Туриндустрия в России строится долго, дорого и бестолково
Призыв о развитии отечественного туризма, похоже, прошел мимо самого Ростуризма – планы по вводу объектов абсолютно не соответствуют действительности.
Счетная палата РФ представила Заключение о результатах внешней проверки исполнения ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 г.» в Федеральном агентстве по туризму.
Так, Ростуризму на 2021 г. были утверждены бюджетные ассигнования в сумме 9 188 586,3 тыс. рублей в виде субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах туристских кластеров. Однако в 2021 г. Ростуризмом были внесены изменения в ФАИП и в сводную бюджетную роспись на 2021 г. в части увеличения объемов финансирования на общую сумму 360 982,5 тыс. руб.
Всего с учетом внесенных изменений в ФАИП Ростуризму на финансирование объектов капитального строительства утверждены бюджетные ассигнования в сумме 9 471 426,4 тыс. руб.
Реализация инвестиционных мероприятий в прошлом году осуществлялась в 25 субъектах или 26 туристских кластерах. Было профинансировано строительство или реконструкция 50 объектов обеспечивающей инфраструктуры из 55 предусмотренных соглашениями, по 5 объектам обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров строительные работы не проводились.
По состоянию на 1 января 2022 г. кассовые расходы на создание обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров составили 6 902 193,5 тыс. руб. или 72,9%.
Из 30 объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2021 г., не введен 21.
Из 21 объекта по трем достигнута 100% техническая готовность, но не получены разрешения на ввод. Речь идет об автомобильной дороге «Урлу-Аспак – Каракол» км 2+000 – км 5+300 строительство (Республика Алтай); реконструкции Чебоксарского залива и Красной площади в рамках создания кластера «Чувашия – сердце Волги». Ливневая канализация (Чувашская Республика); а также об объектах инфраструктуры для обустройства особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории муниципального образования «Слюдянский район». Сети ливневой канализации» (Иркутская область).
При этом техническая готовность 18 объектов, подлежащих вводу в прошлом году, но не введенных в эксплуатацию, по состоянию на 1 января 2022 г. составила от 0 до 99%.
Если говорить о региональном разрезе, то наибольшая стадия готовности отмечена в Карачаево-Черкесской Республике – 99%, и вообще нулевая готовность – в Иркутской и Ярославской областях
Кроме того, не введены в эксплуатацию 2 объекта, профинансированных еще в 2019–2020 гг. Первый объект – Вологодская область, туристский кластер «Русские берега», объект «Историко-этнографический музей «Усадьба Гальских», берегоукрепление», с плановым сроком ввода в эксплуатацию в 2019 г. И второй – Тверская область, туристский кластер «Волжское море», объект «Реконструкция автомобильной дороги по ул. К. Маркса, ул. Ленина, ул. Волжская, ул. Речная, г. Калязин, Тверская область», с плановым сроком ввода в эксплуатацию в 2020 г.
В целом по итогам 2021 г. из 54 объектов обеспечивающей инфраструктуры по 26 объектам не достигнуты показатели технической готовности.
Примечательно, что в 2021 г. Ростуризм нарушил п. 7 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Так, в соответствии с ним конкурс на предоставление грантов проводится ведомством не реже одного раза в год. Однако, Ростуризмом в 2021 г. конкурс на предоставление грантов не проведен.
А само заключение соглашений Ростуризмом с получателями грантов начато с мая 2021 г., т. е. более чем через 6 месяцев с даты определения победителей конкурса. В результате это повлекло за собой отказ 25 грантополучателей от заключения соглашений с Ростуризмом на предоставление грантов в связи с потерей актуальности и удорожанием проектов.
Эвелина Ларсон
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала "Строительство". Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.