ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Выставка СТТ вернулась в российскую гавань. И весьма удачно
25.06.2022
Выставки

Выставка СТТ вернулась в российскую гавань. И весьма удачно

На выставке «Строительная техника и технологии» показали лучшее, что есть у наc и у соседей. И стало понятно, что она обретает второе дыхание.

Полный аншлаг!

Нынешняя выставка СТТ состоялась уже в 22-й раз. Последние шесть лет она входила в состав группы Bauma NETWORK. Но совсем недавно Bauma ушла из нашей страны. Выставка «Строительная техника и технологии» снова стала российской. И это был как бы ее дебют в новом качестве. На наш взгляд, очень удачный.

Выставку посетили делегации трех федеральных министерств — промышленности и торговли, транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Федерального агентства по недропользованию, Департамента строительства Москвы и других государственных и региональных структур.

Участвовали в выставке, кроме России, семь стран, в том числе Италия. Это была единственная западноевропейская страна, чьи компании приехали в Москву.

Работали два национальных павильона — Турции и Китая. Делегация Турции оказалась самой представительной за последние семь лет — включала 16 компаний. Они представили разнообразный спектр экспонатов — от асфальтобетонных заводов до лифтов. Как и в прошлом году, специальным гостем первого дня выставки стал чрезвычайный и полномочный посол Турецкой Республики в РФ Мехмет Самсар.

Общее число участников мероприятия сократилось по сравнению с прошлым годом с 343 до 288. Не могло не сказаться отсутствие европейских компаний. Тем более, что отказались они от поездки в последний момент. А вот общая площадь экспозиции выросла.

Выросло также число посетителей — по данным организаторов, на 30%. Но это было заметно и без статистики. В конце последнего дня никто не спешил расходиться. Когда-то выставка захватывала и субботу. Но потом из-за снижения интереса к ней стала закрываться в пятницу. А теперь создалось впечатление, что люди бы с удовольствием пришли и в субботу. Такое впечатление, посетителям выставка интереснее, чем участникам.

На уличной экспозиции играли скрипачи и виолончелисты, создавая атмосферу праздника. И даже выступала воздушная гимнастка.

 

От мини до макси — и все из Китая

Как всегда, на СТТ была широко представлена дорожно-строительная техника. Размещались она в большинстве своем в уличной экспозиции.

Техника от выставки к выставке становится все мощнее. Растет мощность двигателей машин, грузоподъемность, увеличивается объем ковшей и т.д. Одновременно появляется все больше малогабаритных моделей. Помнится, в предпандемийном году японцы впервые привезли мини-экскаватор — в одном экземпляре. Сомневались, заинтересуется ли им кто-нибудь. Теперь же мини-экскаваторы, погрузчики и прочие «мини» стояли рядами. Строители быстро оценили достоинства и возможности малогабаритных моделей.

Среди дорожно-строительной техники преобладали китайские образцы. Их представляли российские дистрибьютеры. В Китае по-прежнему действуют пандемийные ограничения, в связи с чем выезд из страны затруднен. На выставке присутствовали только те китайские специалисты, которые постоянно живут в России.

Самые просторные стенды — по 1500 кв. м — занимали компании LiuGong и XCMG. Крупный китайский производитель XCMG представлял 28 образов техники различных типов: краны, буровые установки, экскаваторы и др. Традиционно основу экспозиции LiuGong составили фронтальные погрузчики и гусеничные экскаваторы. И была показана новинка — погрузчик с пятитонным ковшом, работающий на газе. Газ дает меньше вредных выбросов в атмосферу.

Компания «SANY» превзошла по разнообразию предъявленной техники, похоже, всех своих коллег. На стенде стояли фронтальные и телескопические погрузчики, автогрейдеры, грунтовые катки, автобетононасосы, асфальтоукладчики с шириной укладки от 6 до 12 метров… Был представлен даже асфальтобетонный завод. Кстати, он используется на строительстве трассы М-12 «Москва — Казань». Не ко всем образцам получалось подойти с первого раза — желающих познакомиться с ними было предостаточно.

В центре стенда возвышался экскаватор SY125OH с объемом ковша до 8 кубометров.

— В прошлом году в России купили более 400 таких машин, — сказал менеджер Чжан Жуй.

Но экскаватор продолжает постоянно совершенствоваться и вызывает интерес у специалистов. Один из посетителей изучал гусеницы, для чего улегся на землю рядом с ними прямо в офисном костюме и белой рубашке.

Китай ставит перед собой задачу — нарастить свое присутствие в нашей стране. В интервью одному из отраслевых изданий директор по развитию в официальном представительстве SANY в России Антон Николаев заявил: «В случае ухода из России некоторых производителей их место оперативно займут китайские». Сомневаться в этом не приходиться.

 

Специалисты голосуют за импорт

Отечественной дорожно-строительной техники было значительно меньше. Хотя здесь присутствовали также новинки, оригинальные решения. Особое внимание привлекал пневмоколесный экскаватор E145W — детище Тверского завода «Эксмаш». В этой модели не используются импортные комплектующие.

Состоялся традиционный конкурс «Инновации в строительной технике». Награды присуждались в девяти номинациях. Нововведение этого года — определение победителей в тех же номинациях через онлайн-голосование всеми желающими. В онлайн-голосовании приняли участие более 650 специалистов. Их мнение совпало с мнением официального жюри не по всем позициям. В отличие от жюри им, увы, не понравилась ни одна отечественная модель.

К сожалению, не увидели мы некоторых постоянных участников СТТ. Как говорится, и в зной, и в дождь над уличной экспозицией возвышались стрелы кранов «Галичанин». Но не в этот раз. «Не успели подготовить ничего нового, вот и не приехали», объяснил начальник отдела продаж Галичского автокранового завода Владислав Уваров.

Исчез из уличной экспозиции Петербургский тракторный завод («Кировец»). Обычно он выставлял несколько моделей тракторов и бульдозеров, вокруг которых собиралось немало народа. В этот раз его стенд, весьма скромный, обнаружился внутри павильона. На столе стояли небольшие макеты заводских изделий. «Кировец» также не успел выпустить к выставке новую модель.

 

… А заменять его придется. И делать не хуже

Проблема и у Галичского автокранового завода, и «Кировца» одна. Они остались в связи с санкциями без импортных комплектующих. К примеру, в конструкции «Галичанина» доля импорта доходит до 40%. Специалисты этих заводов срочно ищут замену привычным комплектующим (как и специалисты других российских предприятий, использующих импорт из западных стран).

Обычно сначала замену ищут внутри страны и нередко выясняют, что отечественные изделия дороже зарубежных. «Завод подъемников» в Ивановской области, лишившись поставок итальянских зарядников для аккумуляторов, нашел изготовителя во Владимирской области. Владимирский зарядник оказался в четыре раза дороже итальянского! «И это при том, что в цену итальянского зарядника входят расходы на его доставку. И где находится Италия и где Владимир?», — изумляется коммерческий директор «Завода подъемников» Сергей Тимофеенко.

«Завод подъемников» — единственный в России серийный производитель ножничных подъемников — также впервые за последние годы пропустил выставку. Правда, выбор ножничных подъемников все равно был большой. Китайского производства.

В рамках деловой программы на выставке импортозамещению был посвящен круглый стол. В ходе дискуссии были предложены меры, которые позволят надежно избавиться от иностранной зависимости.

Но полностью обойтись без импорта нереально. Заметим, ведущие зарубежные производители строительной техники также широко используют импортные комплектующие. Сотрудники китайских компаний с гордостью подчеркивали: вот в той модели установлен японский двигатель, а вот в той — немецкие детали. Представитель одной из турецких компаний практично сказал: а зачем мы будем делать то, что другие умеют делать лучше? Разумнее у них купить.

 

Дебютанты находят поклонников

Компания «Легострой» (Калининград) приехала на выставку первый раз и сразу оказалась в центре внимания. Компания презентовала технологию строительства быстровозводимых зданий из блоков — по принципу детского конструктора Lego (отсюда и название). Блоки делаются из полистиролбетона, самого теплого строительного материала, и здания дополнительно можно не утеплять. К тому же полистиролбетон не подвержен воздействию грибка.

Блоки имеют шипы, что позволяет ставить их друг на друга без какого-либо дополнительного материала. Существуют разные аналоги строительства по принципу Lego. Особенность технологии, применяемой в Калининграде, использование очень крупных блоков (2400 х 400 х 600 мм). Из них построено уже более 100 частных домов. Обычно они имеют один-два этажа. Но прочность блоков позволяет возводить до пяти этажей.

На СТТ «Легострой» провел мероприятие под названием «Дом за час». В течение часа был собран одноэтажный дом площадью 70 кв. м. Но больше всего, сказали менеджеры, посетителей заинтересовали формы для производства блоков. Технология изготовления форм разработана самой компанией.

Толпились люди у стенда другого дебютанта выставки — компании «Дробтехмаш» (Йошкар-Ола). Предприятие проектирует и изготавливает асфальтобетонные заводы непрерывного типа. Строителям они известны под торговой маркой «Stanver». Посетителей привлек мобильный барабан-смеситель (составная часть асфальтобетонного завода) производительностью 150 т/час. Его конструкция позволяет получать асфальтовую смесь с применением старой асфальтовой крошки. Крошка может составлять до 35% в общем объеме смеси. И качество полученного материала не страдает. На предприятии подсчитали, что применение данной технологии позволяет экономить до 1000 рублей на каждой тонне новой смеси. Таким образом, можно использовать всю крошку, которая образуется во время ремонта дорожного покрытия.

К сегодняшнему дню сделано пять установок «Stanver». Одна из них работает в Уфе уже три года, уточнил технический директор компании Валерий Коршунов. Что важно для текущего момента — предприятие практически не использует импортные комплектующие при изготовлении своих асфальтобетонных заводов.

 

… и становятся профессионалами

Тема рециклинга — производство нового асфальта с применением старого — присутствовала и на прошлогодней выставке. Ее дебютантом был «Завод Татмаш» из Алексеевского района Татарстана. Встретили мы его и сейчас. В прошлый раз завод только заявил о себе как изготовителе асфальтосмесительных установок, способных перерабатывать старый асфальт. На сегодняшний день, сказал менеджер Антон Лобач, асфальтобетонные заводы «Татмаш» работают в Оренбургской и Вологодской областях.

В мире рециклинг активно развивается. У нас в этом направлении делаются первые шаги. Процесс не очень-то простой. Специалисты говорят, основной проблемой, препятствующей массовому использованию вторичного асфальта, является непредсказуемость его зернового состава. Необходима предварительная подготовка такого сырья — дополнительное дробление и сортировка по фракциям.

Строителям следует убедиться, что асфальтогранулят пригоден для повторного использования. Нужны лабораторные исследования, изучение старой исполнительной документации для понимания рецепта смеси, уложенной когда-то на конкретном участке дороги. Зачастую уже нет той организации, которая когда-то строила дорогу, и документы не найти.

В общем, использовать старую крошку решаются пока немногие. Потому и асфальтобетонные заводы, с установками холодного и горячего рециклинга, в России столь немногочисленны.

Пока применение изношенной крошки практикуется в основном на федеральных трассах. Здесь и асфальт изначально был положен высокого качества, и строительством занимаются одни и те же компании, у которых с архивами исполнительной документации все в порядке.

Однако за рециклингом будущее. Особенно в регионах, где есть дефицит щебня, а таких у нас немало. И на будущих выставках мы наверняка увидим новинки оборудования и передовых технологий переработки старого асфальта.

 

P.S. У входа в один из выставочных залов стоял скромный легковой автомобиль. Компания «Дрегер» предлагала… современный немецкий алкотестер. Как-то не по теме выставки.

— Очень даже по теме, — возразил представитель компании Евгений Курсин. — Тут же демонстрируются автомобили, а в них должны ездить трезвые водители. Знаете, сколько народа интересуется?

Алкотестер устанавливается в автомобиле. И пока водитель в него не подышит, мотор не заведется. Не заведется также, если водитель «под градусом». Дисциплинированные европейцы добровольно устанавливают алкотестер в личные автомобили. На выставке, по словам Евгения, этим оборудованием интересовались руководители компаний. В личных автомобилях россияне его устанавливать не намерены.

Кстати, ни под какие санкции алкотестер не попал!

 

Елена Бабак

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо