Кирпичное производство: глина-то — наша. А оборудование?...
Нынешняя непростая экономическая ситуация сказывается на работе всех составляющих строительной отрасли. Как она отражается на предприятиях, производящих керамические стройматериалы? Что происходит с кирпичными заводами и каково сегодня положение дел в этой отрасли?
Эти и другие вопросы мы задали директору Ассоциации производителей керамических стройматериалов (АПКСМ) Владиславу Геращенко.
— Позитивным для нашей отрасли является то, что сырье, из которого мы производим керамические стройматериалы — отечественное. А другая сторона медали — это оборудование, на котором мы работаем. Оно практически все европейское. И проблема уже сегодня обозначается в том, что не понятна ситуация с запасными частями и расходными материалами для этого оборудования. Тут и транспортная составляющая — Запад наложил запрет на заход в европейские порты наших кораблей, и политическая —европейцы опасаются вторичных санкций, если будут продавать нам запчасти. Кроме того, возникли проблемы и с проведением платежей — наши банки отключили от западных. Плюс — все европейцы хотят стопроцентную предоплату, в то время как гарантировать выполнение заказов сегодня нельзя.
Однако нужно отметить, что пока какой-то экстренной ситуации с модернизацией оборудования нет.
— Какой выход из сложившегося положения можно найти?
— Мы рассматривали несколько вариантов решения этой проблемы. Одно из возможных решений — работать через Казахстан. Там есть компании, которые готовы нам в этом помочь.
Но при этом сильно удлиняется логистика. Тут возможны два пути. Первый — сухопутный. Машины с казахстанской регистрацией будут ездить в европейские страны, чтобы забирать оттуда продукцию. Но пока не было реального применения этой схемы и трудно сказать, как это будет реально работать.
Второй путь — морской. Он более дорогой, более тяжелый, поскольку нужно будет отправляться из Гамбурга, идти в Черное море, в порт Батуми. Там перегружать оборудование либо на железнодорожный, либо на автомобильный транспорт. Далее — перевозка в Баку, до Каспия. Там — снова перегрузка — с сухопутного транспорта на морской, на баржу и — в Актау, Казахстан. Затем — снова перегрузка на автомобили или на железную дорогу.
— А что в первую очередь производители керамики могут закупать у европейцев? Какие-то запчасти?
— Да, запчасти. О новом оборудовании, о строительстве новых линий речи вообще не идет. Если говорить о расходниках, то это, к примеру, вальцы. Они быстро выходят из строя. Их надо закупать в Испании, Италии, Франции, Германии и доставлять оттуда. Или вот, к примеру, коллеги сообщили, что у них экскаватор, который подает глину, вышел из строя. Он испанский, запчасти для него там нужно заказывать…
— А что, те же самые вальцы — вместо испанских — у нас делать не могут?
— Вообще-то могут. Сейчас идут переговоры с Кушвинским заводом прокатных валков (это 200 км от Екатеринбурга). Мы там берем валки для вальцев. В свое время (с 2008 по 2010 годы) мы вели переговоры по поводу того, чтобы сделать на этом заводе опытные вальцы. И они были готовы. Но вопрос в том, что из-за нескольких вальцев они «заморачиваться» не хотели — надо было делать конструкторские разработки, перестраивать все линии и т.д. «Закажите достаточное количество, тогда будем это делать», говорили они. Но наши коллеги тогда сказали: «Да ну их, не будем морочиться, проще купить в Европе». На этом все и закончилось.
— Тогда сейчас самое время отвернуться от Запада и посмотреть на Восток, не так ли?
— С Китаем тоже не все понятно. Они люди дипломатичные, никогда не отказывают, вроде на все согласны. Но все это тонет в переговорах… Есть даже шутка такая: «Если вам тазик поставить — то пожалуйста, а если линию для производства тазиков — то подождите…» И это «подождите» может длиться бесконечно, плюс — во многих китайских компаниях учредители — европейцы. И они опасаются по поводу того, чтобы не попасть под вторичные санкции. Такая «игра» может затягиваться на неопределенное время. Тем не менее отказов нет. И поставок тоже нет.
— Иначе говоря, рассчитывать нужно прежде всего на себя?
— В идеале — да. Поэтому параллельно занимаемся проработками наших вариантов. В частности, про вальцы я сказал. Можно было бы на Кушвинском заводе прокатных валков это сделать.
Плюс — надо конкретно решить вопрос с производством собственного оборудования для кирпичных заводов. И есть, на кого опереться. Например, в Омске живет Виктор Феликсович Шлегель. Много лет назад он создал стопроцентно отечественный кирпичный завод, на основе собственных конструкторских разработок. Он разработал полностью всю чертежную документацию. И экспериментальный завод у него в Омске работал.
Мы ездили туда на экскурсию, смотрели. Но, к сожалению, ни одного завода в России он не продал. Однако оборудование — те же вальцы, молотилки, дробилки — они делают на сегодняшний день.
Пытались помочь ему, чтобы через Минпромторг он получил какие-то гранты, инвестиции на импортозамещение… Но, к сожалению, он не проучил ничего. Все утонуло в бумажных коридорах.
— Но сегодня самое время вернуться к реальному импортозамещению. Есть возможности получить для этого проекта какие-то гранты или другую помощь, чтобы довести дело до конца?
— Трудно сказать. Он еще тогда, что называется, махнул рукой на все это. Не мальчик, все-таки, чтобы ломиться в бюрократические двери. К тому же команду, которая над этим проектом работала, он распустил.
— По поводу самой этой разработки — завод был спроектирован и выполнен на современном уровне или это ремейк какой-то старой советской версии кирпичного завода?
— Раньше, в советское время, Виктор Феликсович был главным инженером на заводе, выпускающем оборудование для кирпичной промышленности. Поэтому он основывался на советских наработках. И многие говорили, что этот завод не сравнить с иностранным. Возможно, в том числе и из-за этого все это отошло на задний план. Ведь тогда купить завод за границей было проще, чем делать что-то свое.
— Однако теперь ведь придется конструировать свои заводы, чтобы снова не попасть в зависимость от зарубежных поставщиков, пусть и не западных, а, скажем, восточных или каких-нибудь южных? Сможем?
— Полагаю, вполне! Ведь все мы знаем, что российские люди изобретательны и найдут выход из любого положения. В конце концов, мы и до зарубежных технологий не один век строили на Руси кирпичные здания.
— Что ж, будем надеяться. А каково положение на отечественном рынке кирпича в целом?
— Кирпича по-прежнему не хватает, а цены, в зависимости от ситуации в стране, подрастают. Тут сказывается и инфляция, и другие составляющие, которые влияют на рынок.
— Ситуации, когда кирпича начнут производить больше, чем сейчас, в ближайшее время не предвидится!
— Нет. Новых заводов, как я уже сказал, никто не строит, а многие старые закрылись, когда спрос на кирпич и, соответственно, цены резко упали. При этом окупаемость заводов с 5—8 лет повысилась до 10 лет. Последнее было связано с резким скачком курса евро в 2014 году. Вкладываться в строительство новых заводов при такой окупаемости никто не хотел. В итоге произошло резкое сокращение мощностей. С 2014 по 2020 год более полусотни предприятий из отрасли исчезли — какие-то обанкротились, какие-то были проданы на металлолом.
— Какие проблемы, помимо названных, отрасли керамических стройматериалов нужно сегодня решать?
— Одна из проблем, появившаяся в новых экономических условиях, это ситуация с диоксидами и триоксидами марганца. Это натуральные пигменты, которые дают возможность выпускать коричневый кирпич, кирпич цвета кофе с молоком и т.д. До сих пор мы поставляли оксиды марганца из-за границы. Сегодня они резко подорожали из-за изменения логистики, из-за курса доллара, который не так давно резко рванул вверх.
— А у нас такие месторождения есть?
— У нас они есть. Но чтобы эти марганцевые руды добавлять, их нужно определенным образом обработать. Например, в Англии есть завод, который получает марганец из ЮАР и перерабатывает его. Туда добавляются различные компоненты, делают соответствующую шихту и т.д. На выходе получают присадку, которая дает стабильные цвета.
У нас же этим никто не занимался и не занимается. Мы несколько лет назад ездили в Англию, смотрели этот завод. Наши люди поглядели, им все понравилось и на этом вопрос был закрыт. То есть у нас подобный завод строить не стали. Покупали и продолжаем покупать там.
Но это не самая серьезная проблема для отрасли. Если рынок вдруг останется без коричневого кирпича, это не страшно. Кроме того, у нас прошел ряд испытаний, когда в процессе смешивания нескольких глин из разных отечественных карьеров получили кирпич коричневого цвета без применения оксидов марганца.
Что касается других проблем, для нас сейчас самое важное, чтобы Минпромторг помог решить в правительстве те вопросы, которые были ранее поставлены. Прежде всего это касается отнесения наших предприятий к первой категории по воздействию на окружающую среду (попросили исключить нас из этого перечня, мы говорим об этом уже семь лет).
Второе — чтобы решили вопрос с ограничением нагрузки на ось в 12 тонн, т.е. чтобы мы не возили в 20-тонной машине всего 12 тонн кирпича. Это крайне нерентабельно и влияет на повышение цены. Раз уж выпускаются машины грузоподъемностью 20 тонн, то и возить они должны именно такой тоннаж.
Но пока все это, что называется, висит в воздухе — т.е. вопросы поставлены, но так и не решены практически. Они, как говорят банкиры, находятся «в межкорреспондентском пространстве».
Однако сейчас, в связи с изменившейся ситуацией, появилась надежда, что эти вопросы будут, наконец-то, решены.
— Будем надеяться! Спасибо за беседу!
Беседовал Михаил ЗИБОРОВ
Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.