ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Кирпичное производство: глина-то — наша. А оборудование?...
22.05.2022
Строительные материалы

Кирпичное производство: глина-то — наша. А оборудование?...

Что нужно предпринять, чтобы не остановилось производство керамических строительных материалов?

Нынешняя непростая экономическая ситуация сказывается на работе всех составляющих строительной отрасли. Как она отражается на предприятиях, производящих керамические стройматериалы? Что происходит с кирпичными заводами и каково сегодня положение дел в этой отрасли?

Эти и другие вопросы мы задали директору Ассоциации производителей керамических стройматериалов (АПКСМ) Владиславу Геращенко.

— Позитивным для нашей отрасли является то, что сырье, из которого мы производим керамические стройматериалы — отечественное. А другая сторона медали — это оборудование, на котором мы работаем. Оно практически все европейское. И проблема уже сегодня обозначается в том, что не понятна ситуация с запасными частями и расходными материалами для этого оборудования. Тут и транспортная составляющая — Запад наложил запрет на заход в европейские порты наших кораблей, и политическая —европейцы опасаются вторичных санкций, если будут продавать нам запчасти. Кроме того, возникли проблемы и с проведением платежей — наши банки отключили от западных. Плюс — все европейцы хотят стопроцентную предоплату, в то время как гарантировать выполнение заказов сегодня нельзя.

Однако нужно отметить, что пока какой-то экстренной ситуации с модернизацией оборудования нет.

— Какой выход из сложившегося положения можно найти?

— Мы рассматривали несколько вариантов решения этой проблемы. Одно из возможных решений — работать через Казахстан. Там есть компании, которые готовы нам в этом помочь.

Но при этом сильно удлиняется логистика. Тут возможны два пути. Первый — сухопутный. Машины с казахстанской регистрацией будут ездить в европейские страны, чтобы забирать оттуда продукцию. Но пока не было реального применения этой схемы и трудно сказать, как это будет реально работать.

Второй путь — морской. Он более дорогой, более тяжелый, поскольку нужно будет отправляться из Гамбурга, идти в Черное море, в порт Батуми. Там перегружать оборудование либо на железнодорожный, либо на автомобильный транспорт. Далее — перевозка в Баку, до Каспия. Там — снова перегрузка — с сухопутного транспорта на морской, на баржу и — в Актау, Казахстан. Затем — снова перегрузка на автомобили или на железную дорогу.

— А что в первую очередь производители керамики могут закупать у европейцев? Какие-то запчасти?

— Да, запчасти. О новом оборудовании, о строительстве новых линий речи вообще не идет. Если говорить о расходниках, то это, к примеру, вальцы. Они быстро выходят из строя. Их надо закупать в Испании, Италии, Франции, Германии и доставлять оттуда. Или вот, к примеру, коллеги сообщили, что у них экскаватор, который подает глину, вышел из строя. Он испанский, запчасти для него там нужно заказывать…

— А что, те же самые вальцы — вместо испанских — у нас делать не могут?

— Вообще-то могут. Сейчас идут переговоры с Кушвинским заводом прокатных валков (это 200 км от Екатеринбурга). Мы там берем валки для вальцев. В свое время  (с 2008 по 2010 годы) мы вели переговоры по поводу того, чтобы сделать на этом заводе опытные вальцы. И они были готовы. Но вопрос в том, что из-за нескольких вальцев они «заморачиваться» не хотели — надо было делать конструкторские разработки, перестраивать все линии и т.д. «Закажите достаточное количество, тогда будем это делать», говорили они. Но наши коллеги тогда сказали: «Да ну их, не будем морочиться, проще купить в Европе». На этом все и закончилось.

—  Тогда сейчас самое время отвернуться от Запада и посмотреть на Восток, не так ли?

— С Китаем тоже не все понятно. Они люди дипломатичные, никогда не отказывают, вроде на все согласны. Но все это тонет в переговорах… Есть даже шутка такая: «Если вам тазик поставить — то пожалуйста, а если линию для производства тазиков — то подождите…» И это «подождите» может длиться бесконечно, плюс — во многих китайских компаниях учредители — европейцы. И они опасаются по поводу того, чтобы не попасть под вторичные санкции. Такая «игра» может затягиваться на неопределенное время. Тем не менее отказов нет. И поставок тоже нет.

— Иначе говоря, рассчитывать нужно прежде всего на себя?

— В идеале — да. Поэтому параллельно занимаемся проработками наших вариантов. В частности, про вальцы я сказал. Можно было бы на Кушвинском заводе прокатных валков это сделать.

Плюс — надо конкретно решить вопрос с производством собственного оборудования для кирпичных заводов. И есть, на кого опереться. Например, в Омске живет Виктор Феликсович Шлегель. Много лет назад он создал стопроцентно отечественный кирпичный завод, на основе собственных конструкторских разработок. Он разработал полностью всю чертежную документацию. И экспериментальный завод у него в Омске работал.

Мы ездили туда на экскурсию, смотрели. Но, к сожалению, ни одного завода в России он не продал. Однако оборудование — те же вальцы, молотилки, дробилки — они делают на сегодняшний день.

Пытались помочь ему, чтобы через Минпромторг он получил какие-то гранты, инвестиции на импортозамещение… Но, к сожалению, он не проучил ничего. Все утонуло в бумажных коридорах.

— Но сегодня самое время вернуться к реальному импортозамещению. Есть возможности получить для этого проекта какие-то гранты или другую помощь, чтобы довести дело до конца?

— Трудно сказать. Он еще тогда, что называется, махнул рукой на все это. Не мальчик, все-таки, чтобы ломиться в бюрократические двери. К тому же команду, которая над этим проектом работала, он распустил.

— По поводу самой этой разработки — завод был спроектирован и выполнен на современном уровне или это ремейк какой-то старой советской версии кирпичного завода?

— Раньше, в советское время, Виктор Феликсович был главным инженером на заводе, выпускающем оборудование для кирпичной промышленности. Поэтому он основывался на советских наработках. И многие говорили, что этот завод не сравнить с иностранным. Возможно, в том числе и из-за этого все это отошло на задний план. Ведь тогда купить завод за границей было проще, чем делать что-то свое.

— Однако теперь ведь придется конструировать свои заводы, чтобы снова не попасть в зависимость от зарубежных поставщиков, пусть и не западных, а, скажем, восточных или каких-нибудь южных? Сможем?

— Полагаю, вполне! Ведь все мы знаем, что российские люди изобретательны и найдут выход из любого положения. В конце концов, мы и до зарубежных технологий не один век строили на Руси кирпичные здания.

— Что ж, будем надеяться. А каково положение на отечественном рынке кирпича в целом?

— Кирпича по-прежнему не хватает, а цены, в зависимости от ситуации в стране, подрастают. Тут сказывается и инфляция, и другие составляющие, которые влияют на рынок.

— Ситуации, когда кирпича начнут производить больше, чем сейчас, в ближайшее время не предвидится!

— Нет. Новых заводов, как я уже сказал, никто не строит, а многие старые закрылись, когда спрос на кирпич и, соответственно, цены резко упали. При этом окупаемость заводов с 5—8 лет повысилась до 10 лет. Последнее было связано с резким скачком курса евро в 2014 году. Вкладываться в строительство новых заводов при такой окупаемости никто не хотел. В итоге произошло резкое сокращение мощностей. С 2014 по 2020 год более полусотни предприятий из отрасли исчезли — какие-то обанкротились, какие-то были проданы на металлолом.

— Какие проблемы, помимо названных, отрасли керамических стройматериалов нужно сегодня решать?

— Одна из проблем, появившаяся в новых экономических условиях, это ситуация с диоксидами и триоксидами марганца. Это натуральные пигменты, которые дают возможность выпускать коричневый кирпич, кирпич цвета кофе с молоком и т.д. До сих пор мы поставляли оксиды марганца из-за границы. Сегодня они резко подорожали из-за изменения логистики, из-за курса доллара, который не так давно резко рванул вверх.

— А у нас такие месторождения есть?

— У нас они есть. Но чтобы эти марганцевые руды добавлять, их нужно определенным образом обработать. Например, в Англии есть завод, который получает марганец из ЮАР и перерабатывает его. Туда добавляются различные компоненты, делают соответствующую шихту и т.д. На выходе получают присадку, которая дает стабильные цвета.

У нас же этим никто не занимался и не занимается. Мы несколько лет назад ездили в Англию, смотрели этот завод. Наши люди поглядели, им все понравилось и на этом вопрос был закрыт. То есть у нас подобный завод строить не стали. Покупали и продолжаем покупать там.

Но это не самая серьезная проблема для отрасли. Если рынок вдруг останется без коричневого кирпича, это не страшно. Кроме того, у нас прошел ряд испытаний, когда в процессе смешивания нескольких глин из разных отечественных карьеров получили кирпич коричневого цвета без применения оксидов марганца.

Что касается других проблем, для нас сейчас самое важное, чтобы Минпромторг помог решить в правительстве те вопросы, которые были ранее поставлены. Прежде всего это касается отнесения наших предприятий к первой категории по воздействию на окружающую среду (попросили исключить нас из этого перечня, мы говорим об этом уже семь лет).

Второе — чтобы решили вопрос с ограничением нагрузки на ось в 12 тонн, т.е. чтобы мы не возили в 20-тонной машине всего 12 тонн кирпича. Это крайне нерентабельно и влияет на повышение цены. Раз уж выпускаются машины грузоподъемностью 20 тонн, то и возить они должны именно такой тоннаж.

Но пока все это, что называется, висит в воздухе — т.е. вопросы поставлены, но так и не решены практически. Они, как говорят банкиры, находятся «в межкорреспондентском пространстве».

Однако сейчас, в связи с изменившейся ситуацией, появилась надежда, что эти вопросы будут, наконец-то, решены.

— Будем надеяться! Спасибо за беседу!

Беседовал Михаил ЗИБОРОВ

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо