением музеем полномочий госзаказчика – Министерству культуры с периодическим (раз в полгода) докладом в Счетную палату вплоть до введения объекта в эксплуатацию. Кроме того, целесообразно перевести здание музея в статус объекта культурного наследия федерального значения.

Само здание – это объект культурного наследия регионального значения, внутри которого находится объект культурного наследия федерального значения. Нужно привести все к единому знаменателю, чтобы это был объект культурного значения федерального значения.

Присутствовавшие на Коллегии представители Минкультуры и Политехнического музея с выводами Счетной палаты согласились. «Мы выделили и отметили для себя все обозначенные слабые места. Принимаем все те рекомендации, которые нам дает Счетная палата. В настоящее время начинаем уже над ними работать», – сказал заместитель министра культуры Владимир Осинцев.

Также о готовности работать по указанным СП направлениям заявила директор Политехнического музея Елена Проничева: «Работа по замечаниям, сделанным нашими коллегами из Счетной палаты, идет. На сегодняшний день проводится большая работа по разделению этапности ввода в эксплуатацию объекта. Мы представили на совместном с Счетной палатой совещании план более детального контроля за генеральным подрядчиком с точки зрения сдачи работ».

Источник: Счетная палата

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо