ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Где готовить кадры и как их удержать на стройке?
21.06.2022

Где готовить кадры и как их удержать на стройке?

21 июня 2022 года в Красноярске в рамках Красноярского градостроительного форума «Развитие строительной отрасли Российской Федерации» состоялся круглый стол «Внедрение практико-ориентированного целевого обучения в области строительства», организованный Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ).

В круглом столе приняли участие ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, проректор НИУ МГСУ Вера Галишникова, директор ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж» Ольга Халепо, руководитель проекта по ПОА ГК «Росатом» Ольга Павлова, представители ВУЗов Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура», отраслевых колледжей и техникумов и крупных работодателей – МКПАО «ОК РУСАЛ», ГК «Росатом», ГК «ПИК», ГК «Главстрой», АО «ИНТЕКО», а также представители НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Модератором круглого стола выступила руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ Наталья Желанова.

Сам круглый стол состоял из двух блоков: «Внедрение целевого обучения в области строительства (высшее и среднее образование) и «Привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы на предприятия строительной отрасли».

Открывая дискуссию в рамках первой темы круглого стола, Наталья Желанова отметила, что в строительной отрасли есть существенная проблема с кадрами, которая связана с двумя моментами: недостаточное количество обучающихся и неспособность удержать специалистов в отрасли. Особенно это касается представителей рабочих специальностей после окончания средних профессиональных учебных заведений. Такая текучесть кадров связана с довольно низкими зарплатами в отрасли и некомфортными условиями труда, а также с отсутствием престижа профессии «строитель». С другой стороны, работодатели жалуются на оторванность учебных программ от реалий строительного процесса – специалистов приходится переучивать под потребности конкретного работодателя. Выход – вернуть целевое обучение, когда студенты будут поступать не просто для получения специальности, а понимать перспективы, в какой компании по окончании колледжа или вуза они будут работать. Это перспективно и выгодно для всех сторон.

Наталья Желанова напомнила, что на стратегической сессии в Великом Новгороде было принято решение о создании Консорциума средних профессиональных учебных заведений по типу Консорциума вузов, чтобы обеспечить непрерывное качественное образование студентов. А развитие целевого образования возможно только при плотной работе с конкретными, как правило, крупными работодателями, поэтому вторая стратегическая сессия, состоявшаяся уже в МГСУ, была посвящена именно контактам учебных заведений с работодателями. Очевидно, что такие встречи необходимо продолжать.

Ольга Халепо подробно остановилась на внедрении целевого обучения в колледжах  в целях подготовки кадров для строительной отрасли. Она подчеркнула, что сегодня выросли объемы строительства, и поэтому проблема количества выпускников, выходящих из учебных заведений, также обострилась. При этом студенты не хотят идти на стройки хотя бы потому, что на производственной практике их дальше функционала разнорабочего с лопатой и ведром не допускают – существуют определенные требования по охране труда, да и работодатели не спешат заниматься практикантами. И этим сразу отбивается охота у выпускников идти на стройку.

Второй аспект – отсутствие запроса от работодателей, а третье – работодатели не хотят брать выпускников без опыта работы. Одно из решений – развитие целевого обучения в рамках профессионалитета. Однако профессионалитет привязан к региональной составляющей, а крупные работодатели находятся в разных регионах. Поэтому имеет смысл профессионалитет в области строительства не привязывать к конкретным регионам, а распространить на всю страну.

При этом целевая подготовка – наиболее перспективный для работодателей способ получения высокопрофессиональных кадров с конкретными навыками. Она ведется на основании договора с работодателем и может идти как в рамках среднего профессионального  образования с гарантией стипендии, оплаты проживания, производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускника, так и ДПО. В рамках дополнительного образования специалист фактически проходит повышение квалификации по конкретной специальности строго под заказ работодателя. В целевом обучении для работодателей гораздо больше плюсов, чем минусов – фактически они за свои деньги гарантированно получают квалифицированных специалистов и могут выстраивать долгосрочные планы кадрового развития компании. Хотя, конечно, работодатели в этой ситуации должны будут взять на себя помощь колледжу по предоставлению материально-технической базы и расходных материалов. Но долгосрочное сотрудничество все эти проблемы нивелирует.

По мнению работодателей, целевое обучение по рабочим специальностям интересно именно как краткосрочные курсы для строителей, чтобы получить специалиста через 2-3 месяца под заказ конкретной компании. Кроме того, строительные компании рассчитывают на помощь в наборе таких групп: их формирование должно происходить не только за счет сотрудников предприятий, но и набора новых людей.

Если же говорить о высшем образовании, то, по словам Павла Акимова, проект практикоориентированных программ уже пытались  внедрить в вузах, но постепенно по разным причинам он сходит на нет. Что касается целевого обучения, то для вузов есть целевой набор студентов, в том числе, по заказу работодателя – это отдельный конкурс, отдельные баллы, приоритетное зачисление в вуз, а также гарантированные практики и трудоустройство. Однако это очень хлопотный процесс, и за каждого целевого студента приходится отчитываться. При этом МГСУ вводит проектное обучение на базе модульной структуры, куда можно включить отдельные модули по заказу работодателя. А развитию дополнительного профессионального образования может послужить введение независимой оценки квалификации – и МГСУ вместе с НОСТРОЙ сейчас выстраивают как образовательную часть, так и систему сдачи экзаменов по НОК.

Вера Галишникова  рассказала о мероприятиях, которые МГСУ предпринял для того, чтобы выстроить плодотворные отношения с работодателями. Работа идет в рамках магистратуры совместно с крупными корпорациями. При этом университет актуализирует свои программы в соответствии с профессиональными стандартами, а также вводит блоки дисциплин под заказ работодателя – таким образом, студенты получают дополнительные профессиональные квалификации, например, в области технологий информационного моделирования. Также по согласованию с работодателями может быть выстроена целая линейка дисциплин – от пяти до восьми, в рамках которой студенты получают уникальное образование и гарантированное трудоустройство в ведущих компаниях отрасли. Выгода для компаний – не нужно переучивать пришедших молодых специалистов под конкретные требования компании.

В качестве еще одного примера плодотворного сотрудничества В.Галишникова  привела проект «Школа заказчика объектов капитального строительства», который университет реализовал совместно с НОСТРОЙ. Уже сотни специалистов прошли обучение по этой программе, и она пользуется значительной популярностью.

Об опыте создания системы взаимодействия «Студент-ВУЗ-ГК «Росатом» на базе МГСУ рассказала Ольга Павлова, руководитель проекта по ПОА ГК «Росатом». В 2012 году было подписано соглашение между «Росатомом» и МГСУ о создании корпоративной кафедры, и здесь велась подготовка специалистов по всем необходимым направлениям. Также шла разработка дополнительных профессиональных программ, мероприятий по популяризации строительных профессий. В 2020 году кафедра была преобразована в Институт инжиниринга и строительства объектов атомной энергетики. За эти годы обучение на кафедре и в Институте прошло более 2000 человек. В последние годы принято решение об увеличении целевого обучения студентов – в этом году уже есть запросы от предприятий «Росатома» на обучение 50 студентов, и в ближайшее время среди абитуриентов будет проведен соответствующий отбор и заключение договоров.

В рамках дискуссии на тему «Привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы на предприятия строительной отрасли» участники круглого стола обсудили организацию подготовки иностранных граждан по строительным профессиям и специальностям в соответствии с требованиями российских работодателей. Наталья Желанова напомнила, что в стройке есть позиции, которые полностью закрываются иностранной рабочей силой, в том числе, разнорабочие, каменщики и бетонщики. Однако квалификация иностранных рабочих оставляет желать лучшего – почти 50% несчастных случаев на стройках связана именно с трудовым мигрантами и их уровнем подготовки.

Заместитель генерального директора Центра долевого строительства (ЦДС) Елена Савицкая подтвердила, что очень много иностранцев, которые приезжают, не имеют должной квалификации, и подняла вопрос о возможности проведения их аттестации на базе колледжей или российской системы образования и повышения квалификации.

Наталья Желанова также рассказала, что сейчас НОСТРОЙ активно развивает образовательный проект с Республикой Узбекистан с тем, чтобы подготовка рабочих кадров для стройки велась на территории этого государства по российским программам, и там же поводилась оценка квалификации этих работников. Все трудовые мигранты, въезжающие для работы на стройках России, должны иметь соответствующие профессиональные навыки. Для этого сформированы и переведены на узбекский язык оценочные средства по 31 специальности, а оценка квалификации будет идти на основе прокторинга, без возможности фальсификации результатов. Сегодня в пилотном проекте участвует ряд крупных компаний, которые могут сами приехать и отобрать себе строителей. Но у небольших компаний такой возможности нет -  а значит, там уровень подготовки иностранных кадров будет довольно низкий, что совершенно неправильно.

НОСТРОЙ в рамках пилотной программы проехал по узбекским моноцентрам и попытался проверить уровень квалификации потенциальных строителей, основанный на разработанных требованиях. Оказалось, что из 10 преподавателей моноцентров только 2-3 смогли пройти оценку квалификации по самым низким требованиям – что уж говорить о рабочих! Поэтому необходимо сначала в соответствии с российскими стандартами внедрить программы подготовки и переподготовки преподавателей и работников, а уж потом внедрять оценку квалификации. И, кроме того, Узбекистан готов принимать и оплачивать работу российских преподавателей, которые будут готовить рабочих строительных специальностей для строек России.

При этом очень много будет зависеть именно от работодателей – они должны быть заинтересованы в том, чтобы иностранные строители обладали необходимыми навыками, а не набирали на стройки всех мигрантов, которые только смогли приехать в страну. Наталья Желанова пригласила работодателей поехать вместе с преподавателями в Узбекистан, чтобы оценить и базу, и учебные программы, и возможности подготовки строителей в узбекских моноцентрах. Кроме того, очень важно, чтобы все трудовые мигранты владели русским языком, причем на уровне специальных терминов – а с этим сейчас просто беда. Поэтому пилотный проект НОСТРОЙ, который сегодня начинает работать, постепенно разрастется практически в национальную программу подготовки трудовых мигрантов для российских строек.

Елена Шинкоренко

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо