ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Придется ли на сотый этаж взбегать пешком?
22.05.2022
Вертикальный транспорт

Придется ли на сотый этаж взбегать пешком?

В ближайшем будущем импортные лифты придется менять на отечественные

Лифтовое сообщество обеспокоено создавшейся в отрасли обстановкой, в связи с санкциями западных стран. Компании, отказавшиеся работать в России, такие как ОТИС, КОНЕ, ШИНДЛЕР, ТИССЕНКРУП и другие, поставляли нам скоростные лифты для бизнес-центров, элитных жилых комплексов и высотных зданий.

 

Таких подъемников в стране не делает ни один завод. Ситуация затронула не только лифтовиков. Что делать теперь с высотным строительством? Где взять скоростные лифты для небоскребов?

 

Китайская заграница нам поможет?

Да, в Китае сегодня лифтов больше, чем во всей Европе вместе взятой. Да, лифтостроительные фирмы поднебесной удивляют и поражают мировое лифтовое сообщество своими интересными наработками. В том числе и в области высотных зданий. Конечно же, в случае полного отказа европейских лифтостроителей работать с нами, тропку в Китай нужно расширять до широкого автобана, да побыстрее.

Но это по заказам на будущее. А сегодня гораздо острее стоит вопрос обслуживания имеющихся скоростных лифтов. Ведь многие комплектующие современного лифта не вечны. Лебедки, канаты, шкивы, ловители и т.д. Все это периодически требует ремонта и замены. А запасных оригинальных частей не будет.

Конечно, по мнению экспертов, подобрать китайский аналог можно, но поставить его на импортный лифт нельзя. Нужно эту запчасть соответствующим образом сертифицировать. А для этого нужно время, причем не месяц-другой, а года 3—4. Столько же, а может и того больше понадобится и для освоения отечественного производства подобных комплектующих.

Это — проблемы, касающиеся высотных зданий. Просматривая новостные ленты, натыкаешься порой на заверения местных чиновников, отвечающих за замену лифтов, мол у нас все нормально, мы импортными лифтами не пользуемся. Только отечественными. Многие из них не задумываются, а чаще просто не знают, что в лифтах российского и белорусского производства есть тоже оригинальные комплектующие иностранного производства, которые наша промышленность еще не умеет делать. Те же частотные преобразователи, которые позволяют плавно регулировать старт, начало движения, ускорение, замедление и точность остановки лифта. Даже современные лебедки, качественные канаты, долговечные бесшумные подшипники — уже головная боль.

 

Что думают лифтовые эксперты?

12 мая состоялось экстренное совещание Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министрое России. Оно прошло с участием более 30 лифтовых экспертов от Национального Лифтового Союза (НЛС), представителей сервисных и лифтостроительных предприятий. Одним из поводов срочного созыва отраслевых специалистов стало письмо Александра Козлова, председателя комиссии Московской городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению в адрес Сергея Степашина, председателя Общественного совета при Минстрое РФ, при котором и действует комиссия по лифтам.

В письме депутат высказал серьезную озабоченность создавшимся в лифтовой отрасли положением и предложил реализовать несколько мероприятий для устранения возникших сложностей.

Основное сообщение по проблеме импортозамещения и возможности замены оригинальных комплектующих и запасных частей в лифтах произведенных иностранными компаниями сделал Сергей Чернышов, руководитель комиссии по лифтам. Он, в частности, привел интересные цифры, основываясь на статистике от НЛС (государственной статистики по лифтам у нас просто нет) по производству и поставке отечественных и импортных лифтов в Россию с 2011 года.

Всего за этот период в России было смонтировано и введено в эксплуатацию 433688 лифтов, из которых 64262 — импортные (не включая произведенные в Республике Беларусь).

Основными производителями и поставщиками лифтового оборудования в Россию являются такие компании как KONE (Финляндия), OTIS (США), Kleemann (Греция), SCHINDLER (Швейцария — ЕС), ThyssenKrupp Elevator (Германия), SIGMA ELEVATOR (Южная Корея). Несколько производителей из Китая (Shanghai, Mitsubishi, Canny, SJEC, Shenyang), Турции и Болгарии.

По скромным подсчетам, импортные лифты ежедневно обеспечивают жизнедеятельность и обслуживают в жилищном фонде, административных зданиях, больницах порядка 20 миллионов человек. Кроме того, и отечественные заводы (количество их лифтов около 300 тысяч), и белорусский завод Могилевлифтмаш (ОАО «МЛМ»), поставляющий более 73 тысяч лифтов, в производстве подъемников используют импортные компоненты и комплектующие.

Выходит, что проблема поставок самих лифтов и запасных частей для их сервисного обслуживания имеет гораздо более широкое значение, нежели кажется на первый взгляд.

 

Был белым, станет серым!

Одним из реальных предложений по решению проблемы, по словам Сергея Чернышова, должно стать внимательное изучение возможности поставки необходимого оборудования по параллельному импорту.

«Параллельный импорт» — это ввоз товаров в страну без разрешения правообладателей. «Параллельный» — потому что идет параллельно поставкам официальных дистрибуторов или дилеров.

Такие товары называют «серыми». Они обладают всеми лицензиями, сертификатами, легально ввозятся на территорию страны и декларируются на таможне. Единственное, что отличает такой товар от «белого» — это отсутствие разрешения производителя или правообладателя. Раньше это было запрещено и наказывалось, а теперь ответственность снята. В конце марта 2022 года Михаил Мишустин подписал постановление о разрешении ввоза импортных товаров на территорию России без согласия правообладателей.

Один из вариантов осуществления параллельного импорта возможен при содействии Евразийского экономического союза, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Прозвучали предложения обратиться в Минпромторг с просьбой дать конкретные разъяснения по возможности использования параллельного импорта. Затем в кратчайшие сроки обратиться в Комиссию ЕАЭС с подобным предложением и конкретно обсудить детали.

Третье — предложить российским заводам изготовителям и Млгилевлифтмашу публично, на сайтах заводов, сформулировать подходы к технической эксплуатации лифтов с указанием возможных замен импортных компонентов на аналоги, с указанием возможных производителей или поставщиков этих компонентов.

 

Менять импортное шило на импортное мыло? Свое надо делать!

На совещании прозвучала и информация от конкретных производителей лифтов.

В частности, Вадим Комаров, директор по инженерной поддержке, кодам и стандартам компании ОТИС (Россия) заверил, что компания в настоящее время не принимает новых заказов на изготовление лифтов. А что касается поставок подъемников по ранее заключенным контрактам, то все они будут выполнены в полном объеме. Все лифты, находящиеся на обслуживании у компании ОТИС, будут обслуживаться в соответствии с заключенными договорами. Однако Вадим Комаров предупредил, что нужно понимать изменившиеся условия и приготовиться к более длительным срокам поставки запчастей и к их удорожанию.

Генеральный директор лифтового завода МЭЛ Руслан Родиков считает, что нужно как можно быстрее налаживать производство отечественных запчастей, а не уповать на китайских производителей или «серый» импорт. В противном случае, по его словам, мы будем всегда зависеть от иностранных компаний.

Свое мнение по обсуждаемому вопросу высказали представитель ОАО «Мослифт» Алексей Баранов, председатель технического комитета по стандартизации ТК-209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» Лев Вольф-Троп, директор по развитию Щербинского лифтостроительного завода Алексей Виндюков, генеральный директор АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров, гендиректор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов и многие другие.

Президент НЛС Виктор Тишин сообщил, что сегодня в стране насчитывается около 240 предприятий, поставляющих лифтовую продукцию на внутренний рынок. А обслуживают действующие подъемники почти 1800 сервисных лифтовых организаций. Разумеется, в одиночку каждая из этих компаний не будет иметь возможности донести свои соображения и предложения до структур, принимающих конкретные решения. Поэтому он предложил создать структуру, которая будет непосредственно заниматься обобщением и регулированием имеющихся предложений лифтовиков и контактировать в этих вопросах с властью.

— Поскольку данная проблема затрагивает государственные интересы, то и соответствующая структура должна быть образована с государственным участием и, разумеется, с государственным финансированием,  — предложил Виктор Тишин.

Со стороны минстроевской комиссии по лифтам Петр Харламов заверил присутствующих в том, что в кратчайшие сроки все предложения лифтовых экспертов будут сформулированы и отправлены в соответствующие структуры власти РФ для изучения, анализа и принятия конкретных решений в оказании помощи лифтовой отрасли.

 

Константин ГОЛИН

 

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо